Про Рогачёвско-Жлобинскую наступательную операцию

Mar 04, 2014 12:36




21 февраля 1944 года войска 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии К. К. Рокоссовского приступили к разгрому 9-й немецкой армии, принадлежавшей к группе армий «Центр» и оборонявшей населённые пункты Жлобин, Новый Быхов, Рогачёв. Успех советским войскам обеспечил неожиданный ма­нёвр: атака была начата не после артиллерийской подготовки, а одновременно с ней. В результате проведения наступательной операции советские войска нанесли серьёзное поражение 9-й немецкой армии и создали условия последующего наступления на бобруйском направлении. За боевые отличия 13 соединений и частей получили почётные наименования «Рогачёвские».

22 февраля 2014 года близ подмосковной Черноголовки проводилась военно-историческая реконструкция тех событий. Ожидалось около 500 участников с обеих сторон и разнообразная техника: Т-34, СУ-100, реактивный миномёт «Катюша», немецкая и французская лёгкая гусеничная техника, бронетранспортёры, артиллерийские орудия, грузовые и легковые автомобили, пиротехника.











К месту проведения «боя» движется колонна реконструкторов курсантов академии МЧС.



Прибыла немецкая зенитная установка на одноосной платформе MG-Wagen 36 (If 5 - Infanterie Fahrzeug 5).



Реконструкторы получают СХП-оружие и шумовые боеприпасы к нему.



Винтовки и карабины. СХП (стрельба холостыми патронами).





Коробки с шумовыми патронами.





Примерно в таком виде ходил по февральскому морозцу. К концу дня замёрз капитально. Хорошо хоть, был в шинели, а не в куртке!
Фото Ульяны Чухаркиной.



В ожидании зрителей и покупателей.



Ценная вещь, этот самовар. Наверняка, у кого-нибудь в гараже без дела ржавеет.



Военный оркестр в боевой готовности.





Исполняется огненная «Розамунда».







Миномётные установки пиротехников.



Zwillingssokel 36. Спаренные немецкие пулемёты MG-34 со снятыми прикладами на тумбовой опоре Lafette 36.



Станок с сидением и рамой, два пулемёта, патронные коробки с лентами на 150 патронов, рукоятки управления. Пулеметы оборудованы единым спуском, на кронштейне крепился кольцевой зенитный прицел. Установка имела углы возвышения от -10 до +90°.





На поле боя ожидается прибытие гусеничной техники. В связи с этим необходимо в мёрзлой земле выкопать углубления для укладки пиротехнических проводов.





Немецкий средний полугусеничный бронетранспортёр Sd.Kfz.251 или Sonder Kraftfahrzeug 251 «Ханомаг». Был разработан в 1936-37 годах на базе 3-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.11. Машина получила бронированный корпус, открытый сверху. Производство Sd.Kfz.251 началось в июне 1939 года, всего до весны 1945 года было выпущено 15252 бронетранспортеров в 4 версиях, отличавшихся корпусами. Машина выпускалась в 23 модификациях, включая самоходные артиллерийские. На данной установлен пулемёт MG-42.




Своим ходом лихо прибыла танкетка Renault UE Chenillette, выпускавшаяся во Франции между 1932 и 1940 годами. Полное официальное название - Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R или танкетка снабжения пехоты. Германия некоторое время использовала трофейные французские танкетки (более 3000 штук) под названием - UE 630 (f).



Данный экземпляр вооружения не несёт. В принципе, этот лёгкий бронетранспортёр мог быть оборудован пулемётом и даже 20-мм пушкой. Основная часть танкеток, захваченных немцами, была вооружена пулемётами MG-34 и использовалась для охраны аэродромов от нападения диверсантов, а также для борьбы с партизанами. Невооружённые танкетки использовались в подразделениях связи сухопутных сил и Люфтваффе для прокладки кабельных линий связи. Против СССР эти танкетки наиболее широко использовала румынская армия.

Присмотрелся к ней поближе: в отделении для механика-водителя тесно, жестко, жарко, воняет выхлопом. Войны нет, «накрываться» стальным колпаком с узенькими смотровыми щелями нет нужды, иначе можно и задохнуться. Зверь-машина!


Макет человеческого тела для своевременного подрыва на удивление публике.



SdKfz 2 или Kettenkrad HK 101 - полугусеничный мотоцикл высокой проходимости, разработанный и массово выпускавшийся в Германии в годы Второй мировой войны. Изначально разрабатывался для использования в парашютно-десантных и горно-егерских дивизиях люфтваффе и вермахта, однако благодаря высоким динамическим характеристикам снискал большую популярность в немецкой армии и широко применялся всеми её подразделениями. Всего с 1940 по 1945 годы фирмами NSU и Stoewer было выпущено 8871 мотоциклов. Уже после окончания войны из оставшегося задела деталей в период с 1945 по 1949 годы было собрано ещё около 550 машин, применявшихся в народном хозяйстве до 1950-х годов.


Пиротехническое хозяйство.



Несгибаемый советский автопром. ГАЗ-69. В боевых действиях участия принимать никак не мог, поскольку выпускался уже после войны.
Видимо, доставлял какой то груз, необходимый для начала мероприятия.



Полугусеничный мотоцикл. Управление Кеттенкрадом комбинированное. Т.е. при повороте руля на угол до 12 градусов работает переднее колесо, а в диапазоне от 12 до 38 градусов в дело вступают бортовые фрикционы. Понятно, что колесом можно рулить только на хорошей дороге. Проводивший тест-драйв для журнала отмечал, что переход на управление фрикционами довольно неприятный: при повороте руля на большой угол машина резко дергается в сторону центра поворота. В тяжелых дорожных условиях переднее колесо рекомендовалось вообще снимать и Кеттенкрад управлялся по-танковому, включением/выключением фрикционов гусениц. Подробнее.


Mercedes-Benz 1500-й серии. Тяжёлый легковой автомобиль повышенной проходимости. Можно сказать - прародитель современных армейских внедорожников G-класса.








Рекламный плака Mercedes-Benz времён Третьего Рейха.



Ещё один образец боевой (да не совсем) техники на гусеничном ходу - бронированный многоцелевой транспортёр французского производства Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L. Вооружения не несёт. Но мог подвозить боеприпасы или транспортировать противотанковую пушку.

Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров. С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров «Лоррейн» досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница. Подробнее.


Полноприводный военный грузовик СМР. Сама аббревиатура СМР расшифровывается, как Canadian Military Pattern - Канадская военная модель. Машины этой серии появились в 1940 году. Грузовики серии СМР, внешне почти одинаковые, поставлялись заказчикам в погонах под двумя марками - Ford и Chevrolet. Иначе говоря, однотипные машины носили бренды двух из трех крупнейших американских автоконцернов - Ford motor company и General Motors, соответственно. Два заклятых конкурента освоили выпуск унифицированного семейства автомобилей совместной разработки не в США, а на «нейтральной территории» - на своих канадских заводах-филиалах.

Представленный на снимке грузовой автомобиль Ford F60 два раза становился военным трофеем. Первый раз он захвачен немецкими войсками летом 1942 года в ходе наступления Африканского Корпуса под командованием фельдмаршала Эрвина Роммеля в районе Табрука (Ливия). Через Италию автомобиль вместе с пополнением попал на Восточный фронт в районе Харькова.

Под Харьковом действовала 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» под командованием Зеппа Дитриха. В ходе Харьковской наступательной операции в 1943 году, 3-я танковая армия СССР под командованием генерал-лейтенанта Павла Семёновича Рыбалко нанесла удар с юго-восточного направления. После нескольких дней боёв сопротивление частей СС было сломлено. И вся трофейная техника, в том числе и грузовой автомобиль Ford F60, оказалась захваченной советскими войсками. Сейчас автомобиль находится в экспозиции ГВТМ. Подробнее.






СС-овцы. Именно такое «начертание» не раз встречал в литературе. Каждый раз хмыкал.



Построение перед боем. Солдаты Вермахта и СС. Утеплённые сапоги с войлочными голенищами, на бойце в центре (в меховой шапке) «харьковская» парка на натуральном меху.

«В русскую стужу германцы предпочитали кожано-войлочные сапоги типа бурок - с головками, задниками и берцами из кожи различных оттенков коричневого. Просторные голенища кроили из светлого войлока, по швам пускали кожаные полоски. Подметка подбивалась 13 гвоздями с огромными шляпками и крепилась к верху двумя рядами латунных гвоздиков. К носку прибивалась полукруглая подковка, а граненая подкова огибала каблук. Утепленные зимние сапоги делались с серо-зеленым текстильным верхом и кожаными головками с войлочной подкладкой, но бывали и на натуральном меху или овчине. На горную и утепленную обувь надевались непромокаемые белые гамаши и гетры, служившие отчасти и для маскировки. В непромокаемых бахилах, серо-зеленых, как и мотоплащ, ездили мотоциклисты. Часовые, которым не требовалось много передвигаться, засовывали ноги в сапогах в кожано-войлочные боты с застежками, больше похожие на чемоданы, чем на обувь.

Русские долго смеялись над немецкими соломенными караульными лаптями. Немцы же над нашими валенками смеяться перестали очень быстро - на занятой территории оккупанты не только отнимали их у населения, но и организовали производство для вермахта. Выпуск был невелик, но длился по 1944 г. - до конца оккупации.
Выдержка из книги Павла Липатова «Униформа Красной Армии и Вермахта».




Советское трофейное оружие на службе в Вермахте: пистолет-пулемёт ППШ-41 и самозарядная винтовка СВТ-40.





Горные егеря. На поясе виднеется навершие-грибок рукояти финского ножа в ножнах. На головах кепи горных стрелков M-43 (Bergmütze образца 1943 года). Кепка имеет специальные складные уши на двух пуговицах которые предназначены для защиты от ненастной погоды, сильного ветра, холода, дождя. На некоторых кепках светлые полотняные маскчехлы.



Красная лента на рукаве - пароль-опознаватель «свой-чужой». Цвет такой ленты и её наличие на одном или двух рукавах позволяли добиться надёжного распознавания своих своими. Иначе, в условиях, когда все перемещаются в бесформенных маскхалатах, можно было и не в того выстрелить.



Ленты на рукавах обычно делали обычно двусторонними: красно-чёрными или красно-жёлтыми. Цвет ленточек мог меняться каждый день. Бывало, что вместо ленточек использовались обычные погоны.







Немецкие шапки-ушанки куполообразной формы. Сукно с собачьим или кроличьим мехом. Тепло, но каску поверх никак не напялить.



Окопные ножи за отворотом зимней двухсторонней куртки, штоковые ручные осколочные наступательно-оборонительные гранаты-«колотушки» М-24 за поясом. Такие гранаты состояли на вооружении германской армии со времен Первой Мировой. Зарекомендовали себя как простые и надёжные, но нуждающиеся в усилении осколочного воздействия. Встречал экземпляры, дополнительно оборудованные стальными осколочными «рубашками» от советских РГД-33.



Ручные гранаты М-24 за поясом.



Окопный нож за отворотом.



Типичный окопный нож Вермахта.



Советские оборонительные осколочные гранаты Ф-1, «феньки».



Карабин Маузера 98k и пистолет «парабеллум» Р-08.





Немецкая яйцеобразная ручная осколочная наступательная граната М-39. Была принята на вооружение Вермахта в 1939 году и использовалась до конца Второй Мировой.





«Штурмгеверы» на реконструкциях встречал и раньше, а вот ракетное противотанковое оружие в лице «Офенрора» (Ofenrohr - нем. «печная труба») вижу впервые. Противотанковое 88-мм реактивное ружье «Офенрор» появилось на вооружении в 1943 году, предназначалось для борьбы с танками всех типов на дальностях до 150м. В бою ружьё обслуживают два номера - наводчик и заряжающий. Для стрельбы из ружья применяется реактивная мина кумулятивного действия.



В процессе боевого использования ружью был придан лёгкий щиток от ожогов, и оно было в таком виде переименовано в «Панцершрек». При отсутствии на ружье защитного щитка наводчику необходимо было надеть противогаз (можно без фильтра) и перчатки, чтобы избежать ожогов.



Не самая типичная для Вермахта образца 1944 года винтовка - Маузер 98А с крюком для составления оружия в козлы.



Отлично виден т.н. «фаустпатрон», точнее «Panzerfaust-30» малый, известный и как «Gretchen». Число 30 в обозначении указывает на прицельную дальность. Для точного выстрела необходимо было подпустить танк на 30 метров или ещё ближе. 100-миллиметровая кумулятивная граната при удачном попадании пробивала 140 мм танковой брони. Со временем был замещён более точными и мощными аналогами. Очень серьёзное оружие.



Устройство одноразовое, с очень простыми прицельными приспособлениями, использовать гранатомёт мог практически каждый, прочитавший такую инструкцию (даже упреждение во время прицеливания не забыто!).









Ну а это ранее никогда мной не виданное на реконструкциях чудо - огнемёт. Про аутентичность и прочую историческую достоверность говорить пока что преждевременно, но сама идея!
В конструкции использованы баллоны от огнетушителей, современные шланги и краны. Воздух под давлением должен выталкивать воспламенённый спирт, который призван имитировать огнесмесь.



Огнемёт в ходе реконструкции не применялся, потому как в системе случился некоторый «непровар» и герметичность была где-то
нарушена.




За образец, видимо, принят немецкий Flammenwerfer модели 41 или 42.






Бойцы РККА. Холодно, многие утепляются подшлемниками.



Советские солдатские ушанки. Суконный верх и отвороты из искусственного меха. Запросто позволяла носить стальную каску поверх себя.



Дальше особо внимательные зрители могут встретить ряд несоответствий исторической правде, особенно много их встретилось среди шинелей и шлемов.
Но много ли таких специалистов, отличающих трёхклёпочную каску от шеститиклёпочной и знающих сколько внутри амортизационных лепестков?





Как раз поддетая под стальной шлем ушаночка на заднем плане.





















Бойцы в ватниках и зимних шерстяных вязаных подшлемниках.







Офицерская или командирская зимняя ушанка на овчине.











Боец-пулемётчик лыжного батальона. Выше и ниже советский ручной пулемёт системы Дегтярёва ДП-27.







Знаменитая и легендарная «полуторка». ГАЗ-АА. «Горьковские грузовики, будучи самыми массовыми автомобилями в стране, составляли более половины автопарка Красной Армии. 21 июня.1941 года в армейском строю находилось примерно 151 100 «полуторок». С началом войны Отделы учета транспорта военкоматов призвали на службу десятки тысяч автомобилей, работавших в народном хозяйстве - на автобазах и в мелких гаражах городов, в сельском хозяйстве. Этот автомобиль широко использовали для снабжения войск Красной Армии и обеспечения работы тыловых предприятий.

Специальных кузовов, как у современных армейских грузовиков, во время войны еще не было. Для перевозки бойцов обычные грузовые платформы оборудовались съемными поперечными скамейками. Когда место людей занимали грузы, они укладывались на дно кузова. На ГАЗ-АА ставили четыре скамейки, на которых размещались 16 человек. В непогоду кузов можно было покрыть тентом. Если на автомобиле перевозили станковый пулемет, то число посадочных мест уменьшалось на два, а при перевозке его в боевом положении - на четыре. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА помещалась полковая пушка с расчетом».


«Особо проявили себя преимущества «полуторки» во время блокады Ленинграда. Когда немцы отрезали все сухопутные дороги к Северной столице, 22 ноября 1941 года на лед вышла первая колонна грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Ледовую дорогу официально звали Военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101), неофициально - «Дорогой жизни». На льду, конечно, работали грузовики и даже автобусы различных марок, но «полуторки» обладали ключевым преимуществом перед ЗИС-5 и машинами на его шасси - они были намного легче, и поэтому их водители меньше рисковали провалиться под лед». Подробнее.


На переднем плане - лёгкий бронетранспортёр Scout car White M3A1. Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout - разведчик.

На переднем бампере виден буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй Мировой. Толщина брони лобового листа кузова М3А1 составляла 12,7 мм, а всех остальных листов - 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси это был типичный полноприводный (4х4) легкий грузовик 40-х годов.

По периметру открытого кузова прокладывалась рельс-шина, позаимствованная от броневика Corbitt М2А1. По ней с помощью подвижных станков М22, перемещались входившие в штатное вооружение машины пулеметы - их можно было легко направить вперед, назад, вправо, влево, просто перекатив по рельсу. Штатными пулеметами были 12,7-миллиметровый М2 и 7,62-миллиметровый М1919А4. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог применяться 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В Красной армии на станок М22 иногда укрепляли «Максимы». Подробнее.



Зимой 1944 года танк ОТ-34 с бортовым номером 111 участвовал в битве за Новосокольнический район Псковской области, которая стала частью Великолукской операции Великой Отечественной войны. 1 февраля 1944 года в 15.00 трем танкам 1-й роты 516 ООТП была поставлена задача поддержать атаку пехоты в направлении Спастер, Коробово. Одним из танков первой роты был ОТ-34 с бортовым номером 111. Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, лейтенанта М. Гордияша, старшины П. Чертова, младших сержантов В. Сергеева и Н. Ковалева.

При появлении советских танков немцы открыли сильный артиллерийский огонь. Танк ОТ-34 № 111 был подбит прямым попаданием. Снаряд проломил броню с правой стороны бронекорпуса под башней. Танк потерял управление и, раздавив лед, ушел на дно болота. Из числа экипажа остались в живых трое, один из них командир танка. Согласно донесениям, они были ранены.

Весной 2006 года вблизи деревни Батово Новосокольнического района поисковики извлекли из болота танк ОТ-34 № 111, пролежавший на дне перевернутым вверх гусеницами 62 года. Для возрождения танка понадобилось около трех лет напряженной работы. Подробнее.



Поставлять «Скауты» в Красную Армию начали в 1942 году. В советских документах времен Великой Отечественной эти транспортные средства именовали бронетранспортерами, бронемашинами и даже полубронемашинами. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «Скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

Всего в СССР по Ленд-лизу поступило 3034 МЗА1. «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. До конца войны в США с конвейера сошло 20 918 броневиков Scout М3А1. В армиях многих стран эти боевые машины применяли до конца 70-х годов и даже позже. В 1996 году в Доминиканской Республике на вооружении еще стояло 35 М3А1.




«Американец» на службе в РККА.





Пора в атаку. Десантники погрузились в бронетранспортёр, танковый десант расселся по броне «тридцатьчетвёрки».





Лыжный батальон атаковал немцев с ходу, сбросив лыжи.





Немцы непрерывно контратаковали, вводили в бой новые резервы. А впервые бронетранспортеры Sd Kfz 251 были использованы в бою во время агрессии против Польши в 1939 году.



Среди советских солдат появились первые раненые и убитые. Санитары с волокушей из лыж отправляются в гущу боя.



Не вполне понял зачем на щите установили ещё и второй MG-42, видимо со «штатным» что-то случилось. Большинство бронетранспортёров было вооружено пулемётом Рейнметалл-Борзиг MG-34 или MG-42 калибра 7.92 мм, установленным в передней части боевого отделения. У бронетранспортёров Sd Kfz 251 Ausf. B-D пулемёт был закрыт бронещитком толщиной 6 мм. В кормовой части боевого отделения находилось крепление для дополнительного пулемёта MG-34 или MG-42. Пулемёт был приспособлен для ведения огня по воздушным целям. Боезапас обычно составлял 2010 патронов. У специальных вариантов боезапас как правило был меньше.


Вынос раненого бойца из под огня. Шлем не бросили, не война всё же :).





Танковый десант спешивается.



Легкий бронированный тягач Renault UE французского производства. Бронеколпаки для сбережения голов экипажа опущены.









Бронетранспортёр вытаскивает на позицию советскую противотанковую пушку. Экземпляр из музейной экспозиции, потому без прицела и замка.



Немцам удалось поджечь наш Т-34.



За башней, на моторной решётке, появляется язык пламени, начинает валить дым.



Истребители танков с советским противотанковым ружьём конструкции Симонова.



Экипаж покидает горящую машину.



Танкисты (механик-водитель и и.о. командира, остальных сразу не было) предпринимают усилия для возвращения танка в строй.



Расчёт ПТРС готовится к открытию огня. ПТРС предназначалось для борьбы со средними и легкими танками и бронемашинами на расстояниях до 500 метров. Также из ружья мог вестись огонь по ДОТам и ДЗОТам и огневым точкам, прикрытым броней, на расстояниях до 800 метров и по самолетам на расстояниях до 500 метров.



Артиллерийский огонь постепенно слабеет.





После редких взрывов и выстрелов наступает временное затишье.



Перед немецкими позициями встречаются представители командования с обеих сторон и ведут какие-то переговоры, видимо, речь шла об ультиматуме. Немцы возможность сдаться без лишних жертв упустили.



Красная Армия переходит в решительное наступление.







После залпов реактивной артиллерии всё заволакивает дымом, немцы обороняются с новой силой, но всё напрасно.



В этот момент окружающие меня со всех сторон дети, не сговариваясь, читали что-то вроде коллективной молитвы на тему «Жахните по немцам из танка!!!»
Был взволнован вместе с детьми.



P.S. Личная благодарность выражается товарищам Бруммену, Бурбе, Мишукову и Харитонову.

Если у вас возникнет желание посетить подобное мероприятие, то отследить его можно на сайте организаторов этой реконструкции и множества других реконструкций. Вот ссылка.
Но и без всяких реконструкций желающим рекомендую наведаться на целый день в ГВТМ и своими глазами обозреть огромное количество боевой и вполне мирной техники, собранной в экспозиции музея. Сайт музея.

Для интересующихся:
Прочие репортажи на военно-историческую тематику
Репортаж из ГВТМ
И ещё один оттуда же

Желающие поощрить коллектив талантливых авторов трудовым рублём, могут заслать произвольную сумму на телефонный номер оператора Мегафон-Москва: +7 926 283 7649

наши люди, Великая Отечественная война, фотография, события, история, экскурсия, чужие фотографии, тяжкое наследие СССР, военно-историческая реконструкция, ссылка

Previous post Next post
Up