Как свидетельствует история, труд врача оплачивался очень даже неплохо.
Размышляющий Фауст у Кристофера Марло четко определил выгоды врачебной профессии - "Врачом будь, Фауст, деньги загребай. Прославь себя чудесным излеченьем".
В Торе (Шмот/Исход 21:19) сказано - "Если ссорятся люди, и один человек ударит другого камнем или кулаком и тот не умрет, а сляжет в постель… то ударивший … пусть оплатит полностью лечение его".
А поскольку обращение к врачу равносильно обращению к Богу, ибо истинный врач - это Бог, как Он Сам говорит в Торе - "Ибо Я - Бог, твой Целитель" (Шмот/Исход 15:26), то и плата врачу - богоугодное действие.
В Гемаре эта мысль выражена еще лаконичнее - врач не берущий плату не достоин ее.
Недаром истинные врачи-бессребреники - Пантелеймон, братья-хирурги Козьма и Дамиан, Преподобный Агапит и наш недавно "почивший в бозе" соотечественник профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий (отец Лука) - канонизированы христианской церковью. Не много же их было за более чем тысячелетие.
Врачей во все века, при любом строе кормили, кормят и будут кормить больные, а не государство..
Отец медицины - Гиппократ в своих "Наставлениях" советует своему ученику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подходить к разным пациентам - "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром , считая благодарную память выше минутной славы".
Заметим, что даром Гиппократ советует лечить иногда.
Уважали врачей и в древнем Риме. Первый врач-профессионал появился в Риме в 219 г. до н.э. Был он иностранцем - греком из Пелопоннеса, звался Архагатом и был по специальности хирургом. Встретили его римляне с радостью и не поскупились на "подъемные". Дали римское гражданство (а были они на этот дар скупы) и предоставили ему купленное на государственные деньги помещение.
Не обошлось, конечно, без конфликтов. Не всех устраивали те способы, которые он применял при лечении.
Сначала Плиний, а потом Катон попытались сфабриковать "древнеримское дело врачей- убийц ".
Так, Катон писал он сыну - "Считай, что слова мои пророческие..., греки дали друг другу клятву погубить своим лечением всех варваров; этим именно они у нас и занимаются и за это берут деньги , - иначе им не стали бы верить и не так легко было бы им изничтожить нас".
Если проанализировать положение врачей, которые жили не в Риме, а практиковали по большим и малым городам Италии, то и среди них бедняков не было.
Врач Арий Келад за свои средства отремонтировал целый храм Марса, а другой врач Ацилий Потин смог предпринять далекое путешествие из Бононии в Афины.
Были среди врачей и настоящие богачи. Эрот Мерула, глазной врач из Асизия, в I-II вв. н.э. оставил после себя капитал в 800 тыс. сестерций.
Чуть позже в начале III в. городской врач Стей Рутилий Манилий в Беневенте вступил в сословие всадников, т.е. располагал цензом в 400 тыс. сестерций, которые, надо думать, были только частью его богатства.
В другой ранней цивилизации - Древней Индии получение врачом гонорара за лечение считался нормальным, также как и отказ во врачебном совете преступникам. В то же время существовали и "льготные категории" пациентов. Врачу предписывалось лечить даром - прежде всего своего учителя и брахманов, а также - бедных, друзей и соседей, сирот и чужестранцев.
****
На Руси брали и берут всегда и за все. Брали, берут и будут брать и врачи - кто "огненной" жидкостью, кто яйцами, кто борзыми щенками, а кто в конвертах.
Уже в "Русской Правде" Ярослава Мудрого указано о плате врачу за лечение ран. Церковный устав Св. Владимира (996 г.) объявил "лечцов" (врачей) - людьми церковными и четко определил источник их финансирования - "десятину" от "…ссудных дел, от торговли, от урожая и т.п.".
В "Изборниках Святослава" 1073 и 1076 гг., компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с "Изборника" болгарского царя Симеона (Х век) - говорилось и о вознаграждении врачу - "…аще лечец получится, привести его к больному и уплатить за его труд ".
Часто примером врачебного бескорыстия приводят Киево-Печерский монастырь (ХI век). Печерский Патерик донес до нас имена бессребреников, подвижников монастыря.
Глава 8 Патерика содержит сведения "О житии святого преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского", а глава 27 - "О святом и блаженном Агапите, безмездном враче".
Навечно прославили монастырь "даром исцеления и врачевания больных" Антоний Преподобный, Домиан, св. Алипий, Вирменин, Агапит Печерский и Пимен Постник.
Другой монах - Преподобный Агапит, прозванный "врачом безмездным" (денег за лечение он не брал ) , лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. Свое прозвище Агапит получил после того, как раздал нищим "щедрые дары" Черниговского князя Владимира Мономаха. Заметим, правом врача было раздать "щедрые дары", но обязанностью излеченного больного - рассчитаться с врачом. После этого в сознании Владимира произошел переворот. Поступок Агапита с дарами так потряс князя - тогдашнего олигарха, что главным делом его жизни после выздоровления стала благотворительность.
****
Все известные медики земского периода - XIX столетия - были достаточно состоятельными людьми. Подчеркиваю - известные, т.е. состоявшиеся в профессии медики, а не неудачники-недоучки. Не потому ли медики в земство стремились? И объяснений этому несколько.
Обратимся к сведениям, приведенным в сохранившемся до наших дней отчете "Самоуправление Ярославльской губернии", (1864). Цифры более чем красноречивы.
Жалованье находившегося на государственной службе врача в Любимском, Пошехонском, Углическом уездах составляло 400 рублей в год, а в Рыбинском, Ярославском, Ростовском - 700 рублей, то старший врач при Ростовском земстве Н.Б. Гейднерейх получил от земства в 1870 году 1200 рублей, а младший врач Д.И. Васильев 900 рублей (одна корова в то время стоила 25 рублей).
В начале ХХ века оклады земских врачей увеличились до 1500 рублей в год, причем такое жалованье было уже в большинстве уездов губернии.
Само самим разумеющимся была оплата врачу поездок на учебу, съезды и конференции, в том числе и за границу, а также компенсация расходов на книги и журналы.
Интерес представляют и сведения о ценах на рубеже XIX - ХХ веков.
Цены на "главнейшие продукты первой необходимости" в 1913 году были такие: мука пшеничная высшего сорта - 13 коп. за кг, мука ржаная - 6 коп. за кг, хлеб пшеничный - 12 коп. за кг, французская булка - 7 коп. за 400 г, картофель - 2 коп. за кг, крупа гречневая - 16 коп. за кг, рис - 20 коп. за кг, масло подсолнечное - 33 коп. за кг, сахар (песок) - 25 коп. за кг, телятина - 32 коп. за кг, свинина - 38 коп. за кг, рыба (щука) - 63 коп. за кг, молоко - 12 коп. за литр, масло сливочное - 1 рубль 31 коп. за кг, яйца - 31 коп. за десяток. Разливное пиво (0,5 литра) стоило 5 копеек. Разлитое в бутылки пиво стоило дороже - 12 копеек.
Обед из двух блюд в кафешантане "Шате да флер" обходился в 16 - 20 копеек.
Отобедать в фешенебельном ресторане "Жорж" или "Франсуа" можно было за 2-3 рубля.
Мужской костюм в то время стоил 35 - 40 рублей, брюки - 13 рублей, зимнее пальто - 60 рублей.
****
Что было дорого - болеть. В больницах были, конечно "бесплатные" койки, но их не хватало. Поэтому приходилось раскошеливаться. В общих палатах брали по 30 копеек за койко-место, а в отдельных уже 1 - 1,5 рубля в день. Это без учета самого лечения.
Более незавидным было положении врача, находившегося на "государевой службе". Его зарплата, по сравнению, например, с министром или депутатом была в то время такой же нищенской, как и сегодня.
Но нищих врачей почему-то не было. Наоборот, врач был человеком зажиточным. Их богатство основывалось не на государственном жаловании, а на гонорарах, получаемых от пациентов. Так, в издаваемой в те годы Манассеиным газете "Врач" были опубликованы сведения о размерах гонораров выдающихся врачей (Шарко, Бильрота, Склифософского, Захарьина и др.). Это были астрономические суммы - 40 тыс., 25 тыс., 6 тыс. рублей. Это не секрет, данный факт известен всему миру (И. Шамов, 2004).
****
Почему же сегодня, ссылаясь на примеры бескорыстия отдельных древних врачей, общество настойчиво продолжает призывать всех современных эскулапов работать задаром?
Почему такая избирательная историческая память?
С врача что взять. Он обязан быть нищим.
Обществу больше нравится Шекспировский Кент - "Убей врача, а плату за лечение - отдай болезни" ("Король Лир").