Memento mori по-астрахански. Ч. 2

May 07, 2012 05:36

Продолжая описание Старого кладбища, расположенного в Астрахани на ул. Софьи Перовской, я решил дополнить свой рассказ не только сведениями из интернета, но и из краеведческой литературы (спасибо краеведу Александру Маркову!).

Как я уже писал, изначально в Астрахани не было единого кладбища и умерших хоронили у стен местных монастырей и церквей, к которым были приписаны прихожане. А необходимость появления одного общего места захоронения официально появилась лишь с 1771 года, когда Правительствующий Сенат потребовал создавать кладбища за городской чертой (астраханские власти решили эту проблему лет за десять до этого).

Я ради интереса пересмотрел старинные планы города Астрахани в поисках обозначений на них погостов того времени. Под катом ниже выкладываю их, также их можно посмотреть у меня на Яндекс.Фотки




1820 год



1876 год



1909 год



Нач. 20 века

На картинке ниже приведены примерные сведения по располагавшимся ранее в нашем городе местам массовых захоронений.




Напротив Старого русского кладбища на улице Софьи Перовской на месте дач и по бугру вдоль Казачьего ерика было кладбище армянское. - "После революции оно было заброшено. Надгробия, выполненные из гранита и мрамора, растаскивали, грабили могилы",- рассказывает кандидат исторических наук, краевед Эвелина КУГРЫШЕВА. 
По ее словам, в Астрахани очень много таких мест, где раньше были кладбища, а теперь - жилые дома. К примеру, район напротив поселка Приволжье, где идет улица Гагарина. В конце XIX века и до 20-30-х годов прошлого века здесь было большое смешанное кладбище. На части, которая ближе к трассе, хоронили русских, дальше - калмыков. Сейчас этот район застроен частным сектором.

В Покровской роще, где ныне инфекционная больница, раньше находился Покрово-Болдинский монастырь. Напоминанием о нем на территории туберкулезной больницы до сих пор стоят церкви святой Варвары и святой Екатерины, находящиеся в запущенном состоянии. Там тоже были захоронения. После революции, когда церкви стали закрывать, погост разрушался. Надгробные камни использовались в качестве строительного материала. 
Небольшое русское кладбище было и в районе нынешних улиц Калинина и Качуевской - рядом со стоявшей там до 1930 года Крестовоздвиженской церковью. 
- "Да и вообще практически везде, где были храмы, были и кладбища", - говорит Эвелина Викторовна. - "Например, на территории Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, что в районе Больших Исад. В 18-19 веках там хоронили представителей крупного купечества. На месте бывшего магазина «Каспий» на улице Светской был небольшой армянский погост. Рядом находилась армянская церковь."

Вот как за последние пару сотен лет изменилась эта территория.


То, о чём в своё время говорила Кугрышева, стало разгадкой для одного непонятного нам с  pryanik на момент посещения кладбища момента: нам было невдомёк, как можно использовать надгробия с соседних могил, лишь перебив на них старые надписи или просто-напросто приделав поверх новую табличку с именем почившего. Среди них было много именно чёрных мраморных с надписями на армянском.. Оказывается. их таскали через дорогу с соседнего армянского кладбища, и, возможно, с территории Покрово-Болдинского монастыря, уже заброшенных во второй четверти 20 века, но имевших много богато оформленных захоронений.

Старое русское кладбище кажется необъятным - столько здесь похоронено астраханцев. Конечно, основная масса надписей на могильных крестах относится ко второй половине 20 века (есть и отдельные подзахоронения начала 21 века), но часть из них это дозахоронения к фамильным склепам, которые ведут свой отсчёт аж с дореволюционного времени. Есть среди них и купцы и революционеры, скоропостижно скончавшиеся студенты и совсем маленькие дети, учёные и церковные чины... но мало кого не затронуло кладбищенское безвременье - содержатся в должном порядке лишь центральная аллея и некоторые знаковые захоронения, такие, как могилы писателя Селенского и профессора Лычманова, родственников Ленина и аллея героев ВОВ.



Эта проблема уже не раз поднималась и в СМИ, и на уровне Общественной палаты Астраханской области (1, 2, 3), однако вопрос «Об эксплуатации и содержании центрального городского кладбища в г. Астрахани» до сих пор так и остаётся нерешённым, хотя в том же уставе МО «Город Астрахань» определено, что в составе своих полномочий администрация г. Астрахани в сфере благоустройства, озеленения, санитарной очистки «ведает кладбищами, расположенными на территории города, включая планировку территории, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии мест захоронения».

Но нужно признать, что хоть в царские времена и не было такого вандализма в отношении памяти предков, какое можно было наблюдать на протяжении последних лет девяноста, уже тогда подобный вопрос тоже стоял остро и об этом также писали в газетах и говорили местные политики. В одном из октябрьских номеров газеты "Астраханский листок" 1899 года издания рассматривалась тема нового кладбища. Огромный Духосошественский бугор (по наименованию находящейся там тогда церкви) заполнился могилами до отказа и стало негде хоронить умерших. Один гласный городской Думы с юмором предложил разделить обывателей на три категории - домовладельцев и их детей хоронить во дворах домов, квартирантов, с которых домовладельцы уже содрали шкуру, - сжигать, а с которых ещё не содрали - топить в Кутуме. Чёрному народу было предложено совсем не умирать.

Но шутки шутками, а вопрос всё же пришлось решать путём расширения кладбищенской территории за счёт низины к северу от бугра, хотя некоторые гласные и утверждали, что весной во время половодья здесь бывает сильная подмочка, и покойнички будут плавать. Только вот и за солончаковую землю в низине предстояла борьба, так как принадлежала она армянской консистории.

Далее. В июле 1904 года среди вопросов, рассматриваемых гласными городской Думы, был и "О благоустройстве русского кладбища", которое находилось в ужасном запустении. За многими могилами никто не ухаживал. На старых надгробиях уже невозможно было прочесть надписи. Покосились кресты и ограды, обрушились часовни. Гласный Федор Лебедев горько замечал: "Как неуважительно мы относимся к своим предкам, можно судить по астраханскому кладбищу. Всё на свете бренно и тленно, и всё же хоть немножко внимания, хоть чуточку тревоги сердечной к забытым и покинутым могилам мы должны иметь".

Один из репортёров "Астраханского вестника" писал: "Последнее пристанище астраханцев значительно расширилось. С бугра кресты и памятники сползли в низину. Можно подумать, что это кладбище поэтов. Почти на каждом памятнике стихи..."

Число забытых могил особенно увеличилось после революции, когда и к надгробиям стали относиться по классовому принципу. Захоронение дворянина купца, священника уже предопределяло отношение к нему отдельных деклассированных личностей - особенно ярко отразил это писатель Юрий Селенский (похоронен почти сразу у входа на кладбище с левой стороны) в своей повести "Не расти у дороги", где упоминается памятник Зосимы Зараустрова ("купец 2-й гильдии, кавалер орденов и медалей, гласный городской Думы, посаженный отец общества приказчиков, устроитель и жертвователь, почетный гражданин города, основатель ТД "Зараустров и с-вья") с выцарапанными на нем кем-то словами: "Под камнем сим лежит Зосим, он пил с похмелья керосин, и он не здесь бы возлежал, но керосин подорожал".



Побродив среди "города мертвых", можно встретить различные типы надгробных сооружений: в виде стилизованных амвонов с крестом и библией, статуи и бюсты, урны и саркофаги, часовни и металлические звезды первых лет советской власти, стелы и малые архитектурные формы в виде обрубленных деревьев. Если еще не написана книга об этом "музее мертвых", где экспонатами служат могилы и кладбищенские сооружения во всем их разнообразии, то ее, несомненно, стоит написать. Кстати, все-таки, видимо, кто-то пытался провести какую-никакую их инвентаризацию: на некоторых старинных мемориалах присутствуют какие-то синие стяжки, которые, видимо, должны свидетельствовать то, что кто-то их "учел".



И да простят меня, как говорится, мои читатели, но на церкви (фамильный склеп-часовня купцов и меценатов Губиных) особо я останавливаться не буду, достаточно подробно о ней изложено вот здесь - ЗДЕСЬ. Сохранилась до наших дней, и то хорошо! Другое дело, церкви, которые до нас не дожили и были разрушены во времена борьбы советов с религией.. Мало того, что их снесли, так еще для полного счастья работников обкома партии... Хотя, давайте, расскажу вам все по-порядку. 

 



Помимо ныне действующей церкви (Иоанно-Предтеченская) на Старом кладбище существовало еще три: Духосошественская (ее приемница уже в наше время была отстроена на Рождественском кладбище), Афонская и Черниговская. Духосошественская и Черниговская располагались в непосредственной близости друг от друга и остатки фундамента последней еще вроде бы даже можно различить (в районе памятника героям ВОВ). А вот Афонская церковь находилась в самой западной части православного погоста. Место для нового храма было выбрано на Ивановском бугре, в виноградном саду, купленном монастырём у жены астраханского купца Ивана Чарина. Храм строился каменный, с каменною колокольнею в одной связи и был освящён архимандритом Мефодием 9 ноября 1757 года. Сад, в котором находился храм, был довольно обширный: с западной стороны он упирался в старое городское кладбище с деревянной церковью в честь Праведного Лазаря; с восточной стороны в угодья Покровского монастыря, расположенные на этом же бугре, где в конце XVIII века возникнет новое кладбище с Духосошественской церковью; с южной стороны он упирался в реку Кутум; а с северной в дорогу, идущую вдоль речки Луковки.

Этот сад в народе стали называть Афонским садом или Афонским монастырём, так как здесь постоянно жили монахи из Спасо-Преображенской обители. Здесь, в Афонском саду, возле храма было устроено монастырское кладбище, где хоронили, по их желанию, представителей именитого астраханского купечества. Судьба Афонского храма, как и прилегающего к нему монастырского имения, была решена в 1874 году, когда Указом Святейшего Синода от 9 октября за № 2829 и церковь, и сад со всеми находившимися в нём строениями были переданы в ведение Покрово-Болдинского монастыря. Правда, вслед за передачей Афонского сада Покрово-Болдинскому монастырю сразу же возник вопрос о приобретении его городским кладбищем. Городское кладбище, расположенное к востоку от Афонского сада, к тому времени было уже переполнено захоронениями и срочно требовалось его расширение. Городская управа была очень озабочена этим вопросом, и внимание её обратилось на смежное с кладбищем «Афонское подворье».

В 1875 году городской голова вошёл к Астраханскому епископу Феогносту (Лебедеву) с ходатайством о безвозмездной уступке монастырского «Афонского подворья» городу. Владыка посчитал возможным уступить это подворье под городское кладбище, но заявил, что вопрос этот может решить только братия Покрово-Болдинского монастыря во главе с архимандритом Августином. Архимандрит согласился на уступку городу подворья с церковью Афанасия Афонского, но за определённую сумму в 4 500 рублей. Преемник владыки Феогноста на Астраханской кафедре епископ Хрисанф (Ретивцев) 5 июля 1875 года обратился с прошением на отчуждение этого монастырского участка в ведение городского общества, и, когда разрешение это последовало, Афонская церковь, со всем к ней прилегающим местом и строениями, сделалась собственностью города. Вся территория Афонского сада постепенно была занята захоронениями, а церковь Афанасия Афонского стала городским кладбищенским храмом, приписанным к Духосошественской церкви.

В 1923 году Духосошественский храм был захвачен обновленцами, другие два кладбищенских храма стояли запечатанными, так что церковь Афанасия Афонского оставалась единственным православным храмом на кладбище. К тому же с захватом обновленцами близлежащих приходских Михаило-Архангельского и Введенского храмов прихожане этих храмов вынуждены были перейти в Афонскую церковь, которая стала играть роль приходской. В 1932 году церковь Афанасия Афонского была закрыта и разобрана на кирпич, как и Духосошенственская. Долгое время напоминанием о ней был трёхэтажный каменный церковный дом, когда-то служивший жилищем для священнослужителей этого храма. В 70-х годах ХХ столетия западная часть старого кладбища, где когда-то стоял Афонский храм, была снесена вместе с бывшим церковным домом. На сохранившуюся часть кладбища были перенесены останки некоторых священнослужителей, некогда похороненных около церкви Афанасия Афонского, остальные захоронения были уничтожены. На месте кладбища построили гаражи для работников обкома партии, сохранившиеся до нашего времени (Большой гараж Администрации).

Понятно, что обойти всю территорию Старого русского кладбища не получилось бы, но приблизительный наш с Алексеем маршрут можно увидеть ниже на скане Яндекс-карты с фотокадрами, отснятыми в тот день. Было бы ещё лучше вновь посетить его и пробраться в те места, куда мы не смогли попасть в первый раз. Но не будем загадывать наперёд... Тем более, что в нашем городе есть ещё два других старинных кладбища - Мусульманское и Еврейское!



ЗЫ. Полный фотосет оставлю на третью, заключительную часть моего повествования! :)))

захоронения, astrakhan museum, склеп, астраханская область, tomb, туризм, погост, астрахань, памятник архитектуры, храм, церковь, astrakhan, память предков, #астрахань, old astrakhan, кладбище, могилы

Previous post Next post
Up