Ода Трамваю.

Nov 14, 2012 16:51

Оригинал взят у diogen_omski в Ода Трамваю.
Сегодня всемирный день философии, а у нас в Омске транспортный коллапс. Все опаздывают. Не опаздывают только те, кто ездит на трамвае и только в том случаи, если чего-нибудь не случится в том месте, где трамвай и прочий транспорт пересекаются (собственно, метро - это тот же трамвай, только выведенный из системы отношений с прочим транспортом). Но трамвай у нас не для всех, а жаль.

Трамвай - это мудрость города. Только тот город, который обрел мудрость, обрел трамвай. И насколько развит трамвай в городе настолько город и мудр. В житейском смысле мудрец - это человек с жизненным опытом. Этот опыт доступен всем, но не все, приобретя его, способны его передать. Требуется особая форма - краткость, яркость, содержательность - афористичность. Философ - это не мудрец, это любитель, ценитель мудрости, который понимает, что в пределе она не достижима. Город - мудрец, должен что-то важное о себе понять, основательное и выразить этот опыт в транспортной сети. Но трамвайные пути - это мысли глубоко продуманные и основательные, мыслинадолго.

Я пишу с позиции человека, который пользуется общественным транспортом. Автолюбители, без обид! Транспортная система: пути и транспортные средства - это мышцы города (продольная, поперечная и гладкая мускулатура), она приводит город в движение. До какого-то момента личный транспорт тоже выполняет эту функцию, но когда возникает диспропорция, он превращается в жир городского тела. До какого-то момента он необходим, потом начинаются проблемы. Ближайшее время (эпоху) наши города не собираются «сбрасывать вес». Поэтому самые надежные мышцы города - это общественный транспорт во всех ипостасях. Один транспорт обеспечивает «ходьбу», другой работу «внутренних органов», третий работу руками - поднятие тяжестей, мелкую моторику. Главные труженики Трамвай, Автобус (в том числе и маршрутки), Троллейбус.

У каждого транспорта своя поэзия. Автобус, как и личный транспорт способен на многое. Человека в нем больше чем общества или поровну. Общества всегда больше чем человека в трамвае и троллейбусе. Трамвай и троллейбус привязаны к своим маршрутам - это та неповторимая моторика городского тела, которая в людях выражается в неповторимой манере себя держать, двигаться - «я милого узнаю по походке». Автобус и личный транспорт - это возможность совершать любые действия - спорт, искусство и прочее… Но невозможно совершать только специализированные движения, не совершая множество автоматических.

Эта энергетическая привязанность к маршруту давно сделала Трамвай и Троллейбус метафорами судьбы. Но троллейбус делит пространство с автобусом, он уподобляется ему. Кажется, что он свободен или освобождает - «везет на восток», но это так лишь отчасти, и Юрия Деточкина на троллейбусе не догнать. Троллейбус берет энергию как бы с неба. Не будет энергии, и троллейбусы растворятся как миражи. Не такой трамвай. Трамвай питается и от земли, и от неба. Он надежно врос в землю. «А мы пойдем с тобою погуляем по трамвайным рельсам». Не будет трамвая останутся пути, которые будут напоминать о том, что какая-то часть утрачена. Этой своей двойной укоренённостью трамвай держит вертикаль города на его горизонтали. А метро - оно без неба. Это сведенные к автоматизму обретенные движения - профессиональные движения. Свидетельство того, что случилось. Трамвай - это мудрость и мастерство. Всегда есть возможность развить в себе что-то, усложнить, уточнить.

Судя по трамваю Омск последних 20 лет - это город запутавшийся в смыслах, забывший некоторые из них, предавший свой собственный опыт самопознания… Мудрость - не философия она простая… Есть пути, по ним можно добраться из пункта А в пункт Б. Вовремя!

Previous post Next post
Up