Армения христианская

Jul 25, 2014 17:14

Раз уж речь о вере зашла, то нельзя не отметить тот факт, что первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, стала Армения.


Xристианство проникло в Армению очень давно, в 60 - 68 гг.н.э. Распространяли его в Армении двое учеников Христа - Варфоломей и Фаддей.



Поэтому церковь называется "Армянская Апостольская". Они пришли в Армению из Ассирии и Кападовкии, начали проповедовать и крестить желающих. Но очень сильно было язычество, не скоро дело делалось.
В 1-ом веке нашей эры, после упадка царского рода Аршакидов, армянский народ призвал представителей парфян править армянской землей. Потомками этих самых парфян были некий Григорий Просветитель и второй герой нашей истории - царь Трдат III. Между собой они были в весьма неважных отношениях, т.к. история сложная и местами кровавая, родители Григория убили родителей Трдата, за что родственники Трдата убили родителей Григория. Разными путями юноши попали в римскую империю. Трдата приняли и воспитывали при императорском дворе, а Григорий жил у дяди в Кейсарии, где, видимо, и узнал о христианстве. Затем и Трдат и Григорий возвращаются в Армению, где Трдат садится на царский трон, а Григорий начинает проповедовать христианство, ходя по городам и весям. Трдат же был язычником и, прослышав о деяниях Григория, обрадован не был и велел Григория кинуть в темницу.
В это время в Армению прибывают девы-христианки, бежавшие от императора Диаклетиана, который хотел жениться на одной из них, как на самой красивой из дев римской империи. Звали деву Репсиме. Диаклетиан пишет Трдату, чтоб тот вернул деву обратно, Трдат едет к девам и... сам влюбляется в Репсиме! Передлагает ей стать женой, но Репсиме отвечает, что он язычник, а она христианка и невеста Христова, монашенка, замуж за него не выйдет. Трдат в ярости убивает Репсиме, а затем и всех дев.


Если бы этим история и закончилась - не была бы Армения христианской. Трдата одолевает страшный недуг - раздувает шею, лицо отекает и разум мутится и он, похожий на свинью, мечется по полям.
Приближенные не знают, что делать, а в это время сестре Трдата начинают сниться сны, что вылечить его может не кто иной, как Григор Просветитель. Сначало она не прислушивается к снам, но в конце концов идет к Трдату и рассказыват. Трдат приказывает узнать, жив ли ещё Григорий, ведь уже 13 лет, как тот сидит в темнице монастыря Хор Вирап.
Григорий оказывается жив, его привозят к Трдату и... о, чудо, тот выздоравливает. Видимо, свинка прошла. Трдат на радостях не только прощает Григора, но и принимает христианство, а так же издает указ крестить весь народ.
Господь указывает Григорию

Кажется, это он:


место для постройки первого христианского храма, так возникает св. Эчмиадзин в 301 году нашей эры.

На том месте, где была зверски убита Репсиме строят храм св. Репсиме, там находится ей усыпальница.


Сначала маленький, а в последствии расширяют.








Ныне св. Эчмиадзин (название монастыря в переводится как «Сошел Единородный»)- центр Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Католикоса Всех Армян.


Ещё одна интересная история связана с храмом: В начале XVII века персидский царь Шах Аббас Первый, переселив много армян в Персию, решил разобрать храм и заново его построить в Персии, вблизи Исфахана. Были вырваны кладки из углов стен собора, разобраны стол и купель крещения главного алтаря. С целью предотвращения дальнейшего разрушения собора, Католикос Давид IV, отравил своих людей на северный фасад колокольни, чтобы те изваяли портрет шаха. Увидев портрет на церкви персидские солдаты не осмелились дотронуться до храма. Так было предотвращено разрушение Кафедрального собора.
Об этом и много другом можно почитать тут: http://griqor.livejournal.com/20660.html , настоятельно рекомендую. К сожалению, когда приехали мы - храм был в лесах, за которыми мало что видно.



Тут же, в Эчмиадзине, хранится "Копье Лонгина", о нем, для полноты картины, можно много прочитать тут: http://www.jigyarov.net/ahistory/185-jechmiadzinkope-longina-khranitsja-na-armjanskojj.html



Это копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк, который позднее был переименован в Сурб Гегард (Святое Копье). Видели выше Фаддей и изображен с копьем в руке?

Есть ещё одна интересная вещь, связанная с особенностями Армянской Апостольской церкви.
Это матах (буквально «поднести соль»), или благотворительная трапеза, некоторыми ошибочно воспринимаемая как жертвоприношение животного. Главный смысл матаха не в жертвоприношении, а в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным. То есть если это и можно назвать жертвоприношением, то только в смысле пожертвования. Это жертва милости, а не кровное жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому.
Участие в обряде священника ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется Матах. Благотворитель приносит соль в церковь, где священник освящает ее особым чином, который, собственно, и называется "Матах" (Поднести соль). Животное приводить в церковь категорически запрещено, а потому оно режется благотворителем дома. Животное режется без всяких религиозных ритуалов, без каких-либо манипуляций с кровью или частями туши, как если бы просто забивалось животное в пищу. Единственное отличие в том, что перед забоем животному дают поесть немного освященной соли, чтобы мясо стало ритуально чистым и освященным. С этой же освященной солью мясо варится в воде. Приготовленное мясо раздают в дома нуждающихся.
Матах совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего Матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а так же творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать Матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви. По большому счету, Матах не является именно церковным ритуалом или обрядом. Тем более это не Таинство. Это одна из поощряемых Церковью традиций народного благочестия.
Про это подробнее тут: http://grigor-yan.livejournal.com/114124.html
Кроме матаха все остальные традиции более сходны с православием. И крестят очень похоже!





Вот тут:



И в завершении, специально для Короля m_k - ушастая табличка на стенах храма Репсиме!


Армения

Previous post Next post
Up