Политехнический музей приглашает совершить путешествие в прошлое и будущее велосипеда на летней выставке «Изобретая велосипед», которая проводится с 14 августа по 20 сентября на ВВЦ, в павильоне 230. На выставке представлены велосипеды, созданные с 1817 до 2012 г.: экспонаты из собрания Политехнического музея, множество потрясающих моделей из Веломузея Андрея Мятиева, Центрального музея физической культуры и спорта, частных коллекций. Режим работы выставки: вт, ср, чт, пт, сб, вск - с 11.00 до 20.00, понедельник - выходной. Стоимость входного билета для взрослых 300 рублей, для школьников и пенсионеров 150 рублей.
Dursley Pedersen, Англия, 1907 год. Модель Sport. Рама и передняя вилка оригинальной конструкции, деревянные обода колёс, подвесное седло-«гамак».
Вес около 10 кг, что для 1910 года - рекорд. Несмотря на кажущуюся хрупкость - очень жесткий и маневренный.
В выставочном зале.
Французский компакт и советский мобиль.
Любование «пенни-фартингом».
Итальянский Colnago Master. Предназначен для индивидуальных шоссейных гонок на время. Машина из партии, заказанной для сборной СССР, но не выкупленной.
На этой машине никто никогда не ездил - она новая.
Деревянная «дрезина» - «дедушка» велосипеда. Или «бабушка».
В своё время барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауерброн осчастливил прогрессивное человечество целым рядом изобретений. Среди них значатся машина для порубки мяса, машина для печати букв и машина для бега. Иначе говоря - мясорубка, пишмашинка и велосипед. Поскольку фамилия у барона была подходящая, то его первый беспедальный велосипед-самокат или Laufmaschine назвали «дрезиной». Дело было в 1817 году. В памяти народной эти и подобные им велосипеды закрепились как «костотрясы» (Boneshaker). Езда на «костотрясе» имела мало общего с комфортом, но определённые почитатели новаторского метода в велосипедостроении находятся и по сей день.
К, собственно, дрезине в её привычном понимании, кстати, барон тоже приложил умелые руки.
Переднее колесо с прямым педальным приводом - визитная карточка следующего поколения двухколёсной машины. Вот она уже имела право называться словом Velocipede, наступало время «пенни-фартингов» или «пауков».
Click to view
Складной компактный велосипед из Франции. 1963 год.
Советский велосипед производства Завода имени Фрунзе (ЗИФ). 1953 год. К велосипеду пристыкована коляска (Львовский велозавод) для перевозки детишек до 10 лет.
Неопределённый мной «велоарт».
Стенд гоночных спортивных велосипедов.
Road Puppy. Японский складной велосипед. Shimura Seiki Company, 1946 год. Один из самых компактных велосипедов вообще.
Горный велосипед San Andreas. США, 1994 год.
А это русский представитель интернационала костотрясов - «русский костотряс». Тяжёлый, надёжный, кованый.
Не раз встречал упоминания о нём в контексте истории семейства графьёв Шереметевых и их талантливых крепостных умельцев.
Шведское слово в велосипедостроении - Volvo. 1982 год. Пластик.
ДНП-2 или Динамо Ножного Привода. На это самое динамо усаживался солдат, каковой и крутил педали, покуда сил хватало. Толковый боец вполне мог обеспечить энергией переносную армейскую радиостанцию
УКВ диапазона, например, Р-809 или осветить штабную палатку.
Знакомый многим по детским и взрослым обидам «конь педальный». Насколько я помню, владельцы такого коня, нечасто встречавшиеся в Москве 1980-х, почётом и уважением детворы не пользовались. Сам на такой велоповозке катался пару раз, один раз - вынужденно. Ожидал своей очереди на заезд в детском педальном «Москвиче». Всякий советский мальчик мог савершенно бесплатно покататься на педальном автомобиле по территории Дворца пионеров на Ленинских горах.
А вот и он - сошедший с конвейера АЗЛК серийный детский автомобиль. АДПМ-12М. Стоил, кажется, 25-30 советских рублей. Предмет детского вожделения и вполне взрослой зависти. Внешне напоминает Москвич-412.
Лично я в те времена уже освоил двухколёсный вариант детского велосипеда «Бабочка» (см. фото), а пацаны, как видно, не брезговали самокатами.
Детский трёхколёсный вариант «костотряса». Изготовлен, видимо, в Суздале Владимирской губернии около 1892 года кустарно неизвестным матером-кузнецом.
Уницикл или моноцикл. Если у велосипеда, точнее у Bicycle упразднить одно колесо, то получится как раз уницикл (Unicycle).
Детские двух- и трёхколёсные велосипеды.
Если к обычному массовому советскому дорожному велосипеду ЗиС «Прогресс» 1953-го года (
фотосессия похожего велосипеда, случайно обнаруженного в дачном сарае) выпуска прикрутить двигатель, например, специальный велодвигатель «Иртыш» - получим уже совершенно новый механизм. Уже не велик, но ещё не мопед. «Газуля» - так звали в сельской местности это устройство.
Велодвигатель «Иртыш» выпускался в 1953-1955 годах Омским моторостроительным заводом имени Баранова. Прототипом «Иртышу» послужил двигатель ILO F48 образца 1951 года, производимый в ГДР. «Иртыш» представляет собой одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель мощностью 0,8 л.с. Такой мощности хватало, чтобы кратковременно разогнать велосипед до скорости 30 км/ч. Двигатель охлаждался встречным потоком воздуха. Ёмкость топливного бака полтора литра. Такого запаса горючего должно хватить на 100 километров пути при движении на экономичной скорости в 25 км/ч.
Двигатель можно было установить на любом дорожном велосипеде под кареточным узлом при помощи эластичных креплений. Передача вращающего момента от двигателя к заднему колесу велосипеда производилась при помощи резинового ролика, который прижимался к покрышке заднего колеса. Сцепление включалось рычагом, установленном на раме велосипеда. Двигатель не имеет коробки скоростей и регулировка скорости осуществляется рукояткой газа, закрепленной на руле велосипеда.
All Mountain Bike. 2012 год. ФРГ.
Деревянный велосипед. Легкодорожная мужская модель, Италия, 1946 год.
Велосипед Simplex. Нидерланды, 1952 год. Переднее колесо и седло подвешены на рессорах.
Велосипед очень непривычной конструкции. Долго ломал голову - как же у него при такой цепи должны ходить педали.
Click to view
Ну и самые интересные для меня экспонаты - военные велосипеды. Этот сделан компанией Peugeot. Первый в истории армейский велосипед, предназначенный для переноски его за спиной. Модель сконструирована в 1895 году капитаном Жераром и носит его имя. Вместе с промышленником Шарлем Морелем Анри Жерар запатентовал свою конструкцию велосипеда и запустил производство в 1895 году. Это был успех: в октябре 1895 г. его магазин был открыт в Париже, а вскоре французские военные взяли велосипед на вооружение. Заказы на диковинную амуницию поступили от русской и румынской армии.
Капитан Жерар был лицом марки, тогда как отцом идеи и инвестором выступал Шарль Морель. Через некоторое время Капитан начал судиться из-за нечестного, по его мнению, распределения доходов. Суды привели к ссоре и разрыву партнерства. Патент на складной велосипед в итоге был продан консорциуму Peugeot Michelin и французской армии. Они принялись за производство велосипедов в 1899 году. Складной велосипед впервые появился в каталоге продаж Peugeot в 1899-м.
В 1890-х годах в число средств физической подготовки русской императорской армии была введена велосипедная езда. 9 июня 1891 года был издан приказ № 1581 об обязательном приобретении велосипеда для войск и формировании особых самокатных команд. Cамокатчики использовали как раз велосипеды Peugeot, точнее складные самокаты системы капитана Жерара.
Погоны русских самокатчиков.
Конструкция складного велосипеда капитана Жерара на долгие два десятилетия стала эталонной и самой распространенной системой военного велосипеда, несмотря на многие свои недостатки. Велосипед переносился самокатчиком на спине на манер армейского ранца. Таким образом, при наличии хороших дорог боец передвигался на велосипеде, а препятствия мог преодолевать, забросив велосипед за спину, при этом руки его оставались свободными и он мог вести огонь из личного оружия и вести стрельбу не только стоя, но и с колена.
Лично мне самой интересной среди прочих, показалась вот эта модель. Армейский швейцарский велосипед M1905.
Вес - 22,5 кг.
Длина - 182 см.
Ширина - 56,5 см.
Высота - 102 см.
Расстояние между осями колес - 114 +/- 10 см.
Привод цепной. 1 скорость.
Тормоза. Задние - барабанный и педальный тормоза; передний - ложечная система.
Выпуск: 1905 - 1981
Количество: 68000 шт.
В 1891 году было принято постановление парламента Швейцарии о создании велосипедных войсковых подразделений в составе кавалерии. На первом этапе это были небольшие группы по 15 человек, которые использовали свои собственные, гражданские, велосипеды. В 1905-м году был принят на вооружение и воплощен в жизнь велосипедной фирмой Condor штатный армейский велосипед - модель 1905, который и прослужил до 1993-го без особых изменений. В 1961-м подразделения армейских велосипедистов были переведены из кавалерии в механизированные войска. Было сформировано 9 велобатальонов.
Вес - 23 кг.
Длина - 182 см.
Ширина - 62 см.
Высота - 104 см.
Расстояние между осями колес - 116,6 см.
Привод цепной. 7 скоростей (Shimano).
Тормоза. Передний и задний V-Brake Merk Magura
Выпуск: 1993 - 1995
Количество: 5500 шт.
1993-й стал переломным в истории швейцарского армейского велосипеда. На замену MO-05 пришел MO-93. Эта модель была технически более совершенна. MTB-руль и 7 скоростей. Эти новшества улучшили характеристики классического M1905.
Подробнее о швейцарской армии и велосипедах на её вооружении:
http://faber-fortunae.livejournal.com/32605.html Стал присматриваться и прицениваться к швейцарскому военному велосипеду в интернетах. Международные эксперты сразу предостерегли: дешевле 1000 у.е. в хорошем состоянии не найти, а то, что продаётся по 200 долларов - «липа» и «халтура».
На этом визит на выставку велоизобретений будем считать оконченным. Разумеется, охватить силой мысли и фотоаппарата все экспонаты до единого не удалось, но у желающих есть ещё пара дней, чтобы лично проконтролировать состояние дел в павильоне №203. Физкультвелопривет!
P.S.
Эту велораму нашёл на месте боя в Демянском котле. Я так понимаю, что установить её принадлежность уже возможным не представляется?
В современной российской армии велосипед тоже популярен. Особенно в частях ВВС.