В каждом сердце есть храм

Apr 26, 2012 21:52



<Как почетный святой, почетный великомученик, почетный папа
римский нашего королевства приступаю к совершению таинства брака.>

А началось все с того, что меня замучила совесть.

За то, что я ни разу не заходила в местную городскую церковь. Хотя-нет, началось все гораздо раньше, еще в Мюнхене, когда я увидела красивейшие резные скамьи в одной из церквей. Великолепная резьба бросалась в глаза и потом, вот например в Штирии. Но сил подумать на эту тему не было.


Так вот, в выходные, пробегая мимо городской церкви, решила открыть двери. Тем более, что и дождь шел.
Церковь святого Марка. Римско-католическая церковь города Дорнбирн. Эта церковь называется в народе также „деревенской или базарной“. Церковь святого Марка впервые упоминается в 1130 и современная церковь представляет собой как минимум 5-ое здание на этом месте.
В сегодняшней форме церковь государственного архитектора Мартина фон Кинк была построена в 1839-1840 и является смесью классицизма и историзма. Это здание с круглой апсидой и свободно стоящей восточной башней со шлемом шпица фронтона.
Здание выглядит и через больше чем через 150 лет как инородное тело, если учитывать мелконарезанные участки в окрестностях. Также церковь противоречит региональнам строительным традициям. С 1967 по 1969 церковь перестраивалась под руководством архитектора Эмиля Штеффанна из Бад-Годесберга. В 1999 обновлялась боковая капелла под руководством архитектора Вольфганга Рича. При этом над капеллой был возведен стеклянный куб который предоставляет прозрачность и приглашает задержаться внутри.


С 1266 здесь доказательно имелся священник  и с 1401 церковь. После пожара церковь в 1669-1670 была расширена и барокизирована. В 1751-1753 было возведено новое здание по планам Каспара Коллера. В 1839-1840 здание снова было перестроено. С 1967 по 1969 происходила внутренняя реставрация и переоформление под руководством архитектора Эмиля Штеффана.


Церковь с могущественным зальным помещением и круглым хором под двускатной крышей имеет  портик с колоннами по всей ширине основного лицевого фасада и имеет справа свободную стоящую колокольню. На входной стене над 3 порталами фреска Христа - мирского судьи, слева от него - вознесение воинов на небо со святыми Мартином и Марией, справа - отцы церкви Аугустин, Иеронимус, и Христостомус и поэты Данте и Милтон и художники Микеланжело, Дюрер, Рубенс, Синьорелли и наверху борьба злых духов художника из местных Йозефа Хубера 1923 года. В поле фронтона портика мозаика - это въезд Иисуса в Иерусалим Йозефа Хубера 1924 года.


Скажите пожалуйста, Данте и Милтона почтили церковной фреской... И стало уж совсем любопытно - а что же внутри?


Внутри расположена фреска "поклонение королям и пастухам" с фигурами старого и Нового завета 1849  художника Иоганна Каспара Рика. И другие  фрески Франца Платтнера 1876-1877 годов.


Большой основной орган - самый большой в Форарльберге и был построен Йозефом Беманном (Schwarzach) в 1927-28. Проспект делался по плану скульптора Томаса Меннеля. Инструмент имеет более 72 регистров. Особенностью органа являются добавленные Беманном позже голоса высокого высокого давления. В 1986 фирма Кун (Меннердорф / CH) проводила реставрацию. Орган хора -1969 года, органный мастер Ханс Карл, насчитывает более 15 регистров.




Народный алтарь и купель скульптора Герберта Альбрехта - 1969 года. В башне висят 5 колоколов. Все кроме второго самого маленького колокола отливались в Капфенберге в 1922. Оставшийся бронзовый колокол относится к 1548 году; литейщиком был Ханс Малин из Лотарингии.








И вот здесь я снова увидела не обычные скамейки, а любовно резные, теплые, говорящие.


Это же отдельное произведение искусства!  Страшно жаль, что об этих скамьях и их авторе никакой информации на церковном портале нет.
Да и вообще - нет. Стоят скамейки, безымянные и обезличенные. И стало мне интересно - а откуда это вообще появилось? И какую эта красота имеет предысторию?






Она сама собой разумеется в наших церквях. Кое-где ее оценивают и любуются, прежде всего прекрасными боковыми панелями. Часто, однако, на нее сердятся и не замечают ее заслуг.
Церковной скамье потребовалось долгое время, пор пока она не стала принята в наших церквях. Первоначально сидеть во времй богослужения было несовместимо с высоким статусом этого действа. Сидеть был0 позволен0 только епископу при исполнении его судейских и обучающих обязаннстей.






На богослужении в старой церкви епископ и с ним вместе пресбитер сидели в полукруге на скамье священника в апсиде, в то время как диаконы стояли. Церковная скамья обязана ее местом в наших церквях тому обстоятельству, что положение сидя - это оптимальное положение для восприятия на слух.


Но это была длинная дорога от факта лучшего восприятия проповеди на слух в сидячем положении в 1-ом письме коринфян о св. Бенедикт, который предусматривал сидеть при ночном словарном богослужении (Vigil), и введении кресел в алтарной части в церквях монастырей. Только после реформации церковные скамьи станут постоянной составной частью церкви.
Традиция церковных скамей восходит к традиции совместного застолья Иисуса и апостолов, а кроме того - к скамье, опоясывающей по периметру еврейские синагоги. (если бы не прочитала своими глазами эту фразу католического свящнника на церковном портале - не поверила бы в такую толерантность католиков по отношению к иудеям).




Постоянная церковная скамья появилась только к концу позднего средневековья. До тех пор
было принято, чтобы верующие стояли или сидели на складных стульях. Средневековые источниkи поэтому обозначают мирян как "стоящие".


Права сидеть во время церковной службы в средневековье не имелось. Только священнослужителям было позволено садиться во время богослужения. Господа, покровительствовавшие церквям и дворянство имели право позаботиться о собственных посадочных местах.С момента появления класса буржуазии  в городах это искало более соответствующее она искала возможности утвердиться и в церкви. Это происходило учреждениями капелл и алтарей, но и строительством собственных скамей. Оформление скамьи служило также повышению авторитета владельца. Скамьи уже не были передвигаемым сиденьем как складной стул или табуретка, а первоначально простой скамьей, которая больше была предназначена дя стояния на ногах или коленях нежели сиденияю. Богатством убранства буржуазия противопоставляла себя простым смертным.








Раз уж я начала копать, копну и вширь. А кто такой был этот святой Мартин, которому посвящались не только церкви, но и дни в святцах?


Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus; 316, Савария, Паннония, Римская империя - 8 ноября 397, Кандия, Лугдунская Галлия, Западная Римская империя) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых. Память святого отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 (25) октября (православные)
Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии.
Странно, что он не самый почитаемый святой в асвтро-венгрии. Ибо Паннония - это часть современной австрии.
Первоначально, Паннония - регион обитания паннонцев, скордисков, бревков, карнов и дарданийцев, с 9-10 годов - римская провинция, занимавшая территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словении. Вот как если ехать из Вены в сторону Нойзидлерзее. До сих пор множество спа и пансионатов называются Паннония.
Главными городами провинциальной администрации стали Аквинк, Карнунт, Сирмий, Мурса и Петовий. Проживающие в провинции кельты жили в отдельных поселениях (civitates). (Вот интересно, не эти ли кельты привнесли в культуру древних австрийцев кильт?) В 108 г. Траян разделил Паннонию на Верхнюю (Superior), с центром в Карнунте, и Нижнюю (Inferior), с центром в Аквинке. Первая стала управляться консульским легатом, вторая - преторским, а начиная с Марка Аврелия - также консульским. Первым прокуратором Нижней Паннонии стал Адриан.


С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс свою службу в качестве офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.


А до того, как стать монахом, был он рыцарем и встретил на дороге нищего. За неимением денег Мартин отрезал половину от своего роскошного плаща и отдал убогому. Этот подвиг святого Мартина был наиболее любим последующими поколениями художников и скульпторов. Поэтому картин и скульптор, изображающих Мартина, отрезающего пол-плаща для нищего, много по всей Франции и Германии.(Святой Мартин числится как  среди покровителей Франции, так и среди небесных заступников Германии). Наиболее известная картина принадлежит кисти Эль-Греко.


Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов.
Основу легенды о святом Мартине составляет сказание о том, как однажды легион, в котором служил Мартин, приблизился к французскому городу Амис.
Была осень. В поле свистел, завывал резкий холодный ветер. Он пронизывал насквозь. Солдаты мечтали о теплом очаге и ускорили шаг. Вот они уже вошли в городские ворота. Воины не заметили сидевшего у городских ворот старого, полуобнаженного человека. От холода и голода он стучал зубами и дрожащим голосом просил о малой милостыне. Но солдаты проходили мимо него твердыми, быстрыми шагами. Они не удостоили нищего даже взглядом. Мартин, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке. Когда он увидел мерзнущего и голодного нищего, просящего милостыню, то, к удивлению солдат, он остановил легион и достал меч. Солдаты не поняли в чем же дело. Что он собирается делать? Почему он достал меч? Ведь перед ним сидит беспомощный человек, нищий.
А Мартин спокойно взялся левой рукой за свою красную накидку и острым мечом отрезал ее половину, затем быстрым движением бросил кусок накидки в руки нищего. После этого он достал из сумки хлеб и отдал его нищему. Старик хотел поблагодарить Мартина, но тот уже въезжал в город Амис.

День Святого Мартина - это одна из немногочисленных еще живых традиций, которая объединяет все поколения немцев... и ежегодно стоит жизни десяткам тысяч немецких гусей.
И не только немецких. В австрии день святого Мартина  невероятно популярен.
На день Святого Мартина полагается есть гуся: набираться сил перед долгим рождественским постом. И этот самый  Martini Gans благоговейно почитается по крайней мере в моем Форарльберге.
Гусь - это тоже давняя традиция. Согласно легенде, смиренный Мартин Турский, один из первосвятителей Западной Европы, спрятался однажды в стае гусей, когда его хотели избрать епископом: он считал себя недостойным. Но гуси выдали его криком. Вот и приходится им до сих пор расплачиваться за это предательство.

А начиналось все так безобидно и главное - кратко. Провинциальная церковь в провинциальном заштатном городке. Какие тут могут быть истории?

Возврати себе храм,
Возврати себе свет.
Ётим светом будь свят,
Ётим светом согрет.
Возврати себе кров,
Дом, где спит твоя кровь.
Возврати себе жизнь,
Веру, правду, любовь.
Припев
Мой храм - ветер надежды,
Мой храм там, где и прежде.
В мой храм я возвращаюсь,
Руки всем вам соединив.
2
В каждом сердце есть храм,
Имя храму - любовь.
Мы войдем в этот храм,
Храм войдет в нашу кровь.
Возврати себе храм,
Возврати себе свет.
Этим светом будь свят,
Этим светом согрет.
<......>

Дорнбирн, искусство, церковь, Австрия, Ст. Мартин

Previous post Next post
Up