Отзыв в рамках
кинорулетки от
dart_maus Гран Торино, фильм 2008 года, режиссер Клинт Иствуд и он же в главной роли
Я не поклонница Иствуда, ни в режиссерской, ни в актерской ипостаси. Из фильмов, которые он снял, смотрела по моему только Совершенный мир, и то потому, что тогда я смотрела вообще все фильмы с Костнером, которые выходили. Фильм, кстати, понравился.
Но знаю, что как минимум несколько его фильмов входят в категорию "маст си", в том числе и Гран Торино, и кинорулетка дала шанс один из пробелов закрыть.
Честно скажу, смотреть фильм мне было тяжело, я смотрела его в несколько приемов, иногда на ускоренном режиме, это была прям работа.
Почему, затрудняюсь сказать. За исключением может быть последних минут двадцати, в фильме нет ничего особенного тяжелого (да и в последние двадцать минут все тяжелое тоже в основном за кадром).
Очень-очень напоминает по сюжету "Вторую жизнь Уве" (если что - Гран Торино был раньше) - нелюдимый старик со скверным характером постепенно налаживает отношения с соседской семьей. В роли соседей здесь азиаты, народность хмонго - как объясняет главному герою соседская дочка - хмонго воевали на стороне американцев во Вьетнаме и потом были вынуждены бежать оттуда.
Сюжет идет по рельсам прямой как палка. Герой Иствуда по фамилии Ковальски, ветеран войны в Корее и бывший рабочий с завода Форда, похоронил жену и теперь доживает одинокую жизнь в своем домишке в окружении понаехавших азиатов. С двумя сыновьями и его семьями у него близости нет, да похоже никогда и не было. Он заботится только о своей старой собаке, но главная его гордость - Форд Гран Торино 72 года выпуска.
Соседский парнишка (один из тех самых хмонго) пытается украсть его машину - это такое вступительное испытание в банду, возглавляемую его кузеном. Ковальски его накрывает, и выгоняет, но затем, когда кузен со своими корешами приезжает за ним и опять пытается утащить в банду, заступается за него с ружьем в руках. Дальше, если не смотрели, сами можете додумать, я уже подустала писать банальности.
В предсказуемых сюжетах, самих по себе, ничего плохого нет, особенно если они хорошо сняты - а здесь снято хорошо.
Не знаю, что меня триггерило все время. То ли от депрессивной обстановки пригородов Детройта с бандами и разборками мне слишком фонило воспоминаниями о наших 90-х, когда я утащила с работы металлическую отвертку с острым кончиком и таскала ее в сумочке, пока будущий муж не купил мне перцовый баллончик.
То ли при съемках переборщили с азиатским антуражем в семье соседей, из-за чего мне все время вместо предлагаемого сюжета о том, как сильный мудрый старик берет под крыло соседскую семью с детьми, оставшуюся без кормильца, мерещился сюжет о том, как мудрый белый представитель цивилизации заботится о группе забавных, но несмышленых обезъянок дикарей.
Уверена на сто процентов, что ни режиссер, ни сценарист не имели в виду ничего подобного. Но бремя белого человека оно как-то подспудно просвечивает.
На самом деле про налаживание отношений смотреть было приятно, местами забавно, например, когда Ковальски, сперва отказывавшийся от всех знаков внимания, внезапно проникается азиатской кухней и на минутку выходит из имиджа "мне от вас ничего не нужно, заберите свои подарки"... "но вот эту рыбу под соусом, так и быть, давайте".
Вообще, Иствуд конечно это мощь. Ради чего этот фильм точно стоит смотреть, так это ради него. Такой грамотно выстроенный имидж, такое попадание в архетип, когда он смотрит своим фирменным прищуром, это пробирает, нравится тебе это или нет. И в какой он потрясающей форме в 78 лет! Дай бог такими в сорок быть.
Про концовку не буду писать. Да, тоже выстроено из готовых конструкций, и про "агрессия рождает агрессию" и про "непротивление злу насилием" и про искупление грехов и про самопожертвование. Но все это работает все равно.
Тем не менее, на мой взгляд фильм уж слишком прямолинейный, чтобы полностью достигать своих целей, ты постоянно видишь, на какие чувствительные точки тебе сейчас нажимают и это раздражает.
С другой стороны, иногда можно о чем-то и прямо сказать. Или даже просто посмотреть выразительно, особенно, если ты Клинт Иствуд.