Однажды утром в нашей стране поменялся строй, и понеслась: раньше главным было общество, теперь - индивидуальная личность. Раньше - скромность и экономичность, сейчас - потребление. Да побольше, подороже и позаковыристей. Таков наш выбор, такова живительная, движущая сила нашего общества, залог нашего стремления к выживанию.
Но проклятые привычки постоянно тянут нас назад, заставляя (о ужас!) ограничивать себя. Поэтому идет постоянная работа по отключению у людей рационального мышления и приучение думать эмоциями. Эта борьба за вожделения, чувства неполноценности от недоупотребления скоро превратилась в войну с применением целого арсенала высокоэффективного оружия.
И вот он, парад этой техники: вместо солдат - раздатка. Вместо моторизованной пехоты - вывески, штендеры и световые короба. Вместо бронетехники - щиты и растяжки. Вместо систем залпового огня - электронные экраны и призматроны. И многое, многое другое.
А ЛЯ ГЕРР КАК НА ВОЙНЕИ нам некуда отступать! Ослабь хватку - и тебя сметут другие. Ибо в этой войне борьба не один на один, а тысячи на одного - Клиента. Не скрутишь его ты - это сделают другие, и все! Ты проиграл! Но клиент не прост. Ему есть чем ответить: он умеет привыкать к рекламе, и становиться безразличным к ней. И вот уже снова нужно пристреливаться и менять, менять типы «гранат».
Да, сегодня рекламные вооруженные силы - это не какое-то там несчастное ополчение, это регулярная, профессиональная, оснащенная до зубов армия, над созданием которой бились лучшие умы. Стоп, тихо!.. Слышите стук? Да, это умы, они бьются и сейчас. Эта армия способна не только продать вам зимой снег, но по акции засыпать его вам за шиворот при условии, что вы приведете пятерых друзей, которые накупят сосулек.
ИЪ ЯЪ ТАМЪ БЫЛЪА что же я сам? Я тоже солдат этой войны... На мне полно этого греха. За 15 лет боев я вдоволь принес безвинной логики клиентов на алтарь ея высочества Нормы Прибыли. Рекламный мир для меня - дом родной, но только на уровне креатива - тактики и немного стратегии. А вот в техническую сторону я погружался мало.
И... наконец-то! Вечером 22 ноября наш неистовый флегматик Виталий Койрах увлек нас, блогеров, в «Орензнакъ». Там мы оказались под угрозой массового вывиха челюсти от удивления. Они рассказывали нам умные вещи, не делая скидки на то, что в зале могли оказаться и тупые. Они - это два представительных мужчины: главный, и зам главного. Причем, зам главного самого главного не боялся. Кто они?. Я, опоздавший, не узнал, а в интернете не нашел. Я решил, это директора, но выяснил, что я ошибся. Потому что позже, когда я уходил, одна милая женщина тихо сунула мне в руку визитку. Я с волнением перевернул ее (в смысле, визитку), но вместо «Встретимся завтра в восемь на Беловке» или «Позвоните в полицию, меня украли», там было написано, что директор - это она. Так что не узнал, кто были самые главные мужики, но понял, что таки неплохо они живут, если у них столько топ-менеджеров в одном месте.
Но главное было в цехах.
ЧЕМ Я БУДУ ГОРДИТЬСЯ И ПОПРЕКАТЬ ВНУКОВ В СТАРОСТИКак японские туристы, щелкая во все стороны фотоаппаратами и цокая языками, мы ходили по зданию, и смотрели на удивительных людей, сидящих за невероятными агрегатами. Желая развлечь то ли нас то ли себя, организаторы давали нам поуправлять этими аппаратами, чтобы мы своими кривыми ручками почувствовали, как нелегко рекламному рабочему классу.
Апогеем восторга сотрудников и фонтаном чувства собственного превосходства обернулся эпизод, когда мы вдвоем с Виктором Осиным, облачившись в одежду Простых Рабочих Пареньков, долго и бестолково с прибаутками клеили картинку на призматрон. И если до этого я считал, что руки у меня обладают достаточной ловкостью, то после этого - нет.
Мы видели карты города с размеченными на ней стратегическими точками и направлениями... нет, не ударов, а лицевых сторон баннеров. Девушки, похожие как родные сестры, сидели за своими столами, и боялись встретиться с нами взглядами. Чувствовалось, как они хотят домой (время-то позднее), но видя, что топ-менеджеры тоже здесь, они продолжали усиленно источать силу своего корпоративного духа. В такие моменты происходило даже некое самоутверждение - ведь топ-менеджеры были здесь из-за нас.
Нам с Витей дали возможность припечь на майки надписи «самый быстрый» и «самый ловкий», и это не в качестве взятки. Просто мы действительно такие. Еще мы все спрессовали себе значки с никнеймами из ЖЖ, это был очень волнующий опыт. Так мы поработали в «Орензнаке»
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМВ итоге мы убедились, что ребята из «Оренснакъаъ» не пальцем щи хлебают, не лаптем шиты и не лыком деланы. С помощью своих навыков и машин они способны на любую перекройку нашего мировоззрения, но, слава богу, цель их - только деньги.
«Орензнакъ» действительно настоящие профессионалы, и первоклассные произведственники, в этом я, как рекламщик с немалым стажем, могу поклясться своим телефоном с контактами. Они уже выросли из ремесленников, и рвутся дальше, обустраивать окружающую среду под себя.
Например, они подготовили «Концепцию развития рекламно-информационного пространства муниципального образования «город Оренбург» на период 2016-2020 гг.». А это уже новый уровень развития.
Простыми словами, они хотят уменьшить количество рекламных поверхностей в Оренбурге. Алилуйя, горожане! Но им-то это зачем? Все просто. Так будет создан дефицит рекламных поверхностей, что позволит поднять на них цену. В итоге доход рекламщиков и города не упадет. Как следствие - повышение качества рекламы, и выдавливание с рынка всякого мелкого небогатого бизнеса. Это действительно игра по-крупному.
ЭТО КТО ЩАС НАПИСАЛ?!Но был и еще один момент, который доказал верность и приверженность руководства рекламной коммерческой идеологии. Я задал вопрос про таблички маршрутного ориентирования. Помните такие? Когда на наверху написаны названия улиц, а ниже - название магазина какого-нибудь. Видели, конечно. Я спросил: кто получает деньги за эту рекламу? Это был внутренний вопрос, к коллеге от коллеги, но здесь оказался барьер, за который перейти спикерам было нельзя. Они сказали: никто, мол. Эти таблички вешает ГАИ.
Развернулась полемика по схеме:
- Это белое!
- Нет, это черное.
- Посмотрите сами, это же белое!
- А для некоторых это черное!
- Белое - всегда белое!
- Это черное, потому что черное необходимо всем!
- Да, но это белое!
И т.д.
В итоге я не смог добиться признания, что это - еще один вид рекламы. Меня убеждали, что это все для помощи населению, чтобы уменьшить число пробок на дорогах, и прочие аргументы, последние из которых были: «Вас-то это почему касается?», «Вы же можете на них не смотреть». Закончил сей спор неоспоримый аргумент: времени мало, торопимся. Я вышел в недоумении: ну почему случайный слепой тычок в грунт обнаружил такую огромную скрытую мину?.
А потом все выяснилось. Ну, конечно! Как я не понял сразу?! У Орензнакъаъ есть своя, именно такая табличка! «Проспект Победы, улица Монтажников, Орензнакъ». Могли бы и сразу сказать! Тогда бы сразу стало понятно, что они прошли через этот путь и лично убедились, что ничьей финансовой заинтересованности здесь нет! А есть в этом только забота ГИБДД о пешеходах и водителях. Чтобы было меньше ДТП.
НО ОНИ ЖЕ ВСЕ РАВНО КРУТЫЧем бы хотелось бы резюмировать? Орензнакъ - профи. Технологическая база великолепная, возможности огромны. Описанная мной психология ситуации - не плохая и не хорошая, она адекватна внешним условиям. Будь они другими, Орензнакъ не добился бы ничего. Да, они не церемонятся когда надо, но им отвечают тем же. Да, они подгоняют спрос под предложение, меняя мнения людей, но в нашем обществе это не называется преступлением. И начинать нужно не с них. Они-то на своей полке делают все как надо. Респект, вояки.
И лишь один момент никак не заслуживает извинения. И это не первое предприятие, которое приглашает блогеров, а потом поступает именно так. Я уже не удивляюсь, тут хоть плачь... Дело в том, что и здесь молока не было. Нас снова поили чаем, и даже сахар был, а молока - не было! И УНХК, и «Мегафон», и теперь вот «Орензнакъ» теряет в моих глазах… Минус пять очков Гриффиндору! Я не знаю, что делать. Это заговор какой-то. Нет в жизни совершенства! Вероятно, в будущем все-таки придется брать молоко с собой… Но я не унываю! Я привез жене майку «самому ловкому», а это значит, что она отпустит меня на следующий блог-тур. Я надеюсь, что там наконец-то будет мой любимый чай с молоком.