44. Про ванную
(
начало,
предыд.глава)
«Это - белее лунного света,
Удобнее, чем земля обетованная…»
В.МаяковскийЕсть в 24 главе врезка, определенно выпадающая из актуальной части сюжета:
- Я ванну пристроил, - стуча зубами, кричал окровавленный Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, - одна побелка... купорос...
- Ну вот и хорошо, что ванну пристроил, - одобрительно сказал Азазелло, - ему надо брать ванны, - и крикнул: - Вон!
Здесь обозначен актуальный процесс выноса с политического поля новейшего иуды, предательского субъекта. Однако, что касается ванны, действия относятся ко временам до и после этого актуального процесса. Кому-то ему еще только предстоит эту загадочную ванну забрать себе с одобрения сообщества спецслужбистов.
В тексте Романа образ ванны встречается еще несколько раз. В 4 главе «Погоня» поэт Бездомный обнаруживает в ванне со сбитой эмалью намыленную голую гражданку. Затем самого Ивана в 8 главе про поединок поэта и профессора очищают и успокаивают в наисовременнейшей ванне. Наконец, в 21 главе «Полет» Маргарита топит в ванне костюм критика и устраивает потоп в доме Драмлита. Однако все эти эпизоды мало помогают в истолковании символа, скорее, наоборот, возможное истолкование ванны поможет лучше понять смысл эпизодов. Придется нам обратиться к древнему первоисточнику Романа.
Что может обозначать ванна по правилам библейского иносказания? Огромный сосуд для омовения всего тела водой, желательно чистой. Символ воды означает духовное чувство надежды. Набранная в сосуд вода - это уже надежда, внешне выраженная, как правило, в эмоционально окрашенных словах и образах. Опять же понятно, что слова надежды предназначены для неудовлетворенной части общества, желающей перемен. Известная всем параллель между Иудой и Алоизием, Иешуа и мастером позволяет предположить, что речь идет и о параллелях исповедуемой ими надежды. Иуда был оппозиционером, видевшим надежду спасения народа в политическом перевороте во главе с «царем Иудейским». Иешуа мыслил намного масштабнее и видел спасение не только своего народа в мировоззренческом религиозном перевороте, справедливо полагая политические перевороты напрасными жертвами, тратой энергии на смену диктаторов без смены внешних обстоятельств. Это две разных надежды, две разных воды, способных наполнить один и тот же большой сосуд аудитории, жаждущей слов надежды.
Пока это единственное предположение о символе ванны, который в прямом виде больше не встречается ни в Романе, ни в Евангелии. Однако и здесь, и там встречаются другие сосуды с водой, на которые стоит обратить внимание. Там же в полуподвале мастера ранее был сосуд объемом поменьше. Помните, в рассказе мастера из 13 главы:
- Ах, это был золотой век, - блестя глазами, шептал рассказчик, - совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, - почему-то особенно горделиво подчеркнул он.
И еще раз немного дальше по тексту: Она приходила, и первым долгом надевала фартук, и в узкой передней, где находилась та самая раковина, которой гордился почему-то бедный больной, на деревянном столе зажигала керосинку, и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе.
По правилам нашего толкования, если в предложении есть вопросительное местоимение, обязательно нужно искать отгадку в тексте Романа или Евангелия. Здесь такую подсказку Автор делает дважды, настаивая на обязательном поиске скрытого смысла. Чем же это и почему действительно мог гордиться мастер? Только вот не нужно приписывать ему мещанских привязанностей к комфорту. Если сосуд с водой - это выраженные словами глубинные надежды, то речь может идти либо о каком-то тексте относительно небольшого объема, либо о небольшой аудитории для такого текста, либо возможны оба истолкования.
Рассказ мастера относится ко времени написания «романа в романе» о Понтии Пилате, и гордиться мастер может только своим творением, ничем иным. К тому же есть еще одна подсказка - жемчужины (таково значение имени Маргариты) находят именно в раковинах. Так что вода в раковине - это точно текст «Мастера и Маргариты». Сама же раковина, сосуд - это, похоже, аудитория, творческая среда, где произрастает жемчужина культуры, питаемая чистой водой надежды или угнетаемая нечистыми помыслами, смотря что налить в этот сосуд.
Попробуем прояснить наше понимание евангельскими примерами сосудов с водой:
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. /Ин 2,6-11/
Символика вина нам уже известна - это откровение, выраженное словами и образами. Пока откровение видит только пророк - его символом является кровь. Когда откровение становится достоянием общества - это уже вино. Не так сложно понять, что речь в этом отрывке идет о вине Нового завета как лучшем по отношению к откровению Ветхого завета. Каменные сосуды ассоциируются со скрижалями Моисея, а символ камня означает закон. Исполнение данного Моисеем закона является очищением и надежной для иудеев. Однако они при этом не видят в словах закона внутреннего символического смысла, для них - это просто слова надежды, вода. И только Творческий дух Истории в лице Иисуса может превратить воду этих каменных сосудов в лучшее вино. Этому новому толкованию ветхозаветных символов и учил он своих учеников.
В эпизоде с самарянкой /Ин 4,28/ речь, видимо, о том же ветхом водоносе. Однако далее при описании Тайной вечери встречается иной сосуд с водой:
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. /Ин 13,5/
Две ноги учеников - это две экклесии (мирская церковь Петра и тайная экклесия Иоанна, посвященная в истолкование скрытых смыслов). Вода в умывальнице - это слова надежды Нового завета, проповедующего уже не иудейский закон, а христианскую мораль для церкви. Следование морали, изложенной в евангельских притчах и их церковном истолковании, очищает и дает спасительную надежду.
Наконец, апостол Павел в послании к Ефесянам, наставляя своих учеников в христианской морали, слегка приоткрывает тайный смысл этих водных символов:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. /Еф 5,25-27/
Этот евангельский символ водной бани наиболее близок символу ванны из Романа. Павел подтверждает, что речь идет об очищающих словах надежды для большой аудитории, составляющей тело церкви. В нашем современном случае речь тоже о большой и тоже оппозиционно настроенной аудитории, которую пытался пристроить современный Иуда, наполняя водой сомнительного происхождения и качества. Однако для этой отнятой у Алоизия аудитории чистой воды пока еще нет или не хватает.
Хотя, похоже, олицетворяемые Азазелло спецслужбисты осознали необходимость делать ставку на отечественную философию. Первые звоночки уже прозвучали - то сам Путин сошлется на философа Л.Гумилева, то приближенный театральный деятель заимствует для своего антиевропейского манифеста
разработанную идею философа В.Лепехина. Так что, глядишь, когда наши герои доберутся до своего полуподвала с пристроенной ванной, наполнение словами надежды для большой аудитории пойдет быстрее.
Кстати, лунный свет - тоже означает символически философское знание. Так что поэт-попутчик, возможно, тоже не зря выведен в Романе под фамилией Рюхина. Может он не сам эти скрытые смыслы вкладывал, а политический заказчик из ОГПУ посоветовал образы использовать, как некий скрытый сигнал посвященным, но тем не менее.
Продолжение следует