Значение привычных фразеологизмов

Nov 28, 2018 23:34

В повседневной жизни мы частенько используем разного рода выражения, высказывания, эпитеты... Большую часть из них мы говорим,, даже не задумываясь об их происхождении. Вот некоторые из них.

"Водить за нос"


Обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного. Раньше цыгане развлекали народ на ярмарках, выступая вместе с медведями. Они заставляли животных проделывать разные фокусы, при этом обманывая обещанием подачки. Цыгане водили медведя за кольцо, продетое в нос. Именно с тех времён «не води меня за нос» означает «не обманывай».

«Знать всю подноготную»


В старину палачи говорили пытаемым, если первые пытки не приносили результата: «Не скажешь подлинной (истины, правды), скажешь подноготную». И тогда наступала очередь ужасной, мучительной пытки - под ногти пальцев ног и рук несчастному преступнику загоняли железные гвозди. Выведанная таким страшным способом правда называлась «подноготной». Отсюда и пошло: «узнать всю подноготную» означает выведать правду, проникнуть в тайну.
Примечательно, что слово «подноготная», раньше было прилагательным, а сегодня употребляется, как существительное. И это не единственный случай в нашем языке. Так, прилагательные в словосочетаниях «больной человек», «рабочий человек» сегодня стали самостоятельными существительными: «больной», «рабочий».

"Мастер кислых щей"


О том, кто мало что умеет, мы говорим «мастер кислых щей». Происхождение у поговорки довольно простое. Кислые щи (видимо, в самой простой вариации) были немудрёной едой: вода да квашеная капуста. Приготовить щи было нетрудно. И если кого-нибудь называли «мастером кислых щей», это означало, что ни на что путное он не годен.

«Подложить свинью»
Свинью подложить... Красочное выражение, не правда ли? Сделать, устроить большую неприятность. И сразу представляешь себе большую, даже огромную свинью, которую тебе кто-то подкладывает... куда? Например, на стол. Представляешь, а потом задумываешься: почему именно свинью выбрали для того, чтобы доставить тебе огорчение? И та ли свинья имеется в виду?
Существует несколько толкований:
Историческая версия
По традиционному толкованию свинья в этом выражении означает вовсе не животное, а "строй клином, кабаном, кабаньей головой для пролома вражеских рядов, для нападения". Как мы помним из уроков истории, в 1242 году немецкие рыцари вклинились "свиньей" в расположение русских войск на Чудском озере, но попали в "русские клещи", особое контррасположение войск Александра Невского.
Религиозный запрет


"Бить баклуши"


Сегодня выражение «бить баклуши» означает ничего не делать. Между тем раньше битьё баклуш было занятием. Хотя и довольно простым… Посуду в далёкие уже времена, в основном, делали из дерева: чашки и ложки, «братины» и тарелки - всё было деревянным. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было отколоть чурку - баклушу. Это было лёгкое, пустячное дело, которое поручалось подмастерьям. Это занятие так и называлось «баклуши бить». Мастера в шутку называли подсобных рабочих «баклушечниками». Так, из шуток мастеров и появилось это выражение.

"Козел отпущения"


Исторические корни происхождения фразеологизма «козел отпущения» следует искать в иудаизме. Ветхозаветная книга Левит в главе 16 от имени Бога дает четкие указания, как нужно поступать первосвященнику и прочему народу Израилевому, чтобы очиститься от грехов и получить прощение от Господа. В праздник Йом Киппур, который отмечается «в седьмой месяц, в десятый день» по иудейскому календарю, к храму приводили четырех животных. Это были молодой бычок (телец), баран (овен) и два козла одинаковой масти. Священник метал жребий относительно этих двух последних животных. На кого из них падал выбор, отводился в сторону. Трех других резали, их кровью освящалась скиния, а туши сжигались перед храмом как жертва Богу. Оставшийся в живых козел подводился к первосвященнику. Тот возлагал на его голову обе руки и исповедовал все грехи еврейского народа. Считалось, что в результате такого обряда вся вина людей перед Богом переходила на животное. После этого специальный нарочный отводил козла в безводную Иудейскую пустыню, где и оставлял умирать жестокой голодной смертью. По другой версии, животное сбрасывали в пропасть со скалы Азазель, которая считалась обиталищем Дьявола.

Previous post Next post
Up