В нашей жизни иногда случается то, что мы когда-то и представить не могли. После восьми лет работы на телевидении я, например, не предполагал, что когда-то окажусь на радио. Тем более несколько лет назад я не задумывался о том, что в будущем буду трудиться на государство. Но факт остается фактом - я получал зарплату из карманов налогоплательщиков. Почти два года я проработал на радио "Вести ФМ". В свою защиту скажу, что старался не забывать об этом факте. Я уже описывал работу
пражского бюро радио "Свобода". Ну а сегодня о том, как же выглядит государственная российская радиостанция изнутри и что из себя представляет.
Итак, "Вести ФМ" является частью огромного монстра под названием ВГТРК, который целиком и полностью принадлежит государству. В холдинг входит несколько федеральных телеканалов, десятки каналов региональных, с пяток радиостанций, а уж сколько вокруг всего этого крутится продакш-компаний, мне сложно подсчитать. Естественно, подразделения и структуры этой громадины раскиданы по всей Москве, кто-то базируется на Шаболовке, кто-то рядом с Белорусским вокзалом, есть офисы на Пятницкой, мое же место работы расположилось на 5-ой улице Ямского поля, или, как принято у нас говорить, "на Яме". Здесь находится основное здание холдинга - "старое", и через дорогу - "новое". Из одного в другое можно, не замарав обуви, пройти по переходу, нависшему над дорогой. Не догадался в свое время снять всю эту конструкцию снаружи, поэтому вот вам Лимонов на редакционном компьютере.
Под "старым" зданием есть гараж, где паркуется машина с мигалкой генерального директора ВГТРК Олега Добродеева, ну и не только его. Радийщики расположились на третьем этаже, тут же по-соседству редакция канала "Москва 24" и кабинет Николая Сванидзе. "Вести ФМ" - это самостоятельная информационная радиостанция, вещающая, как не сложно догадаться, в fm-диапазоне, на частоте 97.6. Вот если утром в своей автомагнитоле вы услышали голос Владимира Соловьева, это она и есть. На самом деле в одном помещении трудятся сотрудники сразу трех радиостанций, помимо "Вестей" это "Маяк" и "Радио России". Если быть еще более точным, то четкой границы между сотрудниками нет, мои репортажи выходили на всех трех, поэтому я с полным правом могу говорить, что работал на любой из них.
Вообще, структура ВГТРК настолько запутана, что разобраться в ней без бутылки виски достаточно сложно. Если к этому добавить, что раз в год - 31 марта всех сотрудников увольняли, а 1 апреля с шутками и прибаутками принимали обратно, то записи в трудовой книжке похожи на головоломку. По этой причине, если судить по этой самой трудовой, меня принимали на работу и увольняли два раза. Или три, уже не помню точно. А если учесть, что за это время и структуры холдинга претерпевали периодические изменения, то у меня имеются надписи и "Маяка", и "Радио России". Хотя я все же был сотрудником "Вестей". Я же предупреждал, наливайте.
Но оставим бюрократические вопросы начальникам. Рабочий день корреспондентов начинается в 10.00 в студии, или в то время, когда случается информационное событие за ее пределами. Кстати, здесь я впервые встретился с разделением корреспондентов на "ходячих" и "невыездных", то есть пишущих материалы только в редакции. Я был "ходячим". Первая планерка - в 11.15. Вот этот момент как раз на фото.
Когда я только устроился сюда работать, то весьма удивился рабочему месту одной из своих коллег.
Уголок отдела культуры мне нравился больше.
Пора бы начать собирать изображения рабочих мест журналистов, это претендует на отдельный подробный репортаж, который с удовольствием смогут комментировать психологи. Но продолжаем. Так выглядит объединенная редакция "Вестей ФМ", "Маяка" и "Радио России":
Попасть сюда можно только по специальному электронному пропуску. У каждого подразделения холдинга он свой, и будучи сотрудником радио, на ТВ не пройти. Ровно как и наоборот.
Координатор Татьяна за работой. Справа висит расписание дежурств журналистов. Расписано все - вечера, ночи, выходные дни. То есть, если произойдет какое-то ЧП, то вызывают корреспондента из этого списка. "Везло" приблизительно два-четыре раза в месяц.
Ну и, собственно, мое рабочее место, слева, там, где взгромоздился фото-рюкзак. Коллега справа отслушивает и монтирует сюжет.
В работе на радио, в отличие от телевидения, есть свои достоинства и недостатки. К последним относится, например, тот факт, что если тебя побьют, то одного. Все-таки морально легче от мысли, что бить будут не только тебя, а еще и оператора, и, учитывая столичную специфику, и ассистента оператора. Минусом можно назвать и отсутствие служебного транспорта, передвигаться приходится самостоятельно, что зимой иногда вызывает определенный дискомфорт. Впрочем, это одновременно является и преимуществом - все-таки на метро в столице добраться до места назначения как правило можно быстрее, чем на автомобиле. Еще один принципиальный момент - для интервью порой вообще не нужно покидать стены редакции, можно записать его по телефону. Правда, на "Вестях" работала странная система, которую за два года работы я так и не смог раскусить. Абсолютно все интервью записывали девушки из "отдела эксклюзива". Работало это так: приходишь к ним, говоришь, кого нужно записать и какие вопросы задать, все остальное выполняют они. При всем моем уважении к девушкам (а это был самый добродушный отдел в редакции), я не понимаю, как может проводить интервью человек, который не погружался в тему материала. Поэтому я часто приходит к ним в отдел и самостоятельно общался со спикерами. Девушки только нажимали кнопки, во время интервью сидели рядом, болтали ногами, и за это меня любили.
Некоторые анахронизмы, как ни крути, свойственны именно государственным структурам. Программа, в которой мы монтировали звук, подозреваю, застала падение Тунгусского метеорита. А вот коммутатор, с помощью которого можно связаться со звукостудиями. В рабочем состоянии.
Собственно, работа корреспондента на "Вестях ФМ" бывает трех видов. Это классический репортаж, когда ты приезжаешь с события, пишешь текст, начитываешь и монтируешь. Это прямые включения с места события по телефону. И рассказ о событии в студии, в прямом эфире, в режиме диалога с ведущим эфира.
Собственно, теперь как раз и пора перейти туда, где буквально повсюду в воздухе распылен этот газ - эфир.
Комната выпускающего режиссера похожа на Центр управления полетами в Хьюстоне.
Одновременно приходится следить за многими вещами - сеткой вещания, хронометражом материалов, уровнем звука, держать связь с ведущими и смотреть, включен или выключен микрофон.
Перед ведущими экран, куда выводится он-лайн лента информагентств. Собственно, ведущий как правило сидит слева, или слева и по центру (микрофон под номером 2), если ведущих двое. А вот там справа, где гость, периодически приходилось и мне упражняться в искусстве рассказчика.
Сетка эфира:
Примерно так выглядит внутренний мир этой радиостанции. Я сознательно не стал вдаваться в подробности редакционной политики и цензуры. Вообще, о цензуре в российских СМИ я собираюсь написать отдельный пост. Скажу лишь, что меня лично она почти не затронула. Да и неправильным будет считать, что в государственных СМИ работают исключительно ура-патриоты и члены "Единой России" или их сторонники. Когда на ВГТРК по встречке (а на 5-ой улице Ямского поля одностороннее движение) в сопровождении полиции приехал президент Дагестана, когда ради его кортежа гаишник приказал водителю из машины Елены Исинбаевой, которая также перед этим приехала на интервью, отъехать подальше, то самым мягким словом от сотрудников холдинга, звучавшим на крыльце здания, было "мудак". Не обижайте журналистов, некоторые из них способны адекватно воспринимать окружающую действительность. В заключение традиционный автопортрет.