Рюбезаль - Рыбцуль, Ривазуль и Краконош [Читать дальше] Рюбезаль - Рыбцуль, Ривазуль и Краконош Харальд Рихтер, Бад-Хоннеф Рюбезаль, он же Рыбцул, старше Краконоша. Вот что узнал Ярослав Рейман, о чем можно прочитать в информационном бюллетене «Трутновинки». Исследователь Рюбезаля сообщает, что чешское слово «Краконош», используемое сегодня для обозначения нашего горного духа, появилось всего около 200 лет назад. До этого чехи использовали термин «Рыбрцул». Например, он появляется в известном романе Божены Немцовой «Бабушка». Конечно, мы замечаем, что произношение Рыбцула подозрительно близко к пауришу «Ривазул».( Пауриш Восточно-центральногерманский диалект бывшего Габлонца (ныне: Яблонец) и его окрестностей. Происхождение: Происходит от диалектного слова Paur (в значении "крестьянин ... ) Фактически, имя Рюбекаль впервые появляется в этом написании в 1561 году на карте Силезии Мартина Хельвига. Вам придется внимательно посмотреть на эту карту, желательно с лупой, чтобы суметь в незаметном месте расшифровать название «Рюбекаль». Рядом с ним крохотный рисунок горного духа в виде стоящего на задних лапах оленя, голову которого венчают десятиконечные рога. Он опирается на огромную палку передними ногами. Его голова имеет форму птицы с клювом, например, орла или легендарного грифона. Конечно, этот оригинальный Рюбецаль выглядит совсем не так, как Рюбезаль с его густой бородой и мальчиком-натуралистом, каким его видели романтики XIX века. В конце концов, у нашего Рюбезаля есть общая черта с его оригинальным образом. Чешский Краконос выглядит на фотографиях, например, на одной из пивных циновок сегодняшней пивоварни Краконош в Траутенау, как мы обычно представляем себе Рюбезаль. В таком виде его знают все чехи по телевидению. В коммунистическую эпоху рассказы из Краконоша транслировались в рамках вечерней детской программы «Вечемичек» (аналог ГДР «Песочный человек»). Но это не истории Рюбезаля, какими мы их знаем из книги Мусауса 1783 года. В основе чешской версии лежит Злой Лорд фон Траутенберг, по-видимому, немецкий домовладелец, который преследует своих явно чешских батраков и слуг, которых Краконоч, естественно, поддерживает. Мне так и не удалось выяснить, откуда на самом деле произошел термин Краконош. Но связь с чешским названием всего Крконош «Крконоше» очевидна. Крконоше можно примерно перевести как «носитель шеи». Но это нам тоже не поможет. «Рюбезаль» - немец или чех? Это зависит от того, какое объяснение слова вы предпочитаете. Я склонен думать, что название «Rübe» имеет какое-то отношение к чешскому «hrubý» (грубый), а «число» - к средневерхненемецкому «Zagel» (хвост). Загель также переводится как «буря». Рюбезаль может означать «сильный шторм». Или грубый хвост? Рюбезаль оставляет открытым вопрос, имеет ли он чешское или немецкое гражданство. Как и у меня, и у многих моих соотечественников, в его жилах наверняка течет немецкая и славянская кровь. Я предполагаю, что наш Рюбезаль даже сегодня говорит преимущественно на паурском языке. Но он, конечно, также может свободно говорить по-чешски. Я не знаю, говорит ли он также по-польски. Согласно Википедии, после изгнания немцев польский учитель перевел легенду о Рюбезале и дал горному духу имя «Личирепа». Это дословный перевод слова «Рюбезаль». В довольно уродливом виде Рюбезаль предстает на немецкой марке европейского сервиса «Истории и легенды» 1997 года. Реальный человек из Крконоше действительно ничего не может сделать с фигурой.Заслуга Реймана остается в том, что он обнаружил старое чешское название «Рыбрцул», которое строит мост к Паурайскому «Ривазулу». Отправит ли это «Краконоша» на пенсию, остается под вопросом. Как бы то ни было, Владыкой Крконоше может быть только один. «Наш Рюбезаль» не может быть клонирован. Народный праздник Рыбцуль - я такой!
Рыбцуль - я такой! Кинотеатр Мир[Читать дальше о самом кинотеатре и других достопримечательностях города Трутнов. Все фото кликабельны] После долгих поисков подходящим местом для строительства нового кинотеатра был выбран участок на берегу реки возле так называемого моста Шпиттель. Первоначально здесь стоял так называемый еврейский дом, где, вероятно, в середине XIX века местная еврейская религиозная община имела свою ритуальную баню - Микве. После того, как здание сгорело в 1914 году, его снесли. В 1928-1929 годах строительная компания Траутенау Кидо Винклера построила на пустующем месте современный кинотеатр по проекту архитектора Рихарда Броша из Ческа-Липы. Строительство предъявляло высокие требования к строительной компании. Поэтому мельничный ров, находившийся в непосредственной близости от будущей строительной площадки, пришлось частично перекрыть. Кроме того, пришлось выкопать фундаментные стены до дна скалы на уровне реки Упа (Аупа). Большое внимание было уделено утеплению здания, чтобы не проникали грунтовые воды из мельничного канала. Тогда пришлось построить высокую противопожарную стену, чтобы отделить кинотеатр от соседней парилки и прачечной Шмидта. 1 марта 1929 года в кинотеатре (так называемом «Театральном») на 500 мест на первом этаже и 250 на балконе торжественно начался показ фильма. Это произошло в присутствии городской элиты Траутенау и представителей кинокомпаний. Поток посетителей был огромным. В 1929 году было показано 145 фильмов, из них продано 257 875 билетов для взрослых и 6 784 для детей. Первый звуковой фильм был показан 9 октября 1930 года. В то время город был одним из первых в регионе, где кинотеатр был оснащен современным звуковым оборудованием. После Второй мировой войны кинотеатр назывался «Сталино», позже его переименовали в «Весмир» (в переводе - «Вселенная»). В 1975-1976 годах он подвергся масштабной модернизации. В историю чешского послевоенного кинематографа он внес свой вклад тем, что с 1963 года до конца 80-х годов здесь регулярно проводился фестиваль молодежного кино Filmový Festival mladých Trutnov.
Церковь Рождества Девы Марии [Читать дальше] Ярко выраженной доминантой города Трутнова (Траутенау), несомненно, является барочная церковь Рождества Девы Марии второй половины XVIII века. Оригинальная готическая церковь стояла в городе до 18 века на месте сегодняшнего здания городской администрации и была окружена кладбищем. Однако в 1745 году он фатально сгорел во время крупного городского пожара. Его торс считался не подлежащим восстановлению и поэтому позже был снесен. Местом для нового церковного здания было выбрано свободное пространство рядом с бывшим замком Траутенау. Здание позднего барокко с элементами классицизма и рококо и прямоугольным планом размером 35×25 м со слегка закругленными углами строилось в два этапа в 1755-1769 и 1776-1782 годах с перерывами во время Семилетней войны и представляет собой работа мастера-строителя Леопольда Нидерекера. На внутренних стенах нефа размещены девять алтарей. Главный алтарь 1784 года работы скульпторов Траутенау Книтшеля и Рауха украшен картиной «Рождение Марии» пражского художника Иоганна Квирина Яна. Кафедра, украшенная религиозными мотивами, датируется 1785 годом. Трехручной орган с тремя тысячами труб был изготовлен Генрихом Шиффнером из Праги в 1910 году. Церковь украшает башня высотой 64 метра с луковичным куполом. Главный вход в церковь находится у подножия башни. Городской пожар 1799 года разрушил крышу церкви и расплавил церковные колокола. Даже во время последнего крупного городского пожара в 1861 году пламя уничтожило крышу церкви. В 1931-1932 годах церковь была отремонтирована компанией мастера-строителя Траутенау Йозефа Хоберланда. В конце 1930-х годов интерьер церкви был обновлен: потолочная роспись академического художника Тинцмана 1909 года была побелена. Еще один масштабный ремонт церкви (крыша, фасад, интерьер) состоялся в период с 1988 по 1994 год с обновлением внешнего фасада и внутренней штукатурки. Оригинальные колокола плавились во время частых городских пожаров или были уничтожены во время обеих мировых войн. Нынешние колокола Мари, Венцель, Людмила и Йозеф из литейного завода Марии Томашковой-Дитриховой в Бродеке недалеко от Пршерова (Прерау) были построены 31 августа 1991 года Кениггрецерским епископом доктором наук. Карел Отченашек благословил. С тех пор снова звонит церковный колокол «Аве Мария» 1520 года, переименованный в Адальберта. Хотя изначально он принадлежал другой общине, после 1945 года его поместили в церковную башню в качестве замены колоколам, реквизированным во время войны.
Собор виден отовсюду
Город полон зелени, как и в нашем городе вдоль реки променад
2395 Церковь Святых Петра и Павла [Читать дальше]Неоготический костел Петра и Павла в Трутнове-Поржичи (Паршниц) был построен в 1897-1903 годах по проекту пражского архитектора Вомачки компанией траутенауского мастера-строителя Винценца Байера. Здание имеет план этажа 35×12 м и скрывает в своем интерьере три алтаря - главный алтарь со статуями святых покровителей церкви. Петра и Павла и боковые алтари со статуями Девы Марии и Иисуса Христа, выполненные мастером-скульптором и резчиком по дереву Йозефом Риффессером из Тироля. Помимо большой паникадилы интерьер церкви освещают 13 окон с цветными витражами в качестве декоративного и фигурного украшения. Доминантой церкви является церковная башня высотой 50 м, увенчанная четырехметровым железным крестом. На входном портале фасада церкви в остроконечной арке установлена мемориальная доска с важными сведениями о церкви, построенной в 1897-1903 годах «Во славу Божию и для спасения верующих... община Паршница». Церковь была торжественно освящена архидианом Траутенау Гофманом 6 сентября 1903 года. Двухручной орган был доставлен Генрихом Шиффнером из Праги в 1911 году. В 1947 году крыша церкви была временно отремонтирована. Дальнейший ремонт был произведен в 1972 году, когда первоначальная шиферная кровля была заменена панелями из оцинкованного листового металла. Полная реконструкция была проведена в 1995-1996 годах и обошлась в 5 800 000 чешских крон. В ремонте участвовал соотечественник Паршницера П. Рейнхольд Шрайбер из Германии. В сентябре 1995 года при ремонте крыши башни была обнаружена и вскрыта трубка. Это был 1898 год, и в документах содержится информация о жизни Паршница того времени и о здании церкви. 26 октября 1995 года к церковной башне был пристроен новый тубус с информацией о реконструкции церкви и текущей жизни в Траутенау, где расположен бывший независимый торговый город. Оригинальные колокола Св. Игнатий, Иосиф и Дева Мария были реквизированы во время Первой мировой войны. Лишь в 2000 году был куплен еще один колокол весом 230 кг, отлитый Збигневом Фельчинским из Тачишува, Польша. На нем изображены апостолы Петр и Павел и отмечены надписями «В год Господень 2000», «Молитесь о нас» и «Посвящается отцу Шрайберу» на немецком и чешском языках. Благословил его и отец Шрайбер, профинансировавший покупку колокола.