Долгое время казалось, что Плиний Сальгаду (Plínio Salgado) займет должное место в литературе. Друг писателя-модерниста Менотти дель Пиккья, увлекался поэзией. В 22 года написал самый цитируемый своими последователями сонет - "Песнь орлов" (Canção das Águias), где есть такие строчки - призыв к бою:
Grita, forceja, anseia e combate impoluta! Кричи сильнее, невежливо томиться, сражайся!
Morre a lutar! Умри, сражаясь!
Morre na luta! Умри в бою!
Mas, antes de morrer, tenta ainda voar! Но перед смертью все-таки постарайся взлететь!
Иллюстрация Fábio Dias/Superinteressante
Плиний Сальгаду родился в 1895 г. в небольшом городке Сан-Бенту-ду-Сапукаи, в сельской местности Сан-Паулу, его отец - полковник, мать - учитель начальной школы. Свои первые литературные работы он опубликовал в еженедельной газете, которую сам же о основал - "Коррео де Сан-Бенту" (Correio de São Bento - почта Сан-Бенту). Его по-настоящему серьезной работой стала книга "Иностранец" (O Estrangeiro). Однако Сальгаду с дества мечтал и о политической карьере. Так, в В 1918 году он помог основать Муниципалистическую партию (Partido Municipalista), которая объединила местных лидеров из Вале-ду-Параиба. Дальше его политические амбиции привели в Сан-Паулу.Политические наклонности привели его в Сан-Паулу. Там он работал в газете "Коррео Паулистано" (Correio Paulistano - букв. почта Сан-Паулу). Он познакомился с идеями модернистского движения, особенно ему импонировало идеи крыла, ценящего национальную культуру, т.н. "зелено-желтых". Затем он создал Группу Анта (Grupo da Anta - Группа Тапир), по мнению Плиния, тапир был важен в традиции народа тупи, и все больше посвящал себя работе на благо "националистической революции".
Возможно, книга, которая лучше всего объединяет два главных интереса в жизни Сальгаду, это сборник с наводящим на размышления названием: "Литература и политика", выпущенный в 1927 году. Это эссе, в которых утверждается, что изменения, наблюдаемые на протяжении всей истории, определяются двумя традициями. Другими словами, необходимо было, чтобы мыслители страны "пробудились" к новой литературе и новой политической мысли. К этому времени Плиний уже начал приближаться к концепциям единства нации, которые были в моде в Европе. В случае с Бразилией, Плиний утверждал, что надо возвеличивать индейцев тупи - аутентичных представителей национальной идентичности. Если нацисты стремились к расовой чистоте, то путь к формированию "законного" бразильского народа - мисцегенация*. В 1928 году он был впервые избран на политическую должность: представителем штата в Сан-Паулу от Республиканской партии Паулиста.
*Мисцегенация - термин, предложенный Ю.В.Бромлеем для обозначения процессов взаимодействия и слияния различных в расовом отношении этнических групп путем распространения смешанных в этнорасовом отношении браков. В этом смысле мисцегенация получила большое распространение в странах Латинской Америки, особенно в Бразилии, где европеоидные группы переселенцев (прежде всего - португальцы) смешались с аборигенами - монголоидными индейцами и с привезенными из Африки негроидными рабами. Широкого распространения термин не получил.
Сальгаду окончательо склонился к правым, после визита в Италию в 1930 году, где он близко познакомился с режимом Бенито Муссолини и пришел к выводу, что подобная система приведет Бразилию к прогрессу. Любопытно, что Сальгадо вернулся из Европы 4 октября, на следующий день после революционного движения, которое привело к власти Жетулио Варгаса. Плиний поддержал Жулио Престеса, оппонента Варгаса на выборах.
Солдаты Бога и Родины.
Недемократический захват власти Варгасом привел к тому, что федеральное правительство начало "флиртовать" с фашистскими идеями, столь дорогими Плинию Сальгаду. Но он понимал, что для достижения такого тоталитарного государства, как Италия, необходимо движение вперед. Так, в 1932 году с документом, известным под названием "Манифест октября" (Manifesto de Outubro), была основана Ação Integralista Brasileira (AIB - Бразильское движение интегралистов), которую основали Сальгаду, Мигель Реале (Miguel Reale) и Густаво Баррозу (Gustavo Barroso). Плиний был выбран национальным руководителем движения.
Движение возвеличивало национализм, нападало на коммунизм, призывало к необходимости создания единой национальной партии и в нем звучали оттенки антисемитизма. Хотя, открыто, они не проповедовали о притеснении евреев, однако, в интегралистских документах утверждалось, что экономическая разруха тех лет, последовавшая за нью-йоркским фондовым кризисом 1929 года, была вызвана "международным капитализмом" во главе с иудеями. Организация также разработала свои собственные символы,например, зеленый цвет, определенные приветствия и нарукавные повязки, напоминающие нацистские. "Интегралист - это солдат Бога и Родины, новый человек Бразилии, который построит великую нацию",- обещало AIB.
Интегралисты также мечтали об "органической демократии", в которой голоса будут уже не индивидуальными, а представлять сектора общества - как правило, классовые организации. Согласно философии интегрализма, профсоюзы были бы более подходящими для представления интересов граждан, чем существующие партии. В некоторых отношениях идеология была близка к мышлению нацистской партии в Германии, которая также имела "филиалы" в Бразилии. В некоторых городах штаб-квартиры обеих организаций функционировали бок о бок.
Несмотря на эту близость, движение интегралистов пыталось, по крайней мере, публично - дифференцироваться от немцев. Для внерения своей националистической идеологии необходимо, чтобы она рассматривалась как полностью национальное движение, а не как побочный продукт чужих идей. Между AIB и нацистами действительно существовали определенные различия, такие как концепция расовой принадлежности и участия в политической жизни. Нацисты не были заинтересованы в участии в выборах в Бразилии, а вот AIB всегда выдвигал кандидатов. Что касается вопосов расы, то политика смешения, поощряемая интегралистами, вызывает у нацистов дрожь.
Интегралисты добились стремительного успеха в быстро меняющейся Бразилии. Интегралисты быстро завоевали сторонников не только среди мужчин из среднего класса, но и из групп, которые до этого времени не имели голоса в политике, таких как женщины, чернокожие и молодые люди. С одной стороны - коммунисты и их Национально-освободительный альянс. С другой стороны, как консервативная альтернатива режиму, интегралисты.
В 1970-х годах историк Элджио Триндаде (Hélgio Trindade) взял интервью у бывших членов AIB об их мотивах вступления в движение: антикоммунизм, восхищение европейским фашизмом и оппозиция режиму Варгаса были главными причинами. Через год после основания AIB более 40 000 человек вышли на улицы Сан-Паулу, чтобы поддержать кандидатуру юриста Мигеля Реале, до сих пор малоизвестного, в Учредительное собрание 1934 года. В 24 года Реале не был избран, но... В 1936 году - успех интегралистов на выборах, а сам год стал называться "зеленым годом": из числа AIB выбрали 20 мэров и около 500 членов совета, в дополнение к четырем депутатам штата, получив 250 000 голосов по всей стране - огромное число в то время, когда избирательное право не было всеобщим, и при том, что только 2,5 миллиона избирателей проголосовали. В этот период общее число интегралистов в Бразилии оценивалось в 600 000-1 миллион человек.
Накануне президентских выборов, обещанных Жетулио Варгасом на 1938 год, одним из сильнейших кандидатов стал Плиний Сальгаду. Он баллотировался на пост тогдашнего губернатора Сан-Паулу.
Превод статьи Maurício Brum из журнала Superinteressante (сентябрь, 2019)