О современном искусстве

Dec 25, 2013 00:06

Подборка картин современных художников http://www.adme.ru/itogi-goda/luchshie-hudozhniki-goda-599255/

Удачный пример того, что сейчас является современным искусством. Настоящим современным искусством, а не тем, что под этим словосочетанием понимают кураторы художественных выставок и их обличители (которые обычно сливаются в трогательном союзе любви-ненависти: постоянно ссорятся, а друг без друга не могут). А современное изобразительное искусство оно в общем-то примерно такое же, как и искусство предыдущих веков: пейзажи, натюрморты, бытовые сценки с юмором, эротика разной степени откровенности, ну и, конечно же, котеги, куда же без них.

Примерно тот же набор можно увидеть на художественной ярмарке возле Центрального дома художника на Крымской набережной. Из классических жанров не хватает только портрета, но и он тут неподалёку - через Москва-реку и по бульвару до Арбата. То, что продаётся на улице сегодня и сейчас - это и есть современное искусство, а не то, что выставляется в галереях «Винзавода».

Заметно, что в современном искусстве маловато историзма, монументальности и высокого трагизма. Причина этому вполне очевидна: изобразительное искусство перестало быть массовым и не играет такой активной общественной роли, как прежде (за исключением, пожалуй, только карикатуры и её современной разновидности - демотиватора). Эта функция перешла к киноискусству, а вместе с ней и историзм, и трагизм, и монументальность. Кстати, а вы замечаете, что сцена утопления Терминатора в раскалённом металле перекликается с картиной «Смерть Марата»?

Современнее искусство стало сюжетно проще, ближе к индивидууму, а не коллективу, в чём-то интимнее, при этом сохранило всё богатство техники, наработанной за века предшествующего развития. Посмотрите ещё раз на 20 художников года, пройдитесь по ярмарке возле ЦДХ. Каких только стилей и направлений там нет. Понятно, что наибольшей популярностью пользуются гиперреализм (потому что «как в жизни») и импрессионизм (потому что «ах, красиво»). Но и помимо этого чего только нет - от подражания иконописи до сюрреализма. Да и в этой подборке «20 художников» - Филип Барлоу рисует мир глазами близоруких людей, а это ведь абсолютно модернистский приём, даже концептуальный в чём-то.

Да, модные галереи всё так же любят концептуалистов и абстракционистов, хотя всё, что можно было сказать нового в этих направлениях, сказано ещё в 60-е... ну, хорошо, в 70-е годы. Но мир модных галерей, модных арт-критиков и очень модных ругателей «современного искусства» - это особый замкнутый мир, живущий по своим законам. И, кстати, на таких выставках тоже попадаются великолепные вещи (чуть не сказал «полотна», но вовремя вспомнил, что на полотнах редко кто из концептуалистов творит), надо только уметь их видеть.

Вообще, в изобразительном искусстве (как, впрочем, и во всех остальных) все разбежались по раздельным «палатам», и в каждой сложились своя иерархия, свои методы работы с потребителем, свои критерии оценки качества. С одной стороны, это, конечно, обедняет искусство, создаёт замкнутые пространства, приводит к утверждению одной традиции и коммерциализации (тот же концептуализм из революционного андерграунда ныне превратился в респектабельное, солидное направление искусства), ограничивает аудиторию. Сейчас невозможен художник национального масштаба, невозможен художественный прорыв, и если даже кто-то и произносит новое слово в искусстве, это новое слово не выйдет за пределы узкого круга (хотя, конечно, большой вопрос, возможно ли в наше время это самое новое слово). С другой стороны, у художника сейчас есть широчайшая возможность проявить свой талант в том направлении и том стиле, который ему больше всего нравится. Другой вопрос, что нужно будет входить в тусовку и принимать правила игры. Хотя, если этого делать не хочется, то нет проблем: роль нонконформиста и бунтаря-одиночки в современной культуре - признаваемая и даже уже можно сказать традиционная роль.

И ещё раз повторю: примерно такое же положение дел сейчас имеет место быть во всех сферах искусства. В каком-то смысле действительно свершилась «смерть искусства», как и предрекал Гегель, но, по-моему, тут скорее стоит говорить о перерождении, новом наполнении и новом предназначении искусства. Причём процесс перехода ещё до конца не завершился, он происходит на наших глазах. Отсюда и непонимание, и сетования на деградацию искусства, и выпадение из рассмотрения арт-критики целых пластов современного искусства (интересно, кто-нибудь всерьёз пытался анализировать феномен Васи Ложкина?). Интересно, конечно, как оно всё будет выглядеть в конечной форме. Я не думаю, что все так вот и будут дальше разбегаться по «палатам», какой-то диалог между направлениями всё равно начнётся, и за размежеванием настанет период объединения, по крайней мере, хочется на это надеяться.

Заметки

Previous post Next post
Up