Хорошо провести день в центре Москвы - это пойти на пешеходную экскурсию, которая плавно перетекая в вечер, оканчивается походом в театр. Конечно, важно, чтобы ещё и погода благоволила, но где наша не пропадала...
Итак, начинаем с озирания по сторонам на Космсомольской площади. Масса деталей, сюда действительно стоит приходить специально, быть не проездом, или по делам. Вот например часы Казанского вокзала:
"Особое место на здании нового вокзала отводилось башенным часам, дизайн которых Щусев разрабатывал лично, настояв на установке часов с боем, и даже заранее заказал соответствующий колокол. Собственноручно архитектор нарисовал и знаки Зодиака для большого голубого циферблата. В Петербурге по этим эскизам были изготовлены накладные бронзовые знаки. Правда, завершить задуманное Щусеву так и не удалось. В 1917-м все работы были приостановлены. Новые часы с колокольным боем "ожили" лишь в 1923-м, уже при другой власти. Их необычный внешний вид поначалу был воспринят неоднозначно: одним нравилась смелость автора, другие считали появление на вокзале часов-Зодиака моветоном." 2. "В прочем, все споры прекратились осенью 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы с башни вокзала был сброшен колокол. Вернуть его на место удалось не скоро - лишь спустя 30 лет. Похоже, эта цифра стала для вокзала мистической. Спустя ещё три десятилетия руководством вокзала было принято решение отключить колокольный бой за ненужностью: шум улицы заглушал звон колокола, и услышать его снаружи стало почти невозможно."
3. Трубы, несущие нынче скорее декоративную функцию.
4. Башня Казанского слегка изуродована антеннами мобильной связи. Кстати её венчает дракон, если присмотреться. Но фото не вышло.
5. Кстати, начало экскурсии было заявлено от памятника Мельникову Павелу Петровичу. Изваянный здесь при полном параде, он был русским инженером и учёным в области транспорта, почётным членом Петербургской АН (1858). В 1825 "первым по наукам" окончил институт корпуса инженеров путей сообщения и был оставлен для преподавательской работы. С 1833 профессор по курсу прикладной механики. совместно с Н. О. Крафтом разработал проект железной дороги Петербург - Москва и с 1842 возглавлял Северную дирекцию по её строительству. С 1862 главноуправляющий, а в 1866-69 министр путей сообщения, в 1870-75 член Комитета железных дорог.
6. Но Москва - город заборов и запретов, поэтому ближе всего к памятнику оказалось только так:
7. Без ложной скромности - героическая публика! Все, кто отважились придти на экскурсию в такой неблагоприятный по холоду и ветру день. Никто не дал слабины в течении 3-х часов. Спасибо экскурсоводу Марие.
8. Господин министр греет руки о всепроникающий ребрендинг госмонополии.
9. После того, как нам рассказали об истории места, на котором ныне располагается площадь - мы проследовали к Казанскому и далее на Каланчёвскую, по пути встретился вот такой впечатляющий транспорт:
10. И куда теперь этот экспонат?
11. На Орликовом переулке видим типичную реконструкцию по-московски:
12. Сам переулок хорош, не лишён растительности и дарит такие подлинно конфетно-обёрточные виды
13. Интересно противопоставление классической сталинской застройки и стеклобетона
14. Птичка-динамичка
15. Пульман V140 (вроде длиннобазные идут с литерой V, а не W) - длина 6,2 метра
16. Наконец - Садовое Кольцо, об истории которого нам также было увлекательно рассказано. Был и показ исторических фото снятых с тех же точек, где мы стояли, что всегда ценно. Что за квадратики на циферблате? Али лючки обслуживания?
17. Много автобусов-янгтаймеров в столице. Обратите внимание на отражение в водительском лобовом стекле
18. Вкусное сочетание двух доходников и высотки. Оба дома с интересной историей, которую только на экскурсии и услышишь. Восстановить информацию по интернету крайне сложно... Оба дома принадлежали магнатам, связанным с напитками. Автомашины, кстати, столь одинаковы - моноволговость 60-х, 70-х, отличалась большим разнообразием цветов и оттенков.
19. В плане заброшенности целых квартир и этажей - всё как в Петербурге.. Даром, что Садовое кольцо, цены на недвижимость...
20. Отмыть бы этот модерновый фасад!
21. Субботний этюд ранней весны, слева - Министерство сельского хозяйства РФ (бывшее здание Наркомзема)
22. Коринфские колонны усадьбы А. И. Лобанова-Ростовского
23. Усадьба Суворовых, тех самых, из которых вышел великий полководец Александр Васильевич Суворов. Граф Суворов уверял, что был он ранен тридцать два раза: дважды на войне, десять раз дома, а двадцать при Дворе.
И эти последние гораздо мучительнее первых. 24. Дом Надежды Филаретовны фон Мекк, открывшей Чайковского, Н.И. была своего рода продюсером-филантропрм. Выплачивала композитору финансовое пособие, которое позволило ему полностью сосредоточиться на творчестве. Сохранилась их тринадцатилетняя переписка. При том они ни разу не виделись. Кроме Петра Ильича в 1880-х гг. фон Мекк покровительствовала и давала помещения дома в распоряжение Клода Дебюсси, Франца Листа.
25. Усадьба Барышникова. Его именем назвали переулок, на который выходила задняя часть усадьбы (сейчас пер. Огородная Слобода). После 1812 г. усадьба перешла к С.Н. Бегичеву. Писатель А.С. Грибоедов гостил в его усадьбе в 1823-24 гг. Здесь он написал вальс и работал над комедией «Горе от ума».
26. В Советское же время правое крыло было заселено в формате коммуналок, 1-й этаж фронтона занимал вытрезвитель, над ним был клуб любителей оперы, а левое крыло было отдано под некую контору.
27. Внезапно, здание Центросоюза, построено в 1929-36 гг. по проекту архитектора Ле Корбюзье при участии П. Жаннере и Н.Д. Колли. Крупное общественное здание, сыгравшее большую роль в формировании городской среды, отличается монументальностью, укрупнённым масштабом форм и лаконизмом геометрически простых объёмов. Обширные стеклянные поверхности главного уличного фасада контрастируют с глухими стенами, облицованными фиолетово-розовым туфом. Здание опирается на мощные столбы, первый этаж первоначально не был застроен, поэтому яснее ощущалось мастерство инженерного расчёта, позволившего сосредоточить всю нагрузку в нескольких узловых точках конструкции. Задний фасад здания, ныне выходящий на просп. Академика Сахарова, благодаря своим монументальным формам, также воспринимается как главный, но решён совершенно иначе: по контрасту к плоским поверхностям, преобладающим в остальных частях здания, в нём эффектно сопоставлены объёмы конференц-зала и группы клубных помещений, отличающиеся особой массивностью и пластичностью скруглённых форм.
28. Палаты XVII в. (Докторский корпус). С 1829 г. принадлежали Императорскому Московскому почтамту. Перестраивались в нач. XVIII в., во 2-й пол. XIX в. и в нач. 2000-х гг.
29. Ну и напоследок. В каком ещё городе мира...
30. Попарт в массы вписывается на ура.
31. Вновь транспортёрная тематика.
32. Как бы то ни было...
Спасибо за внимание! Ходите на
Прогулки по Москве. (Не реклама, совет.)