50. Неокончательный диагноз
(начало, пред.глава)
Как было верно подмечено братьями Стругацкими в «Понедельнике», процесс познания бесконечен. Поэтому точку в научной работе можно поставить в любом удобном для исследователя месте. Все равно она окажется на поверку многоточием… Пора подвести итоги этого многомесячного заплыва с погружениями в глубины.
Во-первых, придется объяснить название эссе. Притом что задача изначально стояла - именно синтезировать среднесрочный прогноз дальнейшего развития российской истории. Для этого необходим сравнительный анализ с подобными периодами в истории России и других стран, когда были реализованы масштабные «революции сверху», они же «культурные революции». Более того, только на основе такого последовательного и подробного сравнения можно было убедиться, что начавшаяся с возвращением Крыма в Россию новая политическая эпоха - это именно такая же «культурная революция», как, например, период расцвета русской классической культуры в XIX веке. Если же смотреть только на актуальные процессы, где неизбежны спады и откаты перед следующими рывками, то доказательства пришлось бы ждать только по завершении всего периода, то есть лет 35-40. Сравнение с уже завершившимися «культурными революциями» позволяют делать выводы и прогнозы уже сейчас. Поэтому внешними гранями данного исследования является описание и сравнение «четвертых четвертей» Надлома или Подъема российской, европейской, всемирной истории и отдельных эпох. Так что название «О культурных революциях в России и в мире» можно оставить.
Другое дело, что поставленная задача: синтезировать прогноз почти столь же подробный, как и анализ исторических аналогов - довольно таки сложна и даже дерзка. Для этого пришлось задействовать не только универсальную модель, но и почти все известные методы сравнения, вытекающие из устройства этой модели. Более того, по ходу исследования мы надстроили абстрактные методы эмпирическими методиками для сравнения тех или иных фаз развития. До этого имелась такая модельная методика сравнения исторических и актуальных политических процессов периода Надлома. Она представлена в третьей части монографии «Государство и Традиция», где сравнивались разномасштабные процессы российской истории. Теперь у нас есть такая же модельная методика для сравнительного анализа процессов периода Подъема, тоже на основе общерусской и российской истории. По ходу этого исследования удалось провести различие между сопряженными процессами русской цивилизации и российской нации - это тоже фундаментальный научный результат - пусть даже уровня гипотезы, но уже не просто рабочей, а в целом работающей. Дальнейшее уточнение не отменит основы нового знания.
Исторический феномен «культурной революции» тоже получил более надежное основание - уже не только эмпирическое и интуитивное. По мере развития методики исследование этого класса исторических процессов будет дополняться новыми деталями и открытиями. Однако уже сейчас можно назвать самые общие характеристики «культурной революции». Это не только повторение социальных революций в масштабе политической и культурной элиты. Такое развертывание исторического процесса в виде «подлунной трагедии», которую завершает комедийное пародирование трагедийного сюжета - философски заметил еще Аристотель в своем труде «Поэтика». Гегель только заново переформулировал эту закономерность.
Научное описание этого феномена стало возможно лишь с созреванием понимания процессов управления и, в частности, информационного пространства (виртуальной реальности), в котором происходит движение управляющего центра социальной системы. Поэтому «культурная революция» периода Надлома - есть необходимое повторение трагедии социальной революции, когда сложившаяся под внешними давлениями система из трех ветвей: производство, перераспределение, поддержание порядка и стандартов - начинает после своей активизации предъявлять повышенные требования к политической и культурной элите (технологиям, экономическим, правовым и политическим инструментам). Другой вопрос - можно ли называть трагедией период Подъема того или иного исторического сообщества, однако драматические повороты присутствуют и на этой большой стадии, включая повторение истории Подъема в имперской стадии.
По ходу исследования мы выяснили, что культурные революции бывают разных масштабов и носят разный характер внутри разных исторических процессов. Так, сам термин «культурная революция» ассоциировался с завершающей стадией Согласования активной (революционной) четверти Надлома, для российской истории - это 1930-е годы. Однако такая же «малая культурная революция» бывает и в конструктивной четверти Надлома - на стадии Реставрации. Внутри завершающей четверти есть своя завершающая четверть, когда происходит «сугубо культурная революция», как в столицах России 1890-1910-х годов с расцветом театра, живописи, архитектуры, «серебряным веком» поэзии. Такие же «малые культурные революции» имели место и в каждой четверти Подъема русской и российской истории.
Также нам придется научиться различать «культурные революции» разных уровней - всемирная культурная революция периода Надлома, начавшаяся в 1945 году, сейчас в разгаре. Ей соответствует такая же по масштабам культурная революция периода Подъема всемирной истории, когда античная языческая культура уступила место христианской культуре и ее ответвлениям, включая Ислам. Завершением этой мировой культурной революции было, в том числе, вовлечение в христианскую цивилизацию широкой варварской периферии, включая северную и восточную Европу. Глобальной культурной революцией, уровнем ниже всемирной, можно назвать эпоху раннего Возрождения, когда распад Византийской империи имел своей обратной стороной распространение и укоренение в окрестных цивилизациях византийского культурного наследия. И также распад европейских империй в начале ХХ века знаменовал завершение глобальной культурной революции Нового времени, начавшейся с распада наполеоновской империи.
Петербургская эпоха отечественной истории, инициированная реформами Петра I и распадом столь же эфемерной шведской империи, с самого начала привлекла наше внимание как образец «великой культурной революции» периода Подъема в масштабах общерусской цивилизации. Таким же периодом в истории европейской цивилизации является эпоха Возрождения и Просвещения (1520-1720). Для североатлантической цивилизации «великая культурная революция» стартовала одновременно с русской, созданием Великобритании и ее разворотом преимущественно к заморским колониям. Такая же революция для еще одной ветви христианско-исламской цивилизации - ближневосточной, стартовала с распадом Османской империи и созданием светских государств. Очень любопытно было бы взглянуть на старт первой из «великих культурных революций» периода Надлома в Европе по окончании только сейчас выходящей в активность 19 стадии Реставрации европейской цивилизации. Однако ждать этого большого узла Консолидации Европы придется не меньше 30 лет. Скорее всего, это будет одновременно с завершением российской национальной культурной революции и Дном Надлома общерусской цивилизации в 2050-60-х годах. Кто-то из читателей точно увидит эти масштабные события.
Наконец, нас более всего сейчас интересует стартовавшая национальная культурная революция в масштабах России. Она одновременно является центром для малой культурной революции в масштабах русской цивилизации. Поэтому одной из задач для дальнейших исследований будет найти для сравнительного анализа национальную культурную революцию, являющуюся центром для малой культурной революции в масштабах Европы. 16 стадией для европейской цивилизации является период между наполеоновскими войнами и финалом второй мировой войны (1815-1945). Вопрос - какая держава оставалась в этот период всегда в центре европейской политики, обеспечивая баланс сил? Скорее всего, Австро-Венгрия, но это еще нужно обосновать на основе детального сравнительного анализа.
Не менее интересно будет сравнить переплетение российской и русской культурных революций завершающего периода Подъема с аналогичным переплетением имперской и национальной культурной революции в центре Европы в эпоху Просвещения. Еще более интересным, в том числе для более детальных прогнозов постсоветской политики, будет выявить и сравнить фазы развития трех остальных ветвей русской цивилизации с такими же европейскими ветвями. В общем, даже того фактического материала, который доступен в учебниках истории, будет достаточно для углубления нашего знания и понимания процессов исторического развития, в том числе революций - культурных и социальных.
Можно еще добавить, что если бы сейчас была другая политическая эпоха, то для ориентации пришлось бы писать эссе не «О культурных революциях», а что-то вроде «Государство и революция». Но это был бы не анализ и прогноз, а идеологический программный текст. Потому что само по себе появление такой аналитической работы - есть один из признаков именно культурной революции. Например, в начале культурной революции европейского Подъема такой работой был «Государь» и другие эссе Н.Маккиавелли.
Разумеется, даже в процессе работы над этой рукописью, удалось сильно продвинуть понимание и предмета исследования, и метода. По хорошему, следовало бы спустя некоторое время вернуться и существенно переработать это эссе. Однако для будущих читателей ценность представляет и сам ход мысли, возможность следить за эволюцией методики исследований. Поэтому примем соломоново решение, оставим этот плод размышлений таким, каким он родился. Только немного стилистически отмоем. Но и переработку текста в четвертую часть «Метод» книги «Государство и Традиция» тоже не станем откладывать надолго.
В завершение выполню просьбу читателей и приведу сводную таблицу фаз развития исторического процесса и соответствующих стадий как отрезков линейного времени:
Приложение следует