Про службу с песней

Feb 09, 2016 12:25




В арсенале инженерных войск найдётся всё. И фигурально и нефигурально выражаясь. А если это бывший центральный арсенал, а ныне «отдел хранения (обособленный) арсенала 2-го разряда (комплексного хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов) 1060 Краснознамённого центра МТО ЗВО», то в закромах сыщется даже православный солдатский хор инженерных войск ВС РФ «За Веру и Отечество».

Инженерный арсенал интересен уже одним своим расположением: на границе Московской и Владимирской областей, причём на территории воинской части находится православный мужской монастырь - Смоленская Зосимова Пустынь. На счёт того, кто на чьей территории находится, слышал разные мнения, но пропуска на вход и въезд выдают всё же военные. Они же сохранили постройки монастыря, «вселившись» сюда аж 90 лет тому назад - 25 декабря 1925 года. В 1992 году закрытый в 1923 году монастырь на территории инженерного арсенала начал действовать вновь. Мирное сосуществование двух систем продолжается по сей день, видимо, жизнь по армейскому и монастырскому уставам сближает, а военная и церковная службы взаимодополняют друг друга.

В 1993 году в рамках сотрудничества военных и монахов при воинской части начал действовать православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова). Сегодня в части служат православные военнослужащие срочной службы, многие из которых призываются именно сюда по собственному желанию и предварительной договорённости с военным отделом РПЦ МП.

В ночь перед Рождеством удалось заглянуть в инженерные войска и лично пообщаться с одним из рядовых-хористов.











Казарма. Столовая на первом этаже, два других отведены под казарменные помещения. Оквадраченных сугробов вокруг плаца не оказалось.



В часть прибыл в рождественскую ночь. В это время у православных верующих принято соблюдать 40-дневный пост до самого Рождества Христова. В дни поста или говения скоромную пищу (мясные и молочные продукты, яйца) употреблять запрещается, разрешаются лишь продукты растительного происхождения - овощи, фрукты, ягоды, грибы, мёд, крупы, а иногда ещё можно рыбу и растительное масло.

Так что личный состав трудился над подготовкой праздничного ужина и готовился разговеться мясными, а также молочными продуктами.



Личный состав готовится к застолью.





Пока что сыр и колбасу вкушать нельзя - пост. Можно только нарезать и разложить по тарелкам.



Домовый храм святого Даниила Московского построен силами военнослужащих прямо в казарме, на третьем этаже. Специально назначенные епархией клирики духовно окормляют военные комиссариаты, войсковые части, образовательные учреждения ВС. Взамен командование войсковых частей и соединений оказывает посильную помощь в ремонтно-строительных работах православным приходам.

Святой Благоверный Великий князь Даниил Московский считается обретённым небесным покровителем инженерных войск. Кстати говоря, у прочих войск тоже есть свои покровители: Георгий Победоносец - покровитель русской военной мощи в целом, апостол Андрей Первозванный в ВМФ, великомученица Варвара в РВСН, Пророк Илия в ВДВ, Александр Невский в СпН, Великий князь Дмитрий Донской у танкистов и т.д.



Пока ожидали начала праздничной службы, осмотрели небольшой музей при части.



Руками военнослужащих на стены музея нанесены рисунки и основные сведения из истории части и монастыря.



Есть довольно обширная и внятно подписанная экспозиция с находками, сделанными на местах боёв Великой Отечественной.



Оказалось, один из офицеров части имеет за плечами немалый опыт поисковой работы.















Тем временем началась служба в домовом воинском храме.



Игумен Варнава (Столбиков) - руководит армейским хором, в как священнослужитель Зосимовой пустыни исполняет послушание седмичного священника и отвечает за организацию клиросного пения во время монастырских богослужений.















Я в таких вопросах не эксперт, но хотелось бы выяснить у разбирающихся: в православный храм при оружии ходят? Нет каких-нибудь запретов по этому поводу?



Служба затянулась далеко заполночь, некоторым бойцам явно хотелось спать, но на службе нельзя.



Утром следующего дня отправился в столовую части, позавтракал обычным солдатским рационом и заснял само помещение столовой.



Вход в солдатскую столовую.



Помещение оказалось довольно примечательным изнутри.



Выход из солдатский столовой.



Несколько вольный «графический пересказ» известной картины советского художника Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».
Встречал версии этого полотна с танками, с пушками и без танков на заднем плане, здесь же обращают на себя внимание помятости на стальном шлеме курящего бойца.



Настенная роспись, как видно, дело рук самих военнослужащих.





Чем именно кормили личный состав во время моего пребывания в части описывал здесь.





Перед приёмом пищи пол команде подразделение встаёт и произносит краткую молитву.



Поели, встали, опять молитва. Несколько необычно смотрелось, хотя для самих военнослужащих это было явно привычной процедурой.



















После завтрака хор пешим порядком отправился в монастырь на репетицию. В этот день парням предстояло выступление в городе Александров.



Дорога занимает 10-15 минут.



Личный состав солдатского хора - рядовые срочной службы. Состав хора раньше обновлялся раз в два года, с 2008 года и теперь, в связи с сокращением срока службы вдвое - ежегодно.
Хор не раз побеждал на самых разнообразных конкурсах и участвовал в фестивалях, в регалиях недостатка нет.

Справочно: в 1997 солдатский хор стал победителем Всероссийского конкурса патриотической песни «Виктория», с чем ребят поздравил лично Патриарх Алексий II. С 1998 года хористы принимают участие в Московском Международном фестивале Православной музыки, участвуют в патриарших и архиерейских богослужениях, а также в Рождественских чтениях. В 2007 году хор награждён орденом «Петра I» первой степени. В репертуаре солдатского хора духовная музыка, военные марши, эстрада и русские народные песни.

Православный солдатский хор в 2013 году принял участие в VII Фестивале российской культуры, который проходил в Итальянской Республике, а также в 2014 году в фестивале славянской культуры «Виват, Россия! - День России в Аликанте», состоявшемся на одной из центральных площадей одноимённого города в королевстве Испания.



Святые Врата Смоленско-Зосимовой пустыни. Арсаки, Александровский район, Владимирская область.











Православный солдатский хор на обычной репетиции в одной из монастырских келий.



Репетиции бывают и в расположении части.



Песни уже тем полезны, что на слух интересны. Из сборника «Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны».



Монастырь находится на территории военной части, так что для проезда через КПП обязательно иметь при себе паспорт РФ.
По соображением безопасности пешие паломники через КПП не пропускаются и таковым придётся сесть в маршрутку, доставляющую желающих прямо к монастырю.











Рядовой Арсений Починка, 21 год, родом из Нижнего Новгорода, военнослужащий срочной службы и участник православного хора.



Рассказывает рядовой Починка:

Как ты попал на военную службу в это подразделение?
Именно об этой части узнал, можно сказать, случайным образом - от одной знакомой женщины в институте, где я учился. Никаких подробностей, кроме того, что здесь служат православные, действует хор и обратиться нужно к отцу Варнаве, у меня не было. Связался с ним, он сразу сказал - приезжай. Я собрался, в сентябре приехал и остался жить при монастыре, здесь же ждал призыва полтора месяца. Пока ждал - помогал петь в церковном хоре. Конечно, обрадовался, когда батюшка мою кандидатуру утвердил. А 11 ноября меня уже призвали на военную службу.

Есть ли у тебя какая-то доармейская православная певческая история?
Я воспитывался в нецерковной семье. Закончил 11 классов школы в Нижнем Новгороде и уехал в Москву учиться в институт, в МИФИ. На втором курсе воцерковился. Откуда такое желание взялось? С детства в голове была мысль - «покреститься», да и какие-то попутные микрособытия постоянно об этом желании напоминали, хотя я даже не был верующим. Когда желание окончательно созрело - обратился к своему дяде с просьбой стать моим крёстным. Мы подошли к этому делу ответственно, обратились к литературе, изучили Евангелие и Господь нас просветил. Это меня поразило в самое сердце. Вот так я воцерковился. За полтора года до призыва я уже пел в храме (при МИФИ). Подстроиться мне было легко, за плечами была музыкальная школа.

Твоё решение пойти на военную службу было как-то связано именно с этой воинской частью и солдатским хором?
Когда я узнал об этой части, первой мыслью было - нет, надо идти в «обычную» армию, отслужить как все нормальные мужики. Здесь-то точно будет попроще, хор, расслабон. Потом ещё раз всё взвесил и решил, что обрывать резко пение и духовную жизнь необязательно. Слава Богу - попал сюда. Что касается военной службы, то она здесь оказалась ничем не легче другой, а даже напряжённее, в первую очередь из-за хора. Служба у нас, прежде всего караульная, естественно - организму постоянно не хватает сна. В свободное время поспать тоже не удаётся, потому что его нет. Всё свободное время отдаётся хору. С другой стороны - все эти отягощения физические, для души же - сплошное услаждение. Для верующих солдат, служащих здесь, это всё же больше радость и утешение. Здесь таких солдат большинство.

Разъясни, пожалуйста, поподробнее: твоё решение пойти в армию было добровольным? Ты ведь мог и не служить без всяких последствий?
Сложно объяснить простыми словами такое. Даже себе. Все мои близкие родственники-мужчины в армии служили. «Отмазываться» от службы мне никогда не хотелось. Я Родину люблю. А значит надо идти служить, когда призовут. Слава Богу, я здоров, мне ничто не мешает отдать долг Родине. С другой стороны, мне было интересно посмотреть и на армию и на себя в армии. Второе на деле оказалось гораздо интереснее первого. Пока жил на «гражданке», казался сам себе таким серьёзным, умным, крутым. А когда пришёл сюда - узнал о себе много нового, обозначились внутренние проблемы. Смешно было понимать, что ты не такой уж и умный и способный, а какой-то, наоборот, вялый и толком ничего не умеешь. Очень полезно для меня оказалось.

Отправляясь на службу - пережил ли какие-то опасения и страхи, касающиеся армии?
Перед призывом послушал истории моих отслуживших знакомых. Говорили, что будет тяжело, но в целом придерживались или нейтральной позиции или даже позитивной. Дескать, да надо сходить и отслужить, ничего страшного. Сейчас понимаю, что множество «страшилок» исходят от неслуживших и «отмазавшихся». Лично мне не встречались люди в армии отслужившие и очень этим недовольные. Просто сравнивая те условия службы, что были пять лет тому назад с нынешними, скажу, что изменения в армии колоссальные.

Было что-то такое, что в армии удивило или стало для тебя неожиданностью?
Пожалуй - нет. Призываясь, я шёл с мысленной установкой «ничего не ожидать и не гадать наперёд». Пусть всё будет таким, какое оно есть. Однако порадовали офицеры в нашей части. Скажу, что многие из них умные и ответственные люди, искренне желающие нам помочь. Коллектив хороший. Разделение на «старший» и «младший» призыв сохранилось. Пока ты числишься в «младшем» - за тобой наблюдают и присматриваются. Что ты можешь, какой ты, чего стоишь? Про «ужасы дедовщины» сказать ничего не могу, лично не сталкивался. Если, конечно, не считать уважительного отношения к старшему призыву и выполнения работ по переноске тяжестей и уборки общей территории.

Сослуживцы у меня, кстати, со всей страны, откуда только не призывались. Много ребят из Сергиевого Посада, но каких-то заметных и явных землячеств у нас нет. Если кто-то между собой общается теснее, чем с другими, то я бы сказал - это по духовному родству, а не не по причине землячества.

Когда говорят, что в армии «тяжело» - что имеют в виду? Лично для тебя какие трудности стали самыми заметными?
Задавал себе этот вопрос не раз, но ответить на него полно не имею возможности. Во-первых, я оказался не готов к ситуации, в которой у меня нет таких прав и личных свобод, которые были на «гражданке» и нужно подчиняться другим людям. Я понял, что до армии был совершенно свободным человеком: ни родители, ни ещё кто-то не могли заставить меня что-то делать, я делал только то, что хотел сам. Здесь ситуация изменилась: ты запросто делаешь то, что не очень хочешь, а чаще всего как раз то, что совсем не хочешь делать. Если в армии к тебе пришло желание полежать-отдохнуть, это значит, что пора пойти вынести мусор и вымыть пол. И наоборот тоже бывает, но реже. Это полезный опыт.

Другой момент - резкая смена тёплого родительского отношения на армейскую строгость. Куда-то делась всякая безнаказанность: совершил провинность - будь готов к наказанию, как минимум - к выговору. В этом нет ничего ужасающего, естественно, нас никто не бьёт и не унижает, однако очень непривычно, когда за содеянное обязательно прилетает заслуженный «втык».

Щекотливый вопрос: часть военнослужащих у вас входит в состав хора, а часть не входит. Каковы отношения между этими группами солдат? Нет ли обид в стиле «пока мы тут службу тащим, они там песни поют!»
Конечно, такие разногласия есть. Хор часто в разъездах, и парням приходится служить с двойной нагрузкой - за себя и за нас. В целом - все всё понимают правильно, поэтому если на нас и ругаются, то «для порядка». Это, кстати, одна из характерных армейских черт: всё, что можно, нужно держать в порядке и «в кулаке». И мы и они просто выполняем приказ.

Пока был у вас в части, не слышал, чтобы вокруг ругались матом. Это так совпало или действительно не ругаетесь?
Не совпало. У нас, конечно, некоторые солдаты ругаются матом, но и батюшка за этим следит и мы ему помогаем. У нас есть специально назначенные люди, следящие за порядком в этом отношении и вообще за благочестием солдат в целом. Так что стараемся не ругаться. Результаты есть.

Что же касается недисциплинарных мер наказания ругавшихся и тем провинившихся - они очень простые. Батюшка нам во всём помогает, отдаёт всю душу, привносит в армию дух радости. Если кто-то к его указаниям и рекомендациям не прислушивается, ну что ж, батюшка просто от него отойдёт. Оно и правильно. И это, на мой взгляд, серьёзное для провинившегося наказание.

В подразделении, где ты служишь, есть неправославные солдаты?
Конечно, есть. Не все из нас православные. Большинство - да. Есть формально православные, крещёные, но не воцерковлённые. Тем не менее все относятся с уважением к церкви в целом и к отцу Варнаве в частности. Некоторые из моих сослуживцев испытывали к церкви вежливый интерес, а некоторые за время службы воцерковились.

Армейский быт: удобно ли организован, как устроен?
Армейский быт хорош тем, что он давно устоялся. Проблем, например, с тем чтобы помыться - нет. После ужина, быстренько в душ и как раз уже время пойти на хор. Это, наверное, не про быт - но всегда хочется сладенького чего-нибудь. Говорят, это общее для всех солдат-«срочников». Хотя в столовой постоянно есть печенье-конфеты, но хочется чего-нибудь именно неуставного. Кормят хорошо, но чем лучше кормят - тем наглее становишься и хочешь ещё большего.

Как обстоят дела с питанием?
Когда служил первый месяц - постоянно чего-то из еды не хватало. Но и гоняли нас сильно, нагрузки были велики. Сейчас служба стала размеренная, равномерная. Еды хватает. Качество очень хорошее. Вы же пробовали сами. Я считаю - обалденно кормят.

Кроме именно армейской нагрузки - много ли времени уходит на хор и православные службы?
После ужина в армии у солдата есть личное время. Это личное время целиком отдаётся хору вместо дополнительной помывки, чтения, разговоров по телефону с родителями или ещё чего-нибудь похожего. Иногда, но не всегда, нас могут освободить от зарядки или уборки, чтобы дать возможность порепетировать перед важным выступлением. Если попытаться представить какую-то среднюю величину - около 2-х часов ежедневно отдаются пению. Для наших реалий, я думаю, этого времени минимально достаточно и очень хорошо, что нам это время дают. Для нового уровня надо, конечно, больше. Точно скажу, что мы всё успеваем делать, что-то, конечно, получается кубарем, но так везде. Не только в армии. И Слава Богу. Лишь бы дело делалось.

Думал ли, чем будешь заниматься после армии?
Думал. Хотел и до сих пор хочу поступить в духовную семинарию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пока я не представляю, насколько это сложно. Хотя я и закончил ВУЗ, думаю, этот опыт мне не сильно поможет, вряд ли МИФИ похож на семинарию. Предполагаю, что семинария будет похожа на армию: ты в послушании, личных свобод не имеешь, живёшь в коллективе семинаристов.

Что мог бы сказать сегодняшним призывникам и допризывникам?
Тем кто пока не отслужил, хотел бы сказать: идти в армию нужно, несмотря на все тяготы и лишения. Для любого парня или мужика это необходимость. Если же говорить про нашу часть - большая радость, что я попал сюда служить. Здесь удалось достичь как раз такого, на мой взгляд удивительного сочетания православия и армии. Я иногда удивляюсь - как это вообще совмещается? Но совмещается. Я иногда вижу наших «выпускников», отслуживших срочную службу в нашей части. Так среди них уже около 130 священников!

Если завтра война - на что лично ты годен?
Первый месяц в армии у меня был КМБ, курс молодого бойца. Я проходил через разные испытания, которые приближены, насколько можно, к войне. И во время КМБ думал, конечно о том, что я буду делать на войне, ведь это такой ужас! Однако за месяц меня научили некоторым важным вещам, многое мы более-менее освоили. Постреляли, конечно. Мне кажется, что война - она целиком в Божьей воле. Если позовут на войну - пойду, конечно. Даже Господь сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.



экскурсия, фотография, наши люди, тяжкое наследие СССР, боепитание, хозяйке на заметку, армейский репортаж

Previous post Next post
Up