Originally posted by
tanjand at
Хрупкое совершенство
В Бостоне, одном из самых старых городов США, когда-то открылся первый в Америке и известный всему миру университет - Harvard. А в постоянной экспозиции в стенах Гарварда - находится уникальная коллекция, и жемчужиной в ней - экспозиция “The Glass Flowers of Harvard”. Эта выставка поражает даже самого взыскательного зрителя. Работы, переливающиеся волшебными цветами, стекло, полное магического смысла. Уникальное, знаменитое и неповторимое стекло.
Стеклянных дел мастера отец и сын Леопольд и Рудольф Блашки (Leopold and Rudolf Blaschka) в работали с 1863 по 1936 гг. и создали для музеев всего мира несколько тысяч (!) потрясающе реалистичных моделей растений и животных, включая знаменитую серию стеклянных цветов в Ботаническом музее Гарвардского университета/Harvard Museum of Natural History.
Они скромно называли себя "ремесленниками на службе естественной истории". Но их труд справедливо считается "художественным чудом в области науки и научным чудом в области искусства".
Leopold Blaschka (1822 - 1895) родился Северной Богемии, в небольшом городке Bohmisch Aicha (ныне Cesky Dub) в семье, несколько поколений которой занималось обработкой стекла, металлов и драгоценных камней.
Способного мальчика обучили ювелирному и стеклодувному делу и он присоединился к семейному бизнесу по производству украшений и стеклянных глаз по заказам таксидермистов.
Но его страстно интересовала естественная история.
В 1853 году Леопольд отправился в морское путешествие в Соединенные Штаты, изучая и зарисовывая в пути беспозвоночных морских животных, которых позже он будет использовать в качестве моделей.
В 1863 году семья переехала в Дрезден, чтобы дать лучшее образование сыну, Рудольфу. Здесь Леопольд начал делать стеклянные модели экзотических цветов и получил заказ от местного аристократа Камилла де Рогана на создание 100 копий его коллекции орхидей.
А после выставки в Дрезденском музее естественной истории стеклянных моделей морских анемонов - его труд стал и коммерчески жизнеспособным.
Трехмерные цветные стеклянные модели превосходили, конечно, цветные рисунки, гербарии, черно-белые фотографии или макеты из папье-маше, используемые ранее. И Леопольд стал получать заказы от музеев, аквариумов и частных коллекционеров по всей Европе.
К тому времени, Рудольф присоединился к своему отцу в мастерской, где они работали в одиночку без помощников. Некоторые их произведения были основаны на иллюстрациях, найденных в ботанических трактатах, для других пригодились собственные воспоминания Леопольда.
В последующие годы, когда семья стала богаче, стали приобретаться живые образцы, для которых был специально построен аквариум у них дома в Дрездене.
В 1888 году каталог работ, опубликованный агентом Blaschka в США Генри Уордом, представлял уже более 700 моделей: кальмаров, осьминогов, каракатиц, актинидий и бесчисленное множество видов медуз.
Леопольд и Рудольф начинали процесс создания своих моделей с весьма подробных чертежей (многие из которых сохранились в архиве Rakow Library at the Corning Museum of Glass в США).
Методы и оборудование были довольно простые. Каждая изысканно сложная вещь была сделана путем спайки или склеивания цветных кусочков стекла. Щупальца и жабры или детали цветов скреплялись с помощью мелких медных проводов, бумаги и воска. С нижней стороны модели подкрашивались пигментом, для создания текстуры использовалась также стеклянная пыль
Многие из моделей Blaschka выставлены на всеобщее обозрение в витринах из вишнёвого дерева в Гарвардском музее естественной истории. Другие - годами пылятся в запасниках как в Национальном музее Уэльса в Кардиффе. Лондонский научный музей продал свою коллекцию в 1920-х годах, когда прошла викторианская мода на стеклянные изделия...
Очень и очень много погибло во вторую мировую при бомбёжках и пожарах, - в Дрездене не осталось ничего и только в 2000 году там была основана ассоциация "Naturwissenschaftliche Glaskunst Blaschka-Haus V е" с целью создать музей-мемориал Blaschka.