Без-Опасность. Продолжим монолог...

Jul 09, 2014 00:04

Продолжим монолог...
Пассивная и активная
Для осознание безопасности существует две позиции - активная и пассивная. Но речь в данном случае идёт отнюдь не о том, что пассивный не думает о безопасности, а активный только о ней и печётся. Такие позиции проще назвать беззаботностью и паранойей. В нашем же случае позиции делятся не по количеству людских мыслей о безопасности, а по качеству.
Пассивная и активная позиции направлены на две группы объектов: первая - это объекты и явления, способные привести к опасности, а вторая - люди, которые нуждаются в безопасности. И именно в отношении к этим двум группам и отличаются позиции.
Пассивная позиция подразумевает исключение, удаление и уничтожение объектов и явлений, способных привести к опасности и огораживание людей от негативной информации об опасности. Активная позиция подразумевает прогнозирование и контроль над объектами и явлениями, способными привести к опасности и обучение людей для противодействия опасности. Конечно, эти позиции - антагонисты, и в чистом виде практически не встречаются. Но каждая система, основанная на отношении к безопасности, склоняется в ту или иную сторону. И иногда доходит до предельных значений.
Возьмём простой пример: дети часто лазят по деревьям, но это, как известно, небезопасно. Что делать? Итак, две позиции.
Предельная пассивная: запретить лазить, в случае, если не слушается, наорать, дать затрещину и, выкрутив ухо, поставить в угол. А дерево, естественно, обнести колючей проволокой, поставить рядом часового и написать ему инструкцию, по которой никто не может подходить к дереву на расстояние в тридцать метров. В случае, если ребёнок из угла всё-таки сбежал, отвлёк часового, выкусал проволоку и забрался на дерево - часового посадить на двадцать лет, дерево спилить, а ребёнка выстегать ремнём! Отличная позиция для государства - есть, где развернуться! Шикарный масштаб для: имитации бурной деятельности, создания дополнительных рабочих мест (часовой, няньки, медики, бородатые рабочие сперва с колючей проволокой, а потом с бензопилой), и, конечно, создание ответственных! А главное - это может такая увлекательная бесконечная деятельность, имеющая настолько высоко духовную ценность в глазах общества - ведь она направлена на безопасность детей!
Предельная активная: взять ребёнка за руку, привести к дереву, одеть на ребёнка страховочный пояс, навести верёвочную страховку и… научить чадо лазить по деревьям. Со страховкой, товарищем, аптечкой, но главное - нужными навыками. Да, позиция для государственной машины проигрышная - никаких тебе приятных бонусов! Ведь обучить ребёнка - это всего несколько дней работы и всего-то один родитель-учитель-страховщик! Мелочь! Даже некуда приложить благородный порыв в обеспечении детей безопасностью…
Конечно, предельные встречаются редко, но именно на их примере хорошо видно - в какую сторону от золотой середины склоняются чаши весов в государственных системах воспитания. Это очень важно - рассматривать вопросы безопасности именно с этой точки зрения.
Так как воспитывается и передаётся любая из этих позиций?
В первую очередь и наиболее массивно её создаёт система государственного воспитания - через СМИ, школу, клубы и секции дополнительного образования и различные движения и молодёжные организации, выполняющие государственный заказ на воспитание подростков и молодёжи.
Далее - более точечно и системно, но выдавая на выходе штучный товар - это воспитание микро-социумом. Это семейное воспитание, воспитание небольшими группами людей, связанных по этническому, территориальному или мировоззренческому признаку.
На данный момент сложилась ситуация, при которой, целенаправленное насаждение пассивной позиции стало преобладающим. Наиболее сильно это видно в образовательной сфере, о чём речь шла выше. Декларируя необходимость снабжать детей навыками предупреждения и остановки угрозы (активная позиция), в реальности преподают только знания об избегании угрозы (пассивная позиция) и, более того, нормативными актами задавливают любую попытку адекватной воспитательной работы с молодёжью. В плане семейного воспитания - на данный момент каждое семейство выбирает самостоятельно позицию, которая им близка. И, к сожалению, чаще всего выбирается пассивная, с перекладыванием ответственности за свою безопасность на государственные структуры. Пассивная позиция становится доминирующей, как де-факто прививаемая государственной машиной и выбираемая самостоятельно гражданами как менее затратная. Увы, каждый раз, когда происходит трагедия, граждане вспоминают о том, что государственные службы не всесильны, но обычно это случается слишком поздно. Пассивная позиция выгодна слишком многим, а привитие себе активной связано с финансовыми, временными и моральными затратами, поэтому оказывается уделом немногих.

Государство и общество - кто кого?
Можно заметить, что правильнее говорить о том, что общество и государство имеют влияние друг на друга в формировании доминирующей позиции. Государство, проявляя свою волю, перестраивает общество, принуждая принять позицию, которая ему выгодна. Но и общество, исходя из сложившихся ситуаций или существующих традиций, может навязать свою позицию государству. Правда, и тот и другой процессы очень медленные и, как правило, имеют высокую степень инерции, что не позволяет системе уравновеситься и прийти к «золотой середине».
На протяжении последнего десятилетия мы наблюдаем явное воздействие на государственную политику в вопросе безопасности. После событий в ночном клубе «Хромая лошадь», когда службы, ответственные за купирование опасности, опаздывали и на помощь погибающим пришли местные граждане, были разработаны и внедрены многие нормы противопожарной безопасности. А после событий с городом Крымск, где местные системы оповещения не сработали, практически во всех крупных населённых пунктах прошли местные учебные тревоги. По заказу общества частные организации предлагают курсы безопасности - первой помощи, действий при различных угрозах, спасательных работ. Разработаны нормативы для волонтёров, задействованных в операциях спасения. Усилена работа в школах по безопасности - ПДД, противопожарный инструктаж, работа с родителями. На данный момент, когда у границы РФ проявилась новая проблема, угрожающая опасностью, для государства становятся актуальны и вопросы воспитания молодёжи в духе активной позиции - вводятся новые нормы для ОФП, увеличивается работа в плане военной подготовки. Всё это показывает, что государство возвращается к вопросу безопасности, но пока только имитируя бурную деятельность. Везде, куда ни кинешь взгляд - бумаги, ответственные, бумаги…
Для тех же, кто периодически серфит интернет, не секрет, что в молодёжной среде модной стала тема выживания. Существует огромное количество сетевых движений, объединяемых одной проблемой - неверием в возможность государства защитить и сохранить своих граждан. Принимая активную позицию, эти люди заняты самообразованием в вопросах безопасности и выживания в различных условиях. Группы активных молодых граждан становятся всё более многочисленными и уже начинают дробиться на микро-миры: «самооборонщики», «выживальщики», «ППЦешники», «зомбщики», «ножевики» и прочие. Каждая микро-группа рассматривает конкретные бреши в безопасности, подразумевая как возможные, так и фантастические ситуации. И активно готовится к купированию угрозы и выживанию. Так внутри государства уже появились точки кристаллизации, притягивающие к себе молодых людей, создающие движение личностей с активной позицией взгляда на безопасность.
Чем сильнее оказывается давление государства при насаждении пассивной позиции, тем мощнее становится ответ общества. Взаимодействие приводит к появлению в обществе «дыр» - людей или коллективов, имеющих противоположную точку зрения. Словно в шапке мухомора белые пятнышки. Постепенно эти «дыры» вырастают, перетягивая на свою сторону окружающих людей, и тогда шляпка гриба становится белой… Или в красные веснушки.

Что делать?
Для начала просто понять, что наш мир НЕбезопасен. Чудес не бывает. И никто, кроме тебя самого, из лужи тебя не вытянет. Ну, может быть, кроме твоих друзей… Отсюда, обычно, делаются правильные выводы - бесполезно бегать по инстанциям и пытаться изменить природу государства, а нужно начинать с себя. Делать безопасным свой мир.
В первую очередь, вне зависимости от того, кто ты по жизни - чиновник, родитель или подросток - быть на стороне белых веснушек! Не дать государству окончательно стать мухомором и отравить жизнь своим гражданам мнимой заботой о нашей жизни. Беззастенчиво и твёрдо тянуть его в сторону активной позиции. Учиться выживать и действовать в условиях относительной безопасности самому и помогать в этом всем, кто выказывает малейшее желание научиться. Всеми возможными способами распространять информацию по активной позиции, по возможности - убирать из информационного пространства мифы о действиях в экстремальной ситуации, как правило, не относящейся к реальности, взятые из кинематографа или запущенные как слух или анекдот. Так, медик может много порассказать о том, для чего в реанимации используют булавку, а пожарный - как на самом деле ломают двери. И, конечно, делиться опытом - горьким и позитивным. Реальная информация из первых рук или из уст специалиста - самая большая ценность в дороге самообучения!
Что ещё?
Не уповать на государственные службы. Да, они, возможно, помогут. Но надеяться не надо - оценивай их возможности здраво. Рассчитывай в любой ситуации, в первую очередь, на себя. Это позволяет держать свой дух в строгости и боевой готовности. Если спасут службы - честь им и хвала, и сто грамм за здоровье каждого, хотя бы томатным соком. Если не успеют, не приедут - хныкать не придётся, не ждали, пытались выкарабкаться сами. До последнего. И либо смогли. Либо… Такова жизнь. Как говорится - надейся на лучшее, готовься к реальности.
Ещё?
Уважать свою вторую половинку, любить и лелеять даже тогда, когда это очень сложно сделать в силу её или своего характера или из-за внешнего раздражителя. Потому что только твоя вторая половина - напарник на всю жизнь, реально заинтересованный в вашем выживании.
Не терять контактов со своими родными, со своей кровью - это отличный способ даже в самую страшную годину остаться на плаву. Каждая семья - «боевое братство». Братья, сёстры, создавшие свои семьи - прибавка к твоей «армии» спасения.
Дружить семьями. И не только по принципу «папа с папой в одной конторе в контру играют», а даже потому, что дети учатся в одном классе и дружат. Дружить всем, потому что подружились двое. Так дружественных «боевых звений» становится больше…
Знать своих соседей по площадке в доме, здороваться с бабушками во дворе и, если нужно, помогать им поливать цветы или выносить мусор. Менять лампочки в подъезде без шума и возмущений, а просто так. Скидываться на новую спортплощадку во дворе и не боятся склочного соседа, ставящего свою иномарку под детский грибок - заставлять убрать четырёхколёсный сарай к мусорке. Потому что закон «твой дом - твоя крепость» будет работать только тогда, когда все жители этого дома будут твоей армией, добрым словом или добрым делом способные поддержать. Только тогда, когда дети и старики в твоём дворе будут чувствовать себя спокойно, будут знать тебя как одно из важных звеньев этого спокойствия. А в страшной ситуации - они будут готовы послушаться тебя, а не паникёров, и выжить.
Мало?
Рожать. Делать детей больше. Насколько получится. Один - это не помощь, это даже не твоё продолжение - это твои кандалы на ногах. Потому что сразу возникает больное желание в одного ребёнка воплотить все свои мечты и чаяния. Но раз ты сам не справился с таким объёмом желаний, то с какого перепуга твоя «пузатая мелочь» сможет справиться с этим? Тем более, что ты, вероятно, будешь не единственным, а твоя вторая половина тоже пожелает нереализованные планы воплотить в ребёнке. В результате ребёнок точно будет не таким, как хотелось бы, и это будет психологической проблемой для всего семейства. Больше одного ребёнка - это, конечно, тяжелее, но правильнее, без перегрузки детей, а с их спокойным ростом.
Обучая своих детей, обучать и их друзей - это прямой вклад в безопасное будущее, в возможность твоего ребёнка выжить. Потому что выживаем мы на руках друзей. Если друзья обучены хорошо - шансов у нас становится больше.
Опять мало? Хочешь чего-то особенного? Вывернуться на изнанку, надорвать пупок, но остановить государственную машину бездушного отношения к человеческой жизни?
Тогда дорога одна - сделав свою жизнь, начинай работать на других. Спасать. Учить. Жить так, чтобы на тебя смотрели, как на пример. Да и просто жить, выдавливая опасность из своей жизни, из жизни тех, кто рядом. Потому что тогда "вокруг тебя спасутся тысячи".
ИМХО, но железное.

безопасность, образование, размышления

Previous post Next post
Up