"
Принц Евгений Савойский, по мнению моему, совершенный герой; нет таких добрых качеств, которых бы в нем не было: он откровенен, учтив, прост в обращении, не теряя, однако же, приличия, и горд без тщеславия; он не способен обманывать никого, и каждому слову, исходящему из уст его, можно верить, как самой истине; он красноречив, знает науки и читал много; говорит совершенно на пяти языках: латинском, французском, немецком, италиянском и испанском. Ненависть ему неизвестна, и угнетаемая добродетель всегда найдет в нем защитника. На войне он всегда весел, бдителен, внимателен и ровен, даже находясь в жесточайшем огне. Никто лучше его не знает военного искусства: это доказывают десять сражений, им выигранных. В политических делах он проницателен и изъясняется хотя в немногих словах, но очень ясно. Он ненавидит комплиментов и не терпит благодарности за оказанную им милость. Будучи справедлив в высочайшей степени, он не отречется дать удовлетворение каждому честному человеку, ежели сей, думая быть от него оскорбленным, потребует оного. Словом, это совершенный человек во всех отношениях."
ЗАПИСКИ О ПРЕБЫВАНИИ ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ РОССИЙСКОМ ДВОРЕ В ЗВАНИИ ПОСЛА КОРОЛЯ ИСПАНСКОГО <
......>
Выйдя из Габсбургского склепа, еще щурясь на солнышко и плохо ориентируясь в пространстве, через пару шагов окунаюсь в яркию, перструю, шумную, бурлящую жизнь Кернтнерштрассе. Что у нас там по плану? И остались ли еще силы на какие-то планы? Краткая инвнтаризация показала, что на последний бросок сил хватит. Тем более, что и идти-то недалеко. В боковой улочке неподалеку от Штефансдома расположен дворец, зимняя резиденция человека, являющаяся наряду с Габсбургами символом империи. Подходя к дворцу, я еще не знала (стыдно то как!), что в этом году - юбилей, 350 лет со дня рождения. (о Бельведере и Евгении Савойском я писала
вот тут)
В потоке книг и сочинений (до сих пор их насчитывалось 1800), которые славили Евгения на протяжении последних трех столетий, нет ни малейшего указания на личную жизнь знаменитого полководца. Тому есть одна очень простая причина: после Евгения не осталось ни одного личного письма. Его корреспонденция касается исключительно войны, дипломатии и политики. Даже в архивах известных современников, которые переписывались с ним, нельзя обнаружить ни следа личных сообщений. Кажется, что личной, интимной стороны жизни Евгения просто не существовало. Нам осталось только железное лицо солдата, дипломата и государственного деятеля. Практически нечеловеческий образ героя, не оставляющий ни капли места для чувств, слабостей или же сомнений.
Женщины? Похоже, этот воинственный монолит никогда не прикасался ни к одной из них. Евгений, который был одним из самых богатых и уважаемых людей своего времени, никогда не был женат. Хотя некоторых женщин связывают с ним, в первую очередь графиню Элеонору Баттьяни, которая считалась его «официальной любовницей» с 1715 года, однако то, что осталось из ее переписки с Евгением, не дает ни малейших намеков на интимную связь. Быть может, женский пол был скорее нужен Евгению, чем приятен: похоже, существуют документальные подтверждения тому, что он, как пишет трубочист в декабре 1720 года, поселил графиню Пальфи, возлюбленную Иосифа, на Химмельпфортгассе (то есть неподалеку от своего собственного дворца) для того, чтобы иметь возможность контролировать ее (см.: Макс Браубах. Принц
Евгений Савойский. Вена, 1964, т. 3, с. 21 и далее).
При этом точно известно, что детство и юность Евгения, проходившие во Франции, протекали неупорядоченно, его воспитанием занимались мало, более того, он рос практически без надзора. Английский историк Николас Хендерсон пишет: «Точно известно, что в ранней юности Евгения были темные стороны. Он общался с небольшой группой женоподобных мужчин, к которой принадлежали такие опустившиеся субъекты, как молодой аббат де Шуаси. Он всегда ходил в женской одежде и время от времени надевал экстравагантные серьги и парики для пожилых женщин» (Н. Хендерсон. Принц Евгений Савойский. Лондон, 1964, с. 21). Из писем невестки Людовика XIV, Лизелотты Пфальцской, графини Орлеанской, следует, что гомосексуальные приключения Евгения, о которых говорит аббат Мелани, соответствуют этому времени. Лизелотта лично знала Евгения, когда он еще жил в Париже. Ее тетка, курфюрстша София Ганноверская, рассказывала ей, что у Евгения были прозвища вроде Симона или Мадам Л'Ансьен; что молодой Савойский по отношению к ровесникам «действовал как дама»; что во время его эротических похождений его сопровождал принц Туреннский; что обоих звали «всеобщими шлюхами»; что Евгений никогда не увивался за дамами, поскольку молодые пажи «были ему милее»; что церковная карьера, которую он начал, оказалась для него закрыта из-за его «испорченности» и что, вероятно, он забудет в Германии «искусство», которому выучился в Париже. <
........>
Как оказалось, Евгений Савойский - это не только сказочный Бельведер.
Зимний дворец (городской дворец) принца Евгения Савойского - это значительный дворец в стиле зрелого барокко в Венском Внутреннем городе (1-ый район), переулок Химмельпфорт 8. Дворец служил полководцу главным образом как зимняя резиденция, в то время как лето он проводил в замке Бельведер.
В исторических помещениях в бельэтаже были, вплоть до начатой в 2007 генеральнореставрации городского дворца, располагалос`министерство финансов. В ходе этих работ парадные залы реставрировались в соответствии с оригиналом и предстали в оформленном для принца Евгения барочном богатстве. Министерство передало осенью 2013 раньее использованные им парадные залы федеральному музею галерее бельведер, которая, начиная с 350-ого дня рождения принца, открывает доступ общественности во дворец.
Городской дворец или зимний дворец принца Евгения Савойского в сегодняшнем (до 1857 был окружен городской стеной) старом городе Вены было основное местожительство успешного полководца. Здесь находились самые большие части знаменитых коллекций хозяина, в том числе чрезвычайно обширная библиотека.
Городской дворец служил, прежде всего, также представительным целям. Принц Евгений исполнял высокопоставленные обязанности в габсбургской монархии, - в том числе он был в 1703-1736 президентом придворного военного совета и в 1714-1724 формально исполнял обязанности наместника австрийских Нидерландов. Поэтому он должен был давать соответствующие приемы и аудиенции.
С градостроительной точки зрения дворец на особом положении, так как принц Евгений не выбирал соответствующий социальному положению участок под застройку - как например Херренгассе, которая еще ближе к Хофбургу - а абсолютно несенсационый узкий переулок Химмельпфорт. После его прибытия в Вену успешный полководец не располагал собственной квартирой и жил в доме тогдашнего испанского посла.
В 1693 и 1694 задокументированы первые закупки земельных участков; несколько более старых домов, а также ранне-барочный театральный зал были присоединены к ареалу. В 1697 Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (ну кто же еще?) по поручению принца Евгения начал строительсто дворца с 7 осями; производителем работ был Андреа Симоне Карове. Заказ на каменотесные работы получил Иоганн Томас Шилк, имющий семейные связи с каменоломнями.
Большой портал с боковыми рельефами (слева: Геркулес в борьбе против великана Антея; справа: Энеас спасает его отца из горящей Трои) сработан из императорского камня, скульптором был Лоренцо Маттьельи. К этой строительной фазе относятся также замечательные лестницы со ступенями из императорского камня, с фигурами атлантов, которые служат вместо колонн как опоры. В центре стоит отдыхающий Геркулес, над которым профильный портрет принца ведет дальше к написанной маслом картине Луиса Доригни "Аполлон на солнечной колеснице" (1710/11). Скульптуры из Цогельсдорфского камня на лестнице создал Джованни Гиулиани. Поставки из императорской каменоломни происходили от мастера Райхардта Фукса. Самое важное помещение,законченное еще под руководством Фишера фон Эрлах - т.н. Красный салон, бывшая комната аудиенций. Здесь вызванные в 1697 в Вену художники Маркантоньо Киарини (квадратура) и Андреа Ланцани (фигуры) написали "принятие Геркулеса на Олимп"
В 1702 Иоганн Лукас фон Гильдебрандт принял руководство строительством . К этой фазе относятся несколько парадных залов, прежде всего, золотой кабинет с написанной маслом картиной Solimenas. После приобретения примыкающего с востока дома фасад расширился в 1708 до 12 осей.
Во время последней реставрации рядом с вестибюлем был открыт Sala terrena с причудливыми живописями Йонаса Дрентветта. Он в течение десятилетий использоваля для склада актов и бумаг. Помещение не упоминается в источниках. Так как, тем не менее, медальон, изображающий "Histoire" в середине стены между окнами, среди битв принца Евгения упоминается "Höchstätt" фреску можно датировать 1704 годом.
В 1710 были встроены домашняя капелла и галерея. А также центральное помещение аудиенцзал, т.н. Синий салон с фресками Маркантоньо Киарини и Луиса Доригни. В 1719 17-осный фронт расширился с приобретением на западе примыкающего дома. Лоренцо Маттьельи оформлял рельефы ворот и стенные декоративные фонтаны во дворе.
Принц Евгений умер в 1736. Его племянница Анна Виктория Савойская, 17 апреля 1738 сочетавшаяся браком с принцем Заксен-Гильдбургхаусен, была как наследница одной из самых богатых людей Европы. (Ее супруг Йозеф Фридрих фон Заксен-Гильдбургхаусен служил Габсбургам как полководец и армейский управляющий). Она продала с аукциона владение Евгения; дворец перешел во владение (как большинство других дворцов принца) императорского двора и был после реконструкции использован для размещения различных государственных учреждений, с 1848 k.k. Министерства финансов.
Роскошная лестница 8 апреля 1945 только чудом изехала разрушения. В это воскресенье происходило в 14 ч. в ходе захвата Вены Красной армией нападение советских самолетов на Внутренний город. При этом бомба пробила крышу дворца и взорвалась на чердаке. Плафон французского художника Луиса Доригни был поврежден, но был восстанолен.
Фишер фон Эрлах планировал создать здесь самую великолепную парадную лестницу Вены.
Биография принца Евгения и, прежде всего, короткий промежуток времени, за который он мог соорудить несколько роскошных замков и дворцов, указывает, какие возможности имелись конец 17. или в начале 18-ого столетия для решительных и энергичных, но неимущих молодых аристократов, если у них были хорошие отношения с династией. Уже через 11 лет на службе императора он начинает сстроительство городского дворца. В 1694 тогдашний фельдмаршал, имеющий еще финансовые трудности, покупает у графа Карла Макса фон Турна скромный земельный участок в переулке Химмельпфорт. Участок под застройку был не совсем подходящ для высокого аристократа, так как он лежал в стороне от аристкратического квартала и недалеко от городской тюрьмы. Кроме того, местность вокруг переулка Химмельпфорт была чрезвычайно бюргерским раионом.
Уже в 1697/98 художник и архитектор Маркантоньо Киарини, а также Андреа Ланцани украсили фресками потолки зала. Это было новшеством для Вены, так как до сих пор лестничные клетки и залы украшались здесь фресками, в то время как жилые помещения и и представительские помещения имели оштукатуреные потолки.
Супрапорты дверей - работа Петера Пауля Рубенса и были украшены портретами в т.ч. Карла смелого и императора Максимилиана I.
В 1711 году дворец был достроен. В апреле этого года принц уже принимал здесь турецких послов.
4-этажный дворец относится к самым прекрасным барочным дворцам Вены. Первый этаж и бельэтаж скомпанованы в цокольную зону. На обоих верхних этажах фасад делится 18 снабженными пазами пилястрами с ионийскими капителями. У 3 ворот такой же внешний вид. Они обрамлены 2 рельефами из греческой мифологии. 4 рельефа приписываются Лоренцо Маттьельи. Рельефы на западных воротах - неизвестного мастера. Над каждыми воротами находится соответственно один балкон, каменные перила которого окружают 2 большие вазы.
Над средним балконом расположен большой каменный герб принца. На его месте над другими балконами декорации различным оружием.
Поскольку мне никто не сказал, что фотографировать строжайше зпрещео, первый зал я успела заснять. потом охранник просто ходил за мной хвостом.
Многочисленные отделки фасада в форме военных объектов как шлемы и знамена указывают на военную профессию хозяина. Также многочисленные изображения Геркулеса, которые находятся в здании, должны напоминать о его военной силе и его победах, хотя принц был физически явно не Геркулес.
Плоская крыша здания прячется за декоративной баллюстрадой. На ней стояли 18 каменных фигур, которые представляли римских богов и различные аллегории. Они исчезли в 1931 и считаются утерянными.
Собственно представительские помещения начинаются с т.н. спальни и 3 по цветам обоев названных салонов. Следуют золотой кабинет с домашней капеллой, зал картин битв и еще один салон. Эти помещения сохранили их барочный характер вопреки более поздним изменениям. Желтый салон был первоначально почти вдвое больше и служил как картинная галерея. Президент придворной палаты, Карл Фердинанд Граф Кёнигсегг-Ерп, повелел разделить помещение на спальню и салон для его супруги.
Последнее помещение и является сегодня желтым салоном. Фреска на потолке - Луиса Доригни, которая показывает похищение ореитии северо-восточным ветром, еще сохранилась, но не заметна из-за опущенного в 1752 потолка. Обшивка панелями стены с окнами украшена - также как в красном и Синем салоне - причудливыми живописями Йонаса Дрентветта. В Красном салоне принц давал аудиенции. Сегодня его стены обтянуты обоями из красной шелковой ткани. Первоначально они были обиты красным бархатом. Большая фреска потолка показывает вновь подвиги Геркулеса. На этот раз его принятие на Олимп.
Сегодня Синий салон - это самое большое помещение дворца. Здесь стояла когда-то "парадная кровать". Она была продана после 1736.
Пожалуй, самое прекрасное помещение дворца - это узкий золотой кабинет. Принц Евгений использовал это как помещеие для завтрака. Его стены, окна и двери перегружены позолоченной резьбой по дереву. Размешенные друг нпротив друга зеркала симулируют бескрайнюю золотую галерею. Также резной и позолоченный потолок из липовой древесины спасает картину с многочисленными фигурками ангелочков в центре. В ее углах резные медальоны показывают мифологические сцены. Сегодняшнее оборудование помещения - дело рук императрицы Марии Терезии, которая демонтировала первоначальную запланированную Иоганном Лукасом фон Гильдебрандтом облицовку стены и по-новому устанавила в бельведере. Потолок однако оригинален, так как он не была транспортабелен. <
......>
Никакие охранники, далеко не бесшумно топющие за моей спиной, не могли помешать моему восхищению, восторгу, совершенно невероятному ощущению величия и важности. Золото отрахалось в лучах заходящего солнца. Как хорошо, что народу там совсем мало.
Рекомендую. Пиршество для глаза.
Winterplast