Оригинал взят у
nikolai_gramota в
Сормовский.
Сормовский.
12 марта 1911 г. в поезде на Николаевской ж. д., во время пробной поездки с паровозом 1-3-1 С проходило заседание Комиссии подвижного состава и тяги под председательством Н. Л. Щукина…
В это время по дорогам колесило множество паровозов самых разных конструкций, самых различных серий: были тут и «Б», и «Г», и «К», конечно же, еще и «Ч», и «О», и «Щ» - в общем, алфавит изучать можно было.
Все вышеперечисленные машины развивались последовательно. Не таким был паровоз серии «С». Уже изначально его конструкция была новаторской. Конструкторами были блестяще решены множество задач. Может, именно поэтому он оказался лучшим пассажирским паровозом России. 6 октября 1913 года паровоз серии «С» с девятью четырехосными классными вагонами преодолел расстояние Москва - Санкт-Петербург за 7 часов 59 минут (без учета остановок за 7 часов 30 минут). Несмотря на поднявшуюся метель, поезд развивал порой скорость 125 км/ч. На следующий год планировался пробег с одной остановкой за 6 часов. В то время для скоростного движения на Николаевской дороге предназначались два типа паровозов: «С» и «Ку». Но «Ку», даже снабженный топливом для скоростного движения, работал на пределе, ему с трудом удавалось поддерживать среднюю скорость в 85 км/ч.
За создание этого паровоза были вынесены благодарности его конструкторам: Б. С. Малаховскому, С. И. Михину и Г. Соколову. Как в официальной, так, надеюсь, и в материальной форме…
Первая мировая война не дала осуществиться 6-ти часовому пробегу. Затем революция, гражданская война, разруха. Вагонов, паровозов - всего не хватало, приходилось даже брать машины с кладбища техники и ремонтировать их. К 1924 году стали обновлять парк грузовых локомотивов. Паровоз серии «С» уже не удовлетворял возросшие требования. 2-3-1 «Лп» хоть и был тогда самым мощным пассажирским паровозом, но был приспособлен к жидкому топливу, что не соответствовало основной массе перевозок. Новая многообещающая машина с колесной формулой 2-4-0 «М» еще только разрабатывалась и была далека от завершения. Забегая вперед, скажу, что она так и не оправдала надежд и была неудачной. В силу всего вышеперечисленного решили модернизировать серию «С». Наиболее годной для такой работы оказалась модификация «Св».
Рис. Паровоз серии «Су»
Разработка проекта и постройка первых паровозов были проведены на Коломенском заводе под руководством К. Н. Сушкина. Количество изменений в конструкции было столь значительно, что можно смело утверждать: это была самостоятельная конструкция, получившая название Сормовский усиленный - «Су». Так получился лучший пассажирский паровоз Советского Союза. Он имел пять межсерийных выпусков, постепенно избавлялся от архитектурных излишеств, приобретал дополнения - такие как фонарь на будке машиниста, дымоотбойники на модификации «Сум». Его можно увидеть во многих старых фильмах. Во время Великой Отечественной войны он водил санитарные эшелоны, а до войны и после - пассажирские поезда. Наибольшая мощность и экономичность у него была на скорости 80 км/ч (в отличие от «С» Малаковского, там лучшие показатели были на скорости 120 км/ч). Именно поэтому «С» - скорее курьерская машина, а «Су» - до последнего винтика пассажирская, хотя скорость 120 км/ч была вполне досягаема.
Как вы видите на изображении, это очень красивый паровоз. Еще бы, ведь создатель «С» Малаховский был не только хорошим инженером, но и талантливым дизайнером. «Су» вполне сохранил фамильные черты. К сожалению, до наших дней дошел лишь один паровоз серии «С» в полурабочем состоянии (сильно изношен котел), он находится в железнодорожном музее Санкт-Петербурга. А вот «Су» сохранилось побольше. На изображении «Су» 250-64 из Ростова-на-Дону, он приезжает на парады и красуется там.
Вот такая история получилась про первый пассажирский паровоз, разработанный и построенный в Советском Союзе. Любопытно, что история этого паровоза началась задолго до его создания. Ну, если вы еще не обалдели от моих рассказов, то в следующей главе я постараюсь рассказать о легендарной машине…
Николай Грамота
Ред. Нина Гулиманова
Иллюстрации:
http://boji.35photo.ru/