(1899 г.)
Если в первом рассказе скучающий чёрт ищет, чем поразвлечься, то здесь чёрт до того измаялся от безделья, что готов и на добрые дела за неимением худшего. Однако, очистив сердце "Иванова Ивана Ивановича" от всех порочных страстей (т.е. мелких, невзрачных страстишек), он совершенно опустошает человека:
"Иван Иванович весь как-то обвис, ослаб, изломался, точно из него вынули все кости. Он сидел в кресле с раскрытым ртом, и на лице его сияло то неизъяснимое словами блаженство, которое всего более свойственно прирожденным идиотам."
"Чёрт постукал Ивана Ивановича в грудь - она издала звук пустого бочонка; он постучал пальцем в его голову - она тоже была пуста."
Этого "совершенного человека" чёрт забирает на потеху сатане:
"- Ба! - воскликнул он, щелкнув пальцами.- Вот идея! И сатана будет очень доволен... я славно придумал! Сначала я немножко просушу сие совершенство, а потом насыплю в него гороху... И из него выйдет преоригинальная погремушка для забавы сатаны..."
Стоит отметить, что здеь автор определенно положительно высказывается о спасительной лжи:
"...Есть правда, которая нужна человеку, она обжигает с его сердца грязь и пошлость пламенем стыда,-
да здравствует!
И есть правда, которая, падая на голову человека, как камень, убивает в нем желание жить,- да погибнет!.."
Сказано это в контексте, который исключает сарказм: Горький представляет, что пишет письма за своего друга, умирающего в тюрьме, его старой матери и та умирает со спокойной душой.
Казалось бы, исключает. Но в этом рассказе всё как-то изломано и двусмысленно:
Горький говорит, что выдумал историю о письмах к матери умирающего друга, а затем с сарказмом рассказывает о любителях наряжать неприглядную правду в красивые одежды.
Его знакомый "писатель-костюмер", как выясняется, не написал ещё ни строчки.
Этот приятель (конечно, весьма фарсово) рассуждает о всеобщей необходимости покровов, т.е. о вреде полной откровенности, но приводит в пример "женщин, которые, дескать, всегда прикрывают траурными платьями свою радость по поводу смерти их мужей".
Он называет фантазии автора скверными потому, что они совпадают с действительностью.
Тоска освежает и насыщает влагой уставшую душу(?) черта и в его сердце всходят цветы, но - ненависти (отсылка к Бодлеру?).
Огромный спрут, но пожирает - рака.
Места, "где кипят вакхические оргии, где в человеке пробуждается животное, где гаснет в нем всё чистое..." - это маскарад (3 раза) и ресторан (1 раз). Он бы упомянул ещё библиотеку.
Иван Иванович напыщенно рассуждает об избавлении от пороков - но только чтобы покрасоваться перед друзьями.
И из стараний черта в итоге - ничего хорошего не выходит.
Может быть, все дело в том, "что чёрт был декадент и ницшенианец,- стало быть, не только действительно существующий, но и самый модный чёрт." Возможно, Горький в этом рассказе высмеивает декаданс. Но не просто высмеивает - это было бы слишком просто, а пишет его так, как написал бы декадент.
П.С. Резко бросилась в глаза фраза: "В наше время, батенька мой, каждый порядочный человек стремится быть феминистом, даже и в том случае, если он женат." Но это скорее всего простое сходство по звучанию с совершенно иным содержанием, как Алё! в "Войне и мире" или мама-модератор в "Кондуите и Швамбрании".
П.П.С. Зря чёрт забрал у Иван Иваныча трусость, ведь опасение потерять то, что имеешь, весьма полезно для социализации. Не зря автор словами чёрта отмечает: "Я, как и вы, очень быстро привыкаю ко всякому положению, как бы оно ни было неудобно."