Корреспондент газеты "Невский вестник" Ольга Дашкова
беседует со старостой прихода А.Л. Никитиным
Март 1991 г.
Истерические призывы прокоммунистической и псевдо патриотической прессы о «недопустимости разрушения веками созидавшейся державы наших предков» накануне «референдума» 17 марта* требовали обращения к истории: а такими уж ли на самом деле радетелями тысячелетней исторической России предстают ныне определенные политические силы?
Этот первый вопрос я и задала историку Александру Львовичу Никитину, беседа с которым состоялась после богослужения в полуразрушенной, но уже возрождаемой Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском проспекте.
- Меня как историка всегда удивляло, а как русского человека попросту возмущало, когда официальными властями устраивались помпезные «мероприятия» по случаю, скажем, юбилея Куликовской битвы или годовщины Бородинского сражения. Т.е., когда коммунистические правители приписывались к российской истории, глубоко им чуждой, далекой, к которой, если они и имеют отношение, то лишь только как ее разрушители. Конечно, это делается не по невежеству, а в пропагандистских целях и с определенными взлетами и падениями продолжается с конца 1930-х годов (вспомним начало советского почитания генералиссимуса А.В. Суворова). Один из таких грубых пропагандистских пиков мы наблюдаем и сейчас в связи с пресловутым «референдумом».
- Но неужели не сохранилось ни одного, пусть и не государственного, так общественного института, ведущего прямое преемство от старой России? Вот, например, церковь?
- Каким бы не монументальным представлялось нам здание Российской Государственности до нашей национальной трагедии 1917 года, каким ничтожно малым в историческом смысле не был семидесятилетний период большевистского правления, однако разрушить им удалось все… И как, надев в 1943 году погоны, Советская армия не стала ни Белой, ни Русской армией, а осталась красной вооруженной силой - угрозой всему миру; так и вопреки канонам искусственно созданная и организационно оформленная в том же 1943 году недоучившимся тифлисским семинаристом структура, именующая себя «Московской патриархией», явилась большевистской подделкой в украденных древних церковных ризах, но никак не духовной (да и юридической) правопреемницей Российской дореволюционной церкви.
- Но почему так получилось? Был же Поместный Собор 1917-1918 гг., был патриарх Тихон?..
- Получилось так, что единая Православная Российская Церковь - восстановленная Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг. Московская патриархия во главе со Святителем Тихоном (Белавиным) пережила Российскую Империю всего на десять лет. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон скончался. Все заблаговременно назначенные патриаршие местоблюстители и заместители местоблюстителя стали жертвами большевистского террора. Кроме одного… После нескольких месяцев тюремного заключения заместитель патриаршего местоблюстителя, митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году под жестоким давлением властей издал печально известную «Декларацию», провозгласившую полную лояльность Православной церкви к богоборческой беззаконной власти. Целые епархии отвергли эту «Декларацию», расценив ее как антиканоническое превышение власти митрополитом Сергием, и в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Тихона (№ 362 от 7/20.11.1920), предвидевшего возможность такого поворота событий, перешли на независимое от Москвы самоуправление. Так образовалась катакомбная церковь, хотя и обрушившая на себя немыслимые репрессии безбожного государства, но в виде отдельных законспирированных общин существующая и поныне. Оставалась еще свободной от коммунистического плена Русская Православная Церковь (заграницей) - архиереи, священники и миряне, эвакуировавшиеся от красного террора с Белой армией, и просто многочисленные послереволюционные эмигранты. Управляемая с 1922 года независимым от ГПУ Архиерейским Синодом (ныне имеет пребывание в Нью-Йорке) эта православная церковная организация смогла сохранить стройное управление и традиции внутренней жизни в духе постановлений Поместного Собора 1917-1918 гг., всего предшествовавшего опыта русского православия. Такова в самом кратком схематическом изложении история разделения нашего единого вероисповедания.
- И как же относились власти все эти годы к последователям «неофициальных» православных направлений?
- Определенно как к политическим противникам. Катакомбных христиан сажали в тюрьмы и психиатрические лечебницы; «зарубежников» или «карловчан» (как нас называют иногда по сербскому городу Сремски Карловцы, где в 1921 году заседал первый Русский Заграничный Церковный собор) обвиняли во всех смертных греха. В 1988 году наградили определением «обреченные» со страниц насквозь лживой брошюрки небезызвестного атеистического профессора Гордиенко. Лишь в 1989 году прояснилось, что отношение перестроечных властей к религиозной сфере вообще и к Русскому православию, в частности, не ограничивается юбилейными торжествами 1000-летия Крещения Руси, а намечается некий длительный позитивный процесс нового познания Святынь, стало возможным думать и о возвращении независимой от коммунистов Русской Православной Церкви в Россию. Тогда и был создан приход зарубежной юрисдикции в Петербурге.
- Приход как островок старой России в нашем изломанном Отечестве? Ради этого Вам пришлось отказаться от любимой научной работы и стать старостой этого полуразрушенного, но уже широко известного храма?
- Да, желание возродить величие старой России, послужить Отечеству было у меня всегда. Будучи православным человеком и прекрасно осознавая, что такое «Московская патриархия», я с радостью откликнулся на предложение подвижника, создателя первого прихода - тогда еще «московского» дьякона Сергия Перекрестова вступить в общину, ориентирующуюся на зарубежный Архиерейский Синод. Это было в начале 1989 года. Благословение высшего зарубежного священноначалия на открытие своих приходов в России позволило нам продолжить процесс официальной регистрации. Каноническое рукоположение о. Сергия в мюнхенском монастыре Св. Иова Почаевского во священника завершило организационное оформление общины, на первом учредительском собрании которой я и удостоился быть избранным церковным старостой.
- Представители Московской патриархии высказывают мнение, что у вашей общины «подложная регистрация»…
- Мнение ни на чем не основанное. В противном случае такое обвинение давно бы уже нам предъявили в судебном порядке. Просто законодательство 1929 года с дополнениями, по которому мы зарегистрированы Советом по делам религий при Совете Министров СССР, не требовало (да и не могло требовать) указания церковной юрисдикции, что было бы вмешательством государства во внутрицерковные отношения. Ставить нам в вину неуказание данных, не требуемых Законом, с юридической точки зрения никак не обосновано…
- Однако новый Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» требует регистрации Устава общины с указанием структурного подчинения.
- Совершенно верно. В соответствии с этим законом нами еще 3 декабря 1990 г. поданы все необходимые документы в Управление юстиции Ленгорисполкома. Однако, грубо нарушая Закон, заместитель начальника управления М. Сазонова, затянув дело регистрации на несколько месяцев и не предъявив никаких претензий к Уставу, отослала его в экспертно-консультативный совет при Комитете Верховного Совета РСФСР по вероисповеданиям. Несмотря на явное беззаконие, что-то и там не спешат с ответом…
- Но зато, как видно, полным ходом идете передача общине здания храма.
- Это может показаться только на первый взгляд. Скромная и тесная крипта с престолом во имя Свв. Новомучеников и Исповедников Российских, в которой мы с Вами ныне беседуем, единственно лишь занята общиной. Несмотря на то, что существует решение Ленгорисполкома № 884 от 22.10.1990, что Президиум Ленсовета 25 октября 1991 года фактически поддержал его, отклонив юридически необоснованный проект приостановки этого решения, что 28 февраля 1991 года Государственный арбитраж еще раз предписал ВНИИэлектромаш освободить здание церкви; несмотря даже на то, что общиной заключен 18 марта этого года официальный договор об эксплуатации всего здания храма - «воз и ныне там». Получая откуда-то неведомые «устные указания», институт в лице директора, академика И. Глебова и его заместителя И. Иванова упорно уклоняется от выполнения решения городского органа исполнительной власти, одновременно в спешном порядке освобождая один из монастырских храмов - Афонскую церковь … под коммерческий магазин.
- Это понятные сложности «технического порядка», неповоротливость бюрократической системы, ну а политических обвинений вам не предъявляют?
- Прямолинейно, конечно, нет. Но иногда бывает, как, к примеру, в словах заместителя председателя Ленсовета В. Васильева, или вот «политическими экстремистами и интриганами», чуть ли не агентами ЦРУ величает нас ленинградский митрополит Иоанн (Снычев)… Но оглядываясь на прошлое, хочется оптимистически сказать: спасибо, что не убивают!
- Будем надеяться, что такого оборота события никак не смогут принять. Но, на Ваш взгляд, от чего Ваши трудности: от невежества и административного злобного усердия, или же во всем этом целенаправленное нарушение прав человека?
- Пожалуй, что все сразу. Многие чиновники самого высокого уровня (даже и с профессорскими степенями) не знают даже, что такое - Православная церковь, не говоря уже о какой-то непонятной «зарубежной». Иные пользуются услугами некорректных консультантов, к примеру, сотрудников ведомства бывшего уполномоченного Совета по делам религий (до сих пор, кстати, вопреки Закону, существующему в нашем городе за счет Леноблсовета). Другие, пытаясь сохранить свое положение, исполняют «устные указания» свыше. Но в целом не будет преувеличением определить препоны, чинимые нашей общине, грубым попранием прав человека в области вероисповеданий… Мы намерены бороться за реализацию этих наших прав всеми доступными методами, в чем получили сочувствие и поддержку известного правозащитника В. Сендерова, встретившись с ним во время недавнего его визита в наш город….
- И последний вопрос, Александр Львович, в какой же храм Вы посоветуете идти за духовной помощью простым, мало разбирающимся в исторических перипетиях людям?
- Идти в любой храм Божий. И по горячей вере приходящих совершатся таинства даже руками неусердных, заблуждающихся и слабых пастырей. Но в процессе приобретения духовного опыта, активного участия в приходской жизни, всестороннего познания прошлого и настоящего православия каждому обращающемуся к Церкви предстоит молитвенно осознать и прочувствовать слова святого псалмопевца Царя Давида: «Не седох с сонмом суетным и с законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду» (Пс., 25; 4,5).
* 17
марта
1991 года состоялся единственный за 70-летний период существования
СССР
референдум . Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым
сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»