Гвардейский ракетный крейсер "Москва"
Начнём, пожалуй, с цифр:
Водоизмещение корабля: стандартное - 9800 т.; полное - 11 280 т. Длина: 186,5 м, ширина - 20,8 м, осадка - 7,6 м. Скорость хода максимальная: 32 узла. Дальность плавания: 6000 миль при 15 узлах. Силовая установка: газотурбинная, 4х22500 л.с., 2 винта
Вооружение:
- противокорабельные ракеты: 16 пусковых установок противокорабельных ракет (16 ракет П-500 "Базальт", после модернизации - 16 ракет П-1000 "Вулкан");
- артиллерийское вооружение: 1x2 130-мм артустановка AK-130, 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630;
- зенитно-ракетное вооружение: 8x8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса С-300Ф "Риф" (боекомплект 64 ракеты), 2x2 пусковых установки ЗРК "Оса-МА" (боекомплект 48 ракет);
- противолодочное вооружение: 2x5 533-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета РБУ-6000;
- авиационное вооружение: 1 вертолет Ка-27.
Экипаж крейсера: 510 чел.
Из Артиллерийской бухты Севастополя нас забрал специально отправленный с крейсера катер. Я не очень силён в оценке мореходных качеств всяких плавсредств - но мчали мы по рейду лихо и развели позади себя существенную волну.
Прошли мимо кораблей ВМФ братской Украины. Как видно - их бортовые номера начинаются с латинской буквы U.
А это - наш, российский корабль. "Новочеркасск".
Причалили к пирсу недалеко от крейсера. Это обычное место стоянки "Москвы".
Территория, понятное дело, охраняется. Пока мы выгружались, неподалёку неотлучно присутствовали несколько военных моряков.
Один из них выглядел очень гостеприимным, но хитрым. Хотелось бы уточнить у людей знающих - что может сказать номер на его робе и что за повязка у моряка на рукаве?
Пока граждане пялились с борта в море - пробежался по крейсеру, постоянно удивляясь чистоте и порядку. Приборка шла практически куда ни загляни. Если где-то собирались матросы - стало быть сейчас они наведут немного чистоты вокруг себя.
У этой таблички я остановился, передохнул и немедленно принял внутрь жидких грузов, каковые имел при себе прозапас. На улице далеко за +30, солнце жарит прямо в макушку, на корабле жарко, но хочется как можно больше увидеть, узнать и запечатлеть. Так что жидкие грузы были строго безалкогольны.
Как пояснил один из офицеров - наличие вот этого досмотрового катера стало необходимым после достижения договорённостей о совместных учениях с НАТО. НАТОвские моряки никак не хотят учиться вместе без досмотрового катера.
Эпоха крупнокалиберной ствольной артиллерии на кораблях уже ушла в прошлое, но на "Москве" некоторые возможности всё же остались - например вот эта спаренная артустановка. Один из офицеров объяснил, что толку от неё может и не очень много, но она делает крейсер почти универсальным кораблём с точки зрения набора вооружений. И вполне может пригодиться при ведении боевых действий.
Это орудие применяется, может быть, чаще всего на корабле. Оно - для салютационных залпов.
Последние оборонительные бастионы. Как стало известно - гвардейский ракетный крейсер может выдержать попадания до 6 крылатых ракет. Вообще-то моряки в состоянии сильно заблаговременно уничтожить ракеты противника, но продуман и вопрос защиты на близких дистанциях - вот эти шестиствольные скорострельные установки, что скрыты в серых башнях.
Если задрать мордасы вверх, стоя на палубе - видно вот такое.
Спасательные плоты. Белые пластиковые цилиндры сбрасываются в море, там раскрываются, надуваются и могут дать приют на несколько дней попавшим в беду людям. на плотах, разумеется, есть всё необходимое для автономного жизнеобеспечения, включая запас консервированной воды.
Назначения вот этой краснозвёздной установки не понял. Что это?
И это тоже не очень понятное приспособление. Рядом с ним - удобное металлическое креслице с приклёпанной к борту пепельницей. Место "почётного наблюдателя"?
На носу гвардейского крейсера реял вот такой флаг.
При флаге стоял гвардии матрос при параде. Звание гвардейца дают и не сразу и даже не всем. Нужно либо сдать множество зачётов по своей специальности, либо попасть в дальний поход. Звания гвардейца могут и лишить за какие-то нерядовые проступки. Матросы сказали - это позорное происшествие для проштрафившегося.
С товарищами офицерами (которые оказались на самом деле мичманами) кратко побеседовали и покурили. Надо сказать - это одно из лучших мест, где мне удавалось выкурить сигарету. Не могу точно объяснить почему, но оно так.
А этот матрос, видимо сигнальщик. Рядом с его постом удалось заметить специальный ящичек с флажками и корабельный колокол-рынду.
Пока участники поездки сидели за парадным столом в кают-компании, я решил, что будет куда полезнее пройтись по кораблю и поговорить со свободными от дел моряками.
Встретил парней, вышедших перекурить после своего дежурства и работы на камбузе. Сразу спросил что экипаж любит откушать? "Толчёнка с курицей" - картофельное пюре и жареная курица - любимое блюдо. По праздникам к ней ещё и салат им. Оливье добавляется. А вообще сказали - кормят хорошо и сытно, те самые флотские борщи в меню есть!
Парни рассказали, что в экипаже есть человек, начистивший картошки на 600 человек, объяснили, что в кубрик можно поставить кондиционер, если кажется, что там жарко, похвастали в какое количество иностранных портов они заходили во время службы. На мой вопрос было ли страшно, когда ходили в Грузию, ответили честно: да было страшно. И пояснили: пассажиров на крейсере нет ни одного, когда играют боевую тревогу - все мчат по своим боевым постам. Корабль герметизируют, закрывают наглухо двери и весь экипаж замирает по отсекам. Ничего непонятно, ничего не видно - но идём на войну, это ясно. Вот тогда, сказали, стало маленечко тревожно.
А этот парень из Татарстана на корабле недавно. Пока я его фотографировал, он предложил мне пару минут подождать, сходил куда-то в недра корабля и вернулся с ещё одним моряком. Земляк, говорит. И попросил сфотографировать его с земляком, а фотографии отправить на родину, матери. Картинок я им с земляком, понятно, напечатал, загляну вечером на почту - отправлю матери военного моряка.
Заинтересовался вопросом наличия "дедовщины". Мне пояснили: "дедовщины" на крейсере нет. Совсем. Вместо неё так называемая "годковщина" :). Никто из матросов, к кому я по этому поводу обращался, никаких жалоб, надо сказать, не высказывал.
Один из самых молодых матросов на корабле, спортсмен, занимается армрестлингом.
На ходовои мостике мы оказались как-то уж совсем неожиданно. Пришли и всё.
Примерно так видит мир из своего окошка командир ракетного крейсера.
Назначение вот этого прибора мне неизвестно, а посмотреть в хищные окуляры я что-то застеснялся, мало ли там какие военные тайны сокрыты.
Долго стоял у каждого прибора вроде вот этого - там целая рубка всяких штук. Но пришло время и закругляться, у людей служба всё же.
Уселись в тот же катер, за посадкой опять наблюдали военные моряки.
Будучи на корабле - спросил видят ли матросы как их встречают на берегу? Они сначала как-то помолчали, а потом честно сказали - конечно, видим. И каждый раз у самих слёзы наворачиваются - это же нас вот так встречают. Но выдавать своей сентиментальности нельзя, вот и не выдаём.
Обогнули крейсер "Москва" и опять словно выпорхнули на севастопольский рейд.
Ну и, как водится, на обратном пути волну развели пуще прежней!
*****
Из истории гвардейского ракетного крейсера:
Закладка головного ракетного крейсера, получившего очень удачное и ко многому обязывающее имя "Слава" (заводской №2008), состоялась 4 октября 1976 г. Новую "Славу" строили больше шести лет: спустили на воду 27 июля 1979 г., а сдали 28 декабря 1982 г. Название "Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль "Слава".
30 января 1983 года на корабле был поднят Военно-Морской Флаг СССР. Корабль попал в 150-ю бригаду надводных кораблей, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота. День рождения крейсера официально празднуется ежегодно, 13 мая.
Сентябрь 1983 года - первая боевая служба крейсера, переход на Северный флот для проведения правительственных испытаний ракетного оружия.
Сентябрь 1984 года - корабль подтвердил звание "отличного" и награжден переходящим Красным Знаменем Военного совета Черноморского флота.
Декабрь 1985 года - экипаж награжден вымпелом Министра обороны СССР "За мужество и воинскую доблесть".
Январь-февраль 1986 года - боевая служба в Средиземном море.
Июнь 1986 - январь 1987 года - боевая служба в Средиземном море, визиты в порты Тартус (САР) и Пирей (Греческая Республика).
В июле 1989 г. на крейсере "Слава" проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ "убийцы авианосцев" (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.
В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава" принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о.Мальта. На борту крейсера для них были приготовлены соответствующие каюты.
Август 1990 года на крейсере была проведена Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением.
В 1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.
22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.
13 мая 1998 г. с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава Черноморского флота гвардейского сторожевого корабля "Красный Кавказ" (экс- противолодочный корабль).
19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.
В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.
Август-сентябрь 2001 года - участие в Днях российской культуры на Лазурном берегу с делегацией Правительства города Москвы на борту, визиты в порты Канн и Тулон (Французская Республика), Ла-Гулет (Тунисская Республика) и Бриндизи (Итальянская Республика).
В 2002 г. "Москва" снова вышла в на боевую службу в Средиземное море. Октябрь-ноябрь - неофициальный визит в порт Тулон (Французская Республика) и порт Латакия (Сирийская Арабская Республика).
В 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ в качестве флагмана участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане на совместных российско-индийских учений "Индра" с применением дальней ракетоносной авиации России.
В мае 2004 года в Севастополе в плавучем доке была выполнена уникальная операция по замене рефрижираторных установок корабля.
В сентябре 2004 года гвардейский ракетный крейсер "Москва" под флагом командующего ЧФ адмирала В.Масорина в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота участвовал в совместных военно-морские учениях кораблей ВМФ России и ВМС Италии (ИОНИЕКС - 2004) в Средиземном море.
12 января 2008 года гвардейский ракетный крейсер "Москва" вышел из Севастополя, что бы принять участие в боевой службе в Средиземном море с кораблями Северного флота - авианесущим крейсером "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и обеспечивающих его боевых кораблей и вспомогательных судов.
Гвардейский ракетный крейсер "Москва", являясь флагманом Черноморского флота России, активно участвует в боевой подготовке флота и боевых службах в самых разных уголках Мирового океана.
Если есть желание прочесть ещё что-то по этой теме - можно начать
отсюда,
отсюда или
отсюда.
*****
Первая часть саги, посвящённая возвращению боевых кораблей в Севастополь - здесь.
Будет и третья часть. Про Балаклаву.