Про белорусский анабасис

Aug 16, 2013 16:06




В конце прошлого месяца получил приглашение от МО РБ принять участие в проекте, предполагающим знакомство с одной необычной армейской структурой союзного государства - Силами специальных операций Республики Беларусь. В целом к РБ отношусь исключительно уважительно, не раз бывал в Минске и Бресте. И каждый раз очень успешно.

Друзья-белорусы, конечно, одёргивают, мол, путаешь, дружище, туризм с эмиграцией. Но с моей личной точки зрения Беларусь выглядит очень привлекательно во многих аспектах. Главный из них - страна для людей, мне там каждый раз было очень комфортно во всём. Потому и лететь в Минск с удовольствием согласился.









Поскольку единого мнения о том, что предстояло увидеть и в каких именно условиях придётся орудовать - не сложилось, подготовку начал масштабно. Обычно в котомку собираю, помимо сухарей, обёрнутой в тряпицу репки, малоношенного бельишка, панамки, фототехники, диктофона и ещё кое что: немецкий карманный складной ножик Boeker, бундесверовский комплект столовых приборов для культурного приёма пищи, металлическую термокружечку, китайский фонарик Fenix TK12 со сменными аккумуляторами, пузырёк с антисептиком и прочие полезные мелочи.

image Click to view


Примерно такой сюжет можно состряпать из китайского фонарика и противогаза, найденного в заброшенном бункере.
Особое внимание на этот раз уделил ботинкам, был у меня незабываемый опыт специального назначения в неправильной обуви. Теперь на всякого рода мероприятия, подразумевающие физическую активность, нередко выдвигаюсь в лёгких и удобных фотоботах «Мангуст» производства дружественной компании Бутекс. Специально для этого заезда добыл ещё одну пару ботинок от Бутекса. Посчитал - это очень логично, отправиться в Беларусь в штиблетах белорусского же производства. Остановился на новинке этого года, модели М.1201 «Скат». Пожалуй, это первые ботинки с высоким берцем, сразу же севшие мне по ноге и не причинившие никаких неудобств в процессе разнашивания. Из прочих плюсов: достаточная полнота, привлекательный, в меру агрессивный дизайн, устойчивая, широкая, надёжная подошва с глубоким протектором и вполне демократичный ценник. Отличные ботиночки на лето и сухую осень. Пишут, что точно такие же боты сейчас проходят полевое тестирование в небезызвестном СОБР «БУЛАТ» и ЦСН «А» РБ.



Но подготовка подготовкой, а жизнь, как известно, диктует свои законы. На этот раз жизнь надиктовала лично мне немало внезапного. Короче: в общем и целом поездка превратилась в цепь странных событий, случившихся, не в последнюю очередь из-за острого недостатка нормального сна. А сна изначально не хватало по очень даже радостному, я бы сказал даже счастливому поводу: у меня сын родился. Георгий Михайлович. Он и послужил в некоторой степени катализатором разных приключений.

Приключения начались ещё в России. Подсчитав, во сколько надо прибыть на Павелецкий вокзал, дабы занять место в аэроэкспрессе «вокзал-аэропорт», сумел урвать пару часов сна. Загодя пробудился, собрал котомки и на негнущихся от недосыпу ногах добрёл до открывающегося метро. Всё шло отлично до тех пор, пока мне внезапно не случилось уснуть на уютной кольцевой линии. Очнувшись от навалившейся дремоты, домчал таки до Павелецкого вокзала, в полной мере насладился особенностями внутривокзальной навигации (видимо, внедрена противодиверсионная система ориентирования пассажиров), но таки нашёл нужную платформу с аэроэкспресом. Заодно посмотрел задумчиво ему вслед, опоздав с посадкой на несколько секунд.

Ничего не поделаешь, дождался следующего, забрался внутрь и прибыл в аэропорт. Это знаменательное событие, как явствовало из полётной квитанции, случилось на несколько минут позже, чем нужно для начала процесса регистрации на стойке авиакомпании. Но попытка не пытка, да и мы в России, а не в Неметчине какой, авось успею!

В Домодедово, надо сказать, с навигацией дела обстоят лучше, чем на Павелецком вокзале, но не настолько, чтобы найти искомое молниеносно. Ещё несколько минут потраченных впустую и вот на стойке регистрации смотрю на округливших глаза добрых женщин. Они и сообщили, что сдать пожитки в багаж уже возможным не представляется. Мчи скорее со всем добром на контроль и посадку. И, кстати, есть ли у вас собой что-то, что запрещено к провозу? Да, говорю, в несессере ножик складной лежит. Придётся выкинуть, иначе в самолёт с ножом в ручной клади не пустят, запрещено.

На этом этапе чуть не заплакал. История моих взаимоотношений с ножами сложна и противоречива, потому решил - будь что будет, в крайнем случае договорюсь наскоро с кем-нибудь из полицейских, чтобы на обратном пути забрать опасный для авиаперевозки груз. Ну не покупать же ПЯТЫЙ одинаковый ножик!

Перекрестился, в общем, размашисто и ну проходить контроль. Однако ножик никакой реакции у контролёров не вызвал. Вообще. А вот моё желание снять с ног штиблеты - наоборот. Оказывается, теперь обувь на контроле в аэропорту снимать не нужно. Но почему-то только мужчинам. Просветили меня со всех сторон, пропустили на посадку, показали где автобус. В нём-то и прохлаждался ещё минут 35 лишних, ожидая нескольких опадавших на рейс, чей багаж, как сообщили, был уже загружен в самолёт. А с ножиком, кстати, не понял - теперь можно провозить такое в ручной клади?

Взлетели без происшествий, приземлились в аэропорту Минска. На улице солнце, жары ещё нет, но она точно вот-вот наступит. Встретили нас как родных, посадили в автобус и отвезли в город, в офис агенства «Ваяр». Первый день прошёл во всяких хлопотах. В конференц-зале получили полусекретный и какой-то очень иносказательный инструктаж от организаторов. Выходило, что заниматься придётся не вполне тем, чем я ожидал. Т.е. вместо фотосъёмок и знакомства с особенностями службы в армейских спеподразделениях РБ придётся самим стать объектами телесъёмок и одновременно поучаствовать в командных «весёлых стартах» армейской тематики. Всех участников заезда поделили на две команды с ммм… внезапными названиями: «Стальные дятлы» и «Боевые сороки». Трое граждан РБ и трое граждан РФ в каждой. Этим составом и предстояло принять участие в разного рода военных состязаниях. Потом из всего этого должен получиться некий телепроект про блогеров в армии.



После инструктажа отправились на импровизированную прогулку по знойному Минску и на медосмотр в военный госпиталь. Пока осматривали достопримечательности, обратил внимание на вполне военного толка национальный камуфляж, нанесённый на забор в центре города (слева). Похож ведь на ACUPAT (справа)? Тогда назовём его BELPAT :)




Вечер прошёл за брифингом и беседой с командующим Силами специальных операций Беларуси. Ничего сенсационного генерал-майор Олег Белоконев собравшимся не сообщил, отметил однако престижность службы в частях и соединениях, находящихся под его командой и обратил внимание на особенность службы в белорусских ВС, где во главе угла стоит задача сохранения жизни и здоровья военнослужащих, в том числе и военнослужащих частей спецназначения.









Интересно, что это за маленький знак на лацкане? Изображение похоже, кажется, на водолазный шлем.



За брифингом настала очередь процесса выдачи и получения военной формы и нашивок к ней. Форма представляла собой одну из модификаций знаменитой ветрозащитной «Горки». Именно такие комплекты, как пояснили, носят военнослужащие ССО Беларуси.

Пришивание шевронов вызвало массовые волнения среди участников мероприятия. Для начала выяснилось, что шевронов всего восемь штук. Два круглых необходимо пришить на рукава, а четыре прямоугольных (фамилия-имя, группа крови, министерство обороны Беларуси и шеврон WoT) попарно должны были быть пришиты на грудь. Как только начали процесс шитья, выяснилось, что шить надо не абы как, а единообразно, это всё же армия. Ровно, аккуратно, через равные промежутки. Поторопившиеся с шитьём отпороли свои первые стежки и начали пошив заново. Из курьёзов: один из участников проекта ловко пришил шеврон аккуратно в подмышечную часть рукава. Посмеялись, бывает.

За шитьём вечер и скоротали, около часа ночи наконец уснули на узких коечках медсанчасти минского суворовского училища, а в 4 утра уже случился подъём и довольно спешный выезд на аэродром Мачулищи близ Минска. Сейчас там расположилась 50-я смешанная авиационная база ВВС МО РБ, а до 1994 года дислоцировался 121-й отдельный Гвардейский Краснознаменный Севастопольский тяжелый бомбардировочный авиаполк, укомплектованный самолётами Ту-22 («Blinder»). Дальние сверхзвуковые бомбардировщики могли достать с этого аэродрома любой объект в сопредельной Европе.









На лётном поле застали рассвет. Несколько вертолётов Ми-8 стояли на стоянках, для нашей группы были выделены два из них. Мне уже доводилось летать в разных модификациях «восьмёрок», но таких чистых и каких-то комфортабельных ещё не встречал. Видимо, некие командно-пассажирские машины?









К вертолётам подъехала аэродромная «батарейка».











Бортовые разъёмы аэродромного питания.



А вот эти металлические «гильзы» валялись в траве позади вертолётной площадки в немалых количествах.
Это что и для чего?



Несколько часов лёту от Минска до Бреста прошли незаметно. На остатках утренней бодрости поснимал маленько из пилотской кабины и открытого блистера пассажирского салона, после чего внезапно для себя уснул. Надо сказать, что уснуть в громыхающем летящем вертолёте на так-то и просто, но мне снова удалось.





Достижения народного хозяйства РБ отлично видны с высоты птичьего полёта. Всё кругом распахано и засеяно.







Никак не пойму - что за белые штуки собраны рядами? Бочки?



Смартфон Samsung с каким-то спутниковым навигатором на одном колене и наколенный планшет НПЛ-М на другом. Такой планшет используется лётчиками при полётах как альтернатива навигационной линейке НЛ-10м и расчётчику E6B. Позволяет вычислять и расчитывать массу самых разных данных. Заполняется карандашом, крепится на колене или в кабине.





Лётный комбинезон, как видно, выполнен из ткани «рипстоп». Оно, конечно, полезно в смысле носкости и противодействия разрастанию дыр на ткани, однако рипстоп изготавливается путём вплетения пересекающихся нейлоновых нитей в основной материал. А нейлон горюч. И горит, что характерно, легко, быстро и с копотью. Что и повлияло на запрет ношения подобных комбинезонов нашими российскими вертолётчиками. В Торжке этот момент разъяснили популярно: по земле в рипстопе ходить можно, на полёты - нельзя.





По приборам легко установить наши скорость и высоту полёта.





Летнее утро над союзным государством особенно нарядно выглядит из кабины вертолёта.





Как видно, в кабине пилотов имеются парашюты.









Пролетели над какой-то авиабазой. Полагаю, это 61-я истребительная, что в Барановичах. Как раз на пути Минск-Брест. Именно на этой авиабазе служили два товарища полковника: Александр Марфицкий (заместитель командующего Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Беларуси) и Александр Журавлевич (заместитель командира 61-й истребительной авиабазы). Оба пилоты высшей категории - лётчики-снайперы. 30 августа 2009 года лётчики принимали участие в авиашоу, традиционно проводившемся в польском городе Радом, демонстрируя фигуры высшего пилотажа на самолёте Су-27УБ. Су-27 («Flanker») - советский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик четвёртого поколения, состоящий на вооружении ВВС целого ряда стран.

В ходе выступления на авиашоу, самолёт полковников стал терять высоту, но пилоты сумели отвести учебно-боевую «спарку» на достаточное расстояние от жилых домов населённого пункта Маленчин. Ценой собственной жизни. Погибшие белорусские летчики посмертно награждены орденами «За личное мужество». По инициативе местных жителей польского города Радом в 2010 году был торжественно открыт памятник погибшим белорусским летчикам. Памятник установлен практически на месте падения самолета. Гранитная основа напоминает контур Су-27 с двумя крестами - православным и католическим. Христианские символы сделаны из металла двигателя потерпевшего крушение самолета.



В Бресте жара усилилась, плотная брезентовая «Горка» вентиляции телес совсем не способствовала, так что наслаждался теплом всю дорогу до расположения 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады. Посещение части начали с завтрака. В солдатскую столовую нас, понятно, не повели, а пригласили за столы в столовую II наценочной категории. Если кто родом из СССР, то может и припомнит такой аттрибут общепита. В Беларуси законы обязывают указывать при входе в заведение общепита эту самую наценочную категорию. Что это такое? Градация по уровню обслуживания потребителей, которых всего 5: люкс, высшая, первая, вторая, третья. Удобно, сразу ясно чего примерно надо ожидать от едальни по ценам, уровню обслуживания и разнообразию яств.





Из предложенных нам на завтрак блюд только котлета совпадала с солдатским меню. Но добротная была, не отнять. Не всякий воин, думаю, такую котлету за завтраком осилит. Но на то и спецназ! Позавтракав, оправились в казарму для получения необходимого снаряжения. Все комплекты были разложены на полу в казарменном коридоре и включали в себя разгрузку, рюкзак десантника, котелок-флягу, защитную противохимическую накидку, противогаз, наколенники-налокотники, компактную радиостанцию, спальный мешок, коврик, складную пехотную лопатку. Получив имущество и расписавшись в журнале за каждый выданный предмет, начали подгонку снаряжения.







Вечные несъёмные солдатские вешалки :).





Комплекты снаряжения.



Облачившись во всё выданное, застегнув пряжки и защёлки, подтянув ремешки и шнурочки, отправились на учебную полосу разведчика, которую в этот день предстояло преодолеть дважды: первый заход - ознакомительный, а второй - контрольный, на время. Полоса, доложу я вам, без особенных изысков, но даже на первый взгляд сильно хлопотная. Несколько видов различных по высоте заборов, которые предстояло перелезть или перепрыгнуть, часть препятствий была дополнительно оборудована колючей проволокой, добротный имитатор участка канализации (входной люк, подземный переход, выходной люк), «спотыкач» или очень заковыристое МЗП, опять подземный тоннель в виде отрезка заглублённой в грунт бетонной трубы, проломы в кирпичной стене, выход на второй этаж развалин здания, траншеи, проволочные заграждения и прочие прелести учебного поля. На десерт организаторы продемонстрировали высоченную кирпичную стену с встроенными в верхнюю кромку осколками битых бутылок. Да уж, к такому особенно брюхом не приложишься.





Чтобы гражданские лица не упали духом, небольшое подразделение военнослужащих личным примером продемонстрировало как именно надо действовать на полосе. Парни, прикрывая и помогая друг другу, преодолели все препятствия и вернулись на старт изрядно уставшими и с намокшим от пота обмундированием. Это специально подготовленные люди, чего уж там говорить про нас.





















Преодолевая препятствия, каждый солдат спецназа помогал товарищу.























Перспективная модель суперлёгкого танка в новом патче WoT :)

*******

Пока прикидывал куда и как влезать и что откуда снимать - получил из дома тревожный сигнал: дома ЧП, без моего присутствия никак не обойтись. На этом визит в ССО пришлось экстренно прервать и буквально бегом мчать на паровоз из Бреста в Минск, чтобы успеть на московский рейс.

Пока переодевался в роте из спецназовского обратно в гражданское, получил очень своевременное предложение сходить в душ перед не ближней дорогой. Душ нашёлся в ротной комнате для умывания и представлял собой обычную душевую кабину и накопительный электрический бойлер с горячей водой. Удобно, чего там говорить. Вот бы и у нас таких везде понаставили. Ведь хотели.

Освежившись, забрался в видавший виды, советского ещё производства УАЗик и отправился на вокзал в Бресте. Дорогой выяснил, что водитель УАЗа свой срок службы уже заканчивает, демобилизуется по осени. Желания пойти служить по контратаку у него лично нет, потому что за плечами два высших образования, которые на гражданке должны сослужить добрую службу. Денежное довольствие срочника в РБ составляет эквивалент 12-15 долларам.

На брестском вокзале было немноголюдно, быстро взял билеты и помчал в поезд, уже готовый к отходу. В поезде, конечно, было невыносимо жарко. Зато форточка в купе открывалась без усилий и попутчиков у меня не оказалось. Несколько часов сна манили неудержимо. Купил у проводников постельные принадлежности, заправил коечку, фотоимущество погрузил под себя, в рундучок, закрылся изнутри на замок и проснулся только перед самым Минском. Сразу же после того, как понял, что кто-то пытается извлечь мою дорожную сумку из-под полки. Вскочил, столкнувшись нос к носу с небольшого роста пареньком, пробормотавшим что-то в духе «простите, я, кажется, купе ошибся». После чего паренёк опрометью выбежал в коридор и исчез за межвагонными дверями, что-то непонятное крикнув своему напарнику. Я за ними, а двери между вагонами уже ловко закрыты на треугольный ключ. Всё, конец детективной истории :).

Тогда считать мы стали раны. Воришкам удалось поживиться (вы не поверите!) мешком со всей моей едой и водой, пакетом с пятью чистыми футболками (лежал в сумке сверху) и, что, всего гаже, в процессе купейной толкотни воришка-коротышка раздавил специально для заезда арендованную видимокамеру GoPro (вот же *&"№*!!!). Какие-то жулики недоделанные попались, ни украсть, ни покараулить. А может и просто повезло сильно. Однако неудобств эти чудесные граждане мне доставили немало. А главное - бежать к минским транспортным милиционерам с этой удивительной историей было некогда и просто смешно. Нечего было спать на посту.

В минский аэропорт от вокзала добрался на такси. На вопрос «сколько?» получил ответ - «полмиллиона». Звучало внушительно, потому немедленно приступил к торговле и таки сторговался на 400.000, это около 1500 наших отечественных рублей.



В аэропорту зарегистрировался в числе первых, за что, видимо, и был позже усажен в аварийный проход, с возможностью вытянуть ножки и, наконец, снова ненадолго забыться тревожным сном. Перед этим, в накопителе аэропорта решил потратить последние свои белорусские деньги в небольшом баре с отсутствующей продавщицей. Зашёл в соседний бизнес-зал, но после нескольких одинаковых вопросов «а вы точно бизнес-пассажир?» и таких же одинаковых отрицательных ответов пиво мне продавать отказались. Мол, тут только для бизнес-пассажиров, каковых, к слову, не было ровно ни одного. Строго у них там, да. Впрочем, предложили задорный вариант: можно купить пиво за 15.000 и у них, если оплатить услуги бизнес-зала. Стоимость услуг - 340.000, кажется, белорусских рублей. Хотел заплакать от восторга, но в бизнес-зале, наверное, нельзя. А так да, суровее, чем даже в Челябинске.



Вот и на посадку пора. В интеркоме звучат извинения, рейс задерживается на полчаса-час, потому что большая группа транзитных пассажиров не может прибыть на рейс в срок. Ну ничего не поделаешь, придётся ждать. Пока ждал, озадачился мыслью: последний аэроэспресс из Домодедово уходит в полночь и при текущем положении дел я на него успеваю совсем впритык, если сумею после приземления получить сданную в багаж сумку в течение 10 минут. Что, конечно, маловероятно. Однако, удалось, из последних сил запрыгнул в отходящий поезд, пересел в метро, добрался до аптеки, вбежал домой и до восьми утра проводил время в различных больницах в надежде получить необходимую помощь и не нанести в процессе переговоров травм работникам здравоохранения. Про это, пожалуй, напишу отдельно и с рекомендациями, не дай Б-г, конечно, но может кому и пригодится.

Что же касается проекта, в котором толком так и не удалось поучаствовать, то такого рода затеи считаю нужными и полезными. Понятно, ничего общего с реальной военной службы такие экскурсии с элементами экстрима не имеют. Но в русле попыток «де-демонизации» армейской службы (что в РФ, что в РБ) инициатива верная: прежде чем об чём-то трубить, желательно с предметом обсуждения ознакомиться хотя бы издалека. Тут, правда, есть очень тонкая грань. Подобный проект, снимавшийся в России с т.н. «звёздами» превратился в какое-то нелепое, отталкивающее своей пригламуренностью, действо. Надеюсь, в РБ всё получится иначе, правильнее и толковее. Белорусов, лично полковника Ш. и его подчинённых, затративших на организацию действа немало усилий - с почином! Для интересующихся: хроники событий от Белорусской военной газеты.

Итого: побывать с полноценным фотовизитом в ССО РБ не получилось. Но было бы чрезвычайно интересно, потому предприму попытку организовать себе сольный спецзаезд. Не Германия чай, авось и получится.

Особенно сожалею, что не смог лично встретиться и познакомиться с
key_foto, хотя его фотографии на стене агенства осмотрел, завистливо цокая языком :).

наши люди, видео, про толковые вещи, армейский репортаж, спецназ, фотография, экскурсия, тяжкое наследие СССР, про меня

Previous post Next post
Up