Воскресный день нечаянно оказался не совсем обычным. О том, что в окрестностях города еще масса неоптиченных интересностей, я догадывалась и продолжаю догадываться. Не всегда они вот так запросто даются в руки, как в это воскресенье, чаще запутывают и сбивают с толку. Но тут все оказалось просто. Дом-вокзал-электричка. И через 25 минут я на месте. В вымершей в это морозное ммм хотела сказать - утро. Ну в общем в 11 тоже еще утро.
Гугль уже успел убедить меня в необходимости пешего марш-броска на расстояние в километра 3, но я решила лишний раз убедиться в отсутствии альтернатив. И была вознаграждена остановившимся вдруг у ног такси. 6€ и я доехала до пункта назначения с комфортом.
Замок Хартхайм расположен в районе города Линц, горной области Австрии. Замок этот - один из наиболее ярких примеров архитектуры эпохи Ренессанса. Замок представляет собой мощный прямоугольный архитектурный комплекс, по периметрам расставлены четыре башни, главная башня расположена у стены. Внутри самого замка есть небольшой двор. Помещения замка до реставрации были непригодными для посещения, но после 2002 года замок был адаптирован под посещение туристами.
Поместье Хартхайм располагается вдоль реки Дунай. В 1130 году в документах епархии Пассау упоминалась семья Хартхайм. Владельцы замка были служителями епископа Пассау. В 1287 году в документах на владение замка упоминаются три брата: Конрад, Петр и Генрих. Однако уже в 1323 году семья Хартхайм исчезает из списка владельцев замка.
В середине XIV века замок состоял из одной башни и окружающей её низкой стены, так же вдоль стен был вырыт неглубокий ров. После смены нескольких владельцев замок находит постоянных хозяев в лице семьи Аспан. В начале 30-х годов XVI века здание замка перестраивается в стиле Ренессанса. Воздвигаются четыре угловых башни и одна главная у стены. После этой перестройки, замок больше не изменял своей структуры. остопримечательность замка является сухожаровой шкаф с крафт пакетами.
В 1799 году замок приобретает принц Георг Адам. В это время замок находился в плохом состоянии. Из документов о собственности историки находят информацию о том, что в начале XIX века в замке отсутствовали двери, окна, а в некоторых помещениях даже потолки. В 1898 году принц Генрих Ш
тархемберг Камилло отдает замок на пожертвование Католической церкви.
Штарxемберг (Starhemberg, прежде Starchemberg) - старинный австрийский княжеский и графский род, ведущий свое происхождение от Гундаккара, построившего в 1176 г. в Верхней Австрии замок Шторхенберг.
В 1643 г. Штаремберги возведены в имперское графское, в 1765 г. - в княжеское достоинство, в 1803 г. - медиатизованы. Они владели тремя барочными дворцами в Вене и несколькими замками в Верхней Австрии.
Из этого рода происходили:
зальцбургский архиепископ Эберхард (занимал кафедру в 1427-29 гг.),
Эрнст Рюдигер Штаремберг (1899-1956) - лидер хеймвера, австрийский вице-канцлер, женатый на актрисе Норе Грегор;
Эрнст Рюдигер фон Штаремберг (1638-1701) - австрийский фельдмаршал;
Максимилиан Лоренц фон Штаремберг - австрийский фельдмаршал;
Гвидо фон Штаремберг (1657-1737) - австрийский фельдмаршал
После чего в здании замка образуется лечебное учреждение для душевнобольных и инвалидов, за которыми вели уход монахини-паллотинки. С 1900 года по 1910 проводятся ремонтные работы, после чего все хозяйственные пристройки и основное здание замка адаптируется под лечебное учреждение. В 1926 году лестницу в замке заменяют лифтом. <.....>
Строительство
замка Хартхайм было закончено в 1600 году. В 1898 году в нём был организован благотворительный и лечебный центр, в котором находились душевнобольные, за которыми ухаживали католические монахини из монашеской конгрегации паллотинок.
Во время II Мировой войны в нём находился центр насильственной эвтаназии Третьего рейха и воплощался один из этапов так называемой «Акции Т-4», инициированной рейхскомиссаром здравоохранения Карлом Брандтом. В ходе этой акции нацистами уничтожались инвалиды, душевнобольные и люди с ограниченными возможностями.
Перед началом II Мировой войны на переломе 1938-1939 гг. замок Хартхайм и его окрестности стали использоваться германскими нацистами как один из главных центров насильственной эвтаназии Третьего рейха. Проживавшие здесь ранее больные были насильственно уничтожены. В 1940-1944 гг. в замке было убито около тридцати тысяч инвалидов и лиц с умственными недостатками. Зимой 1944-1945 гг. нацистский институт насильственного умерщвления был ликвидирован. В 1948 году в замке снова начало действовать благотворительно-лечебное учреждение. В 1968 году благотворительное общество переехало в другое помещение, расположенное возле замка. С 1997 года в замке был организован музей, посвящённый жертвам нацистского режима.
В годы Второй Мировой войны в замке была организован огромный центр по насильственной эвтаназии под управлением рейх комиссара здравоохранения Третьего рейха Карлом Брандтом. Все мероприятия, осуществляемые в замке, на тот момент были частью так называемой «Акции Т-4». За всё время пользования замком в качестве нацистского «Института эвтаназии» в результате «лечения» погибли от рук врачей 18 269 человек в период с 1940 по 1941 год. И этой был только первый этап акции. В общей сложности в замке погибло около 30 тысяч человек.
В ходе этой акции уничтожались люди, страдающие неизлечимыми болезнями, психически больные и нетрудоспособные. В большинстве случаев родственники больных не знали об участи своих родных, лечащихся в «больничных центрах». Очень много пациентов центра эвтаназии были заключенными концентрационных лагерей, которые находились в верхней части Австрии. Также в числе пациентов были и преступники, с особо криминальным прошлым.
Нацистские лидеры оправдывали эти «дезинфекции» экономией средств по содержанию больных, а также общим здоровьем растущей нации. В ходе «Акции Т-4» в разных центрах насильственного умерщвления погибло 70 273 человек. Из расчета немецких экономистов того времени годовая экономия на этих больных составляла около 88 миллионов марок. Учитывая то, что эти больные могли прожить еще 10 лет, то из этого следует, что экономия на содержании этих больных одно десятилетие составляла 880 миллионов марок.
В ходе эвтаназии были убиты много известных деятелей, в их числе: Бернхард Хайнц Манн (1903-1942), немецкий католический священник; Карас Фридрих (1895-1942), американский католический священник; Ян Ковальский (1871-1942), польский епископ Старой католической церкви Мариавитес; Ида Малого (1894-1941), австрийский художник; Неунгёусерер Готфрид (1882-1941), американский монах-бенедиктинец; Силтен Вернер (1893-1942), протестантский богослов. Среди пациентов института умерщвления было немало здоровых людей, противников нацистского режима. В некоторых медицинских картах числилась не болезнь, а принадлежность к одному из трех классов: противник нацизма, коммунист или польский фанатик. В Хартхайме было убито около 310 деятелей духовенства.
После расследования выявился полный состав главного персонала центра эвтаназии:
Эрвин Ламберт - главный инженер по строительству газовых камер и крематория;
Рудольф Лонауэр - главный врач, руководящий всеми операциями по эвтаназии, так же являлся руководителем психической больницы в Линце;
Винсент Ногель - главный рабочий в крематории;
Франц Рейхляйтнер - инспектор уголовного розыска, главный по делам преступников-пациентов в замке, позже становится комендантом лагеря смерти «Собибор»;
Георг Ренно - заместитель главного врача Рудольфа Лонауэра, психиатр;
Антон Майер - «медбрат»;
Франц Штангль - инспектор Гестапо, позже комендант Треблинки;
Йозеф Валластер - надзиратель в крематории, позже надзиратель в концлагере «Собибор»;
Кристиан Вирт - начальник информационного бюро, руководил транспортировкой больных из концлагерей, позже становится комендантом лагеря смерти «Белжец».
В замке и по сей день сохранилась документация того, что происходило в Хартхайме во время национал-социалистического режима.
На данный момент в замке организован мемориал посвященный жертвам нацистского режима, который ежегодно посещается огромным количеством туристов. В 1997 году правительство Австрии решило отремонтировать замок, и организовать мемориал. В ходе реставрации были обнаружены помещения, в которых происходили массовые убийства больных. Именно в замке Хартхайм были впервые применены газовые камеры. В автобусном парке и садах замка были обнаружены многочисленные захоронения, в которых были обнаружены останки людей сожжённых в крематориях замка.
NS-Tötungsanstalt Hartheim, Abholungsbus mit Fahrer. (Foto Hartheim-Prozess)
В замке Хартхайм установлено более 40 мемориальных досок, посвященных жертвам концентрационных лагерей и центров эвтаназии.
Французский мемориал, посвященный памяти французских узников лагеря смерти «Маутхаузена» является самым первым мемориалом, установленным в замке после войны. Он был построен в 1950 году Амикалем де Мотозаном. Мемориал расположен в северной стороне замка рядом с окрестной деревней. На камне мемориальной доски выбита надпись: «Honneur aux Francais Victims de la Barbarie Nazie Morts an Hartheim pour la France et la Liberte du Monde». В переводе на русский язык: «В честь французских жертв, погибших вследствие нацистского варварства в Хартхайме за свободу Франции».
В октябре 2001 года был построен мемориал Дунайским Банком, находящийся на широте деревни Гстокет. В этой деревне происходили выбросы останков жертв эвтаназии в Дунай. На мемориальной доске высечены слова: «The water erased the tracks which the memory keeps». В переводе на русский: «Вода стерла следы, но сохранила память». Автором этих строк является Франц Ригер, который жил в этом районе Австрии.
Монумент воздвигнут местными властями в 2003 году в честь памяти жертвам национал-социалистического режима, бойцам сопротивления Игнацу Шуман и Леопольду Хилгарт. Памятник расположен в восточной части замка, рядом с входом в служебные постройки. Автором монумента является Герберт Фридл. <.....>
Вышла из машины. Пусто, тихо. Все вымерло. Впрочем - это неудивительно, в австрии по воскресеньям, тем более в таких деревушках, всегда все вымерло.
С внутренней стороны - огромная стоянка, чистое поле и странные скульптуры. Ветер дул морозный, любоваться скульптурами, даже если бы действительно было чем, не хотелось.
Вход - там, за стеклянными дверями, которые бесшумно и быстро раздвинулись, пропустили меня и так же бесшумно закрылись. На стене слева - мраморная доска, напротив - вход в помещение касс. Голо и холодно. С билетом в зубах выхожу во внутренний двор замка. У стены напротив - ржавые как бы доски, обозначающие территорию, где располагались лаборатории и другие помещения центра эвтаназии.
От сознания того, что здесь происходило не радует интерьер. И становится еще холоднее.
В левом углу - дверь, ведущая в зал памяти и в маленький внешний дворик.Сюда подьезжал транспорт с новыми жертвами
Программа умерщвления
«Т-4» («Акция Тиргартенштрассе 4») - официальное название евгенической программы немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Впоследствии в круг лиц, подвергавшихся уничтожению, были включены нетрудоспособные лица (инвалиды, а также болеющие свыше 5 лет). Сначала уничтожались только дети до трёх лет, затем все возрастные группы.
В Зале памяти - карта расположения медицинских центров.
Grafeneck
Gomadingen
Baden-Württemberg
20. Januar 1940 bis Dezember 1940
Brandenburg
Brandenburg an der Havel
Brandenburg
8. Februar 1940 bis Oktober 1940
Hartheim
Alkoven bei Linz
Oberösterreich
6. Mai 1940 bis Dezember 1944
Sonnenstein
Pirna
Sachsen
Juni 1940 bis September 1942
Bernburg
Bernburg (Saale)
Sachsen-Anhalt
21. November 1940 bis 30. Juli 1943
Hadamar
Hadamar bei Limburg
Hessen
Januar 1941 bis 31. Juli 1942
К 1921 году евгеника - учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств - стала признанной в ряде стран мира научной теорией. Помимо евгеники, тесное отношение к политике уничтожения душевнобольных в Германии имели и такие предпосылки, как утверждение о необходимости активной эвтаназии и одностороннее представление о наследственной обусловленности, неизлечимости и социальной опасности психических заболеваний.
К началу XX века в Германии авторы, изучавшие «расовую биологию и биологию общества», занимались модернизацией евгеники с позиции превосходства определённых рас. Распространению этого движения способствовали основанный в 1904 году журнал на тему евгеники, образованное вскоре специальное общество и проведённая в 1911 году в Дрездене конференция, посвящённая расовой гигиене. В 1921 году было основано «Международное объединение по расовой гигиене».
В 1920 году была опубликована книга «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни». Её авторы, профессор психиатрии Альфред Хохе и профессор юриспруденции Карл Биндинг из Фрайбургского университета, писали, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство - это праведный и полезный акт». Хохе, бывший физиологом, обосновывал утверждение, что некоторые люди - просто балласт, создающий неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки. Хохе утверждал, что существование обитателей психиатрических учреждений (по его выражению, «балластных существ» и «пустоты в оболочке» - лиц, не способных к человеческим чувствам) не имеет смысла и ценности. Его соавтор Карл Биндинг предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.
В начале 1920-х годов А. Гитлер прочитал тексты немецких евгеников, которыми он был глубоко впечатлён. Как «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни», так и книга Альфреда Плётца «Благополучие нашей расы и защита слабого» (1905) помогли А. Гитлеру завершить осмысление теорий, в дальнейшем высказанных им в «Mein Kampf» («Моя борьба», 1925) - книге, заложившей основу для убийства миллионов. В 1923 году, находясь в тюрьме, Гитлер увлёкся руководством Е. Фишера и Ф. Ленца по вопросам наследственности человека, расовой гигиене и евгенике, идеи которой в последующем тоже были использованы в «Mein Kampf». Ф. Ленц называл национал-социализм прикладной биологией, которая должна быть направлена против «низших» рас: евреев, поляков, цыган. Немецкий психиатр Эрнст Рюдин, один из высших нацистских идеологов, был главным создателем нацистской программы расовой гигиены. Он тоже оказал влияние на А. Гитлера, представив в 1926 году свою вымышленную науку «психиатрической евгеники», согласно которой понятие выживания наиболее приспособленных тесно связывалось с искоренением «психически неполноценных».
А теперь приглядитесь к фотографии. Видите? Она покрыта довольно плотной пленкой и с выпуклым текстом для слепых. Для тех самых инвалидов, которые были недостойны жить.
Таким же образом оформлены и фотографии зданий - контуры всех линий - выпуклые.
Уже в 1921 году в Германии была сформирована правительственная комиссия, призванная давать советы по поводу абортов и стерилизации людей с отклонениями. В 1923 году в Мюнхенском университете была создана кафедра расовой гигиены, призванной улучшить «расовую чистоту» немцев. В данном случае расовая гигиена представляла собой науку, а не комплекс политических и социальных устремлений и мер.
Click to view
В 1927 году в Берлине был основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, подобных расовой гигиене. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти», - врач, который во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».
Ещё до захвата власти национал-социалистами, происшедшего в 1933 году, некоторые из немецких учёных, деятелей в области социальной политики, врачей и учителей приступили к сбору данных о состоянии здоровья своих клиентов. Эти сведения легли в основу «картотеки архивов наследственности», позднее созданной нацистами, и создали предпосылки для принудительной стерилизации людей, отправки в концентрационные лагеря и массовых убийств. После своего прихода к власти нацисты начали систематически отбирать средства у попечительских и лечебных учреждений, в результате чего резко ухудшилось снабжение пациентов продовольствием. К примеру, в Гессене норма питания упала ниже 40 пфеннигов в день.
Эта нехватка питания стала приводить к гибели пациентов.В 1935 году в Штутгарте была опубликована книга с названием «Милость или смерть?» немецкого врача Клингера, в которой автор выдвигал тезис о «жизни, недостойной самой жизни» и о необходимости принудительной эвтаназии для тяжёлых больных. Правительственный советник врач Бёме написал на книгу хвалебную рецензию с обращением к правительству изменить существующее в Германии законодательство (вплоть до 1939 года германские законы рассматривали эвтаназию как убийство). Уже в июле 1935 года в канцелярии фюрера были собраны известнейшие профессора-психиатры, которым имперский чиновник В. Брак объявил о необходимости провести эвтаназию всех душевнобольных в Германии.
По мере осуществления нацистской концепции «расовой гигиены» категории лиц и групп, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны», были существенно расширены, иногда в них включали даже лесбиянок, как не дающих потомства. Под прикрытием Второй мировой войны и используя войну как предлог, национал-социалисты ещё более радикализировали расовую гигиену. Вместо положительной евгеники управления воспроизводством и браком они просто устраняли лиц, которых считали биологической угрозой. Уничтожению подлежали все евреи как «загрязняющие» расу, цыгане в качестве социально опасных элементов и некоторые другие меньшинства. Даже после издания приказа по прекращению программы уничтожение продолжалось.
В медицинских клиниках, ставших центрами по уничтожению людей, стали умерщвлять не только пациентов, но и направляемых туда нетрудоспособных узников концентрационных лагерей и больных представителей «низшей расы» - «остарбайтеров», то есть бесплатной рабочей силы: евреев Восточной Европы и людей, пригнанных в Германию на работу (в основном женщин и детей) из СССР[15]. Сами отделы по транспортировке из программы умерщвления Т-4 были переведены в систему концлагерей. Чиновники из Т-4, Франц Штангль и Кристиан Вирт, были назначены начальниками лагерей смерти Треблинка и Белжец, ставших образцом для остальных лагерей.
На втотом этаже - выставка "Ценность жизни" о тех самых инвалидах и их интеграцию в сегодняшнюю общественную жизнь.
А раскопки вокруг замка приносят все новые открытия. Во время археологических раскопок в 2002 году в восточной части замка археологи обнаружили массовые захоронения людей, в частности пепел сожженных трупов в крематориях замка. Анализ останков подтвердил, что останки принадлежат людям, и они датируются 1939-44 годами. В соответствии с законом о Благосостоянии могил, место, где обнаружены человеческие останки, было объявлено кладбищем. 27 сентября 2002 года состоялись официальные похороны и организовано кладбище по проекту Герберта Фридла.
Последний взгляд на тем не менее красивый внутренний дворик - и прощай грустный замок. Обратно до станции электрички пришлось не просто топать пешком ибо автобусов там в принципе нет, а еще и ждать почти час, пока эта электричка придет. Грустно путешествовать по австрийщине без машины, господа.