Фильм поразил меня не столько содержанием, сколько формой. Поэтому я села и тут же накатала про это текст.
В своем документальном фильме о творчестве Йоджи Ямамото Вим Вендерс прибегает к очень необычному использованию известной техники полиэкранов. А именно - снимает один маленький экран на фоне другого, большого. То есть, делает это физически, а не с помощью хитростей монтажа. Этот прием используется в фильме очень часто, что приводит к интересным размышлениям.
Полиэкран как внутрикадровый монтаж. Это - самое первое, что приходит в голову при виде одного экрана, наложенного на другой. Одно изображение значительно меньше другого, на нем показано другой видеоряд, снятый с другой крупностью. Это может быть сидящий человек (маленький экран) на фоне города за окном автомобиля (большой экран), или это может быть тот же сидящий человек на фоне крупно снятой книги.
В таком случае разность планов, крупностей придает изображению глубину и динамику, что как раз и достигается внутрикадровым монтажом. Более того, в некоторых моментах режиссер двигает маленький экран на фоне большого, чтобы тот не заслонял что-то важное. То есть, мы становимся прямыми свидетелями внутрикадрового монтажа, а не просто наблюдаем его результат.
Полиэкран как контрапункт, сопоставление, наложение. В одном из кадров мы наблюдаем сразу три изображения, сложенных в одно. В данном случае звук определяет главный экран, он доминирует над звуками других видеорядов и придает одному экрану первостепенное значение.
Вкладывая одно изображение в другое, как матрешку, режиссер состыковывает их посыл, смешивает их разные временные линии, различие размеров экранов также играет свою роль. В кадре, приведенном выше, доминирующим является самый маленький экран, с которого слышен голос героя, дающего интервью. Показ мод (на самом большом экране) и герой за работой (на среднем) обрамляют его и придают дополнительный смысл.
Полиэкран как визуализация закадрового голоса. Закадровый голос - один из самых часто используемых приемов в документальном кино. Обычно сцена начинается с интервью героя, потом остается только его голос, а на экране появляется какое-то другое изображение (чаще всего визуализация того, о чем говорит голос за кадром).
Однако, в этом фильме второй экран служит как раз тем самым закадровым голосом - и приобретает дополнительное значение, ведь смысл не редуцируется до звучащих слов, остается и говорящий их человек. И все же режиссер пытается немного приглушить яркость высказывания своего героя - экран с интервьюируемым всегда меньше, а порой и вовсе пропадает, как это и принято, оставаясь только в звуке.
Полиэкран как точка зрения. Несколько раз в фильме появляются книги. Герой что-то рассказывает про фотографии из альбома, демонстрируя их перед камерой. Этот видеоряд потом накладывается (тем же маленьким экраном) на то, как режиссер сам листает эти книги.
При этом режиссер не всегда останавливается на тех же страницах, что и его герой. Он может произвольно листать альбом, показывая зрителю другие страницы, обложку книги. Таким образом автор добавляет в этот эпизод и что-то от себя, свой собственный интерес к этим фотографиям.
Полиэкран как авторское высказывание. Очень часто в кадрах с полиэкраном режиссер держит маленький экран в руке. Это можно отнести к одной из тем, поднимающихся в фильме: о важности творить своими руками. Герой - модельер и дизайнер - постоянно работает руками, режиссеру же не так часто удается это делать. Руки в кадре (двигающие предметы, листающие книгу, передвигающие экран) обретают особый смысл.
Но также своим присутствием в кадре режиссер обыгрывает и другую тему. В фильме он пытается найти параллели между работой Йоджи, как модельера, и своей собственной. Он постоянно сравнивает одно ремесло с другим. Поэтому совершенно неудивительно, что полиэкран иногда возникает в исключительно киношном обрамлении: монтажный стол, визир камеры.
Этим автор приближает себя к своему герою, к теме фильма, делает его более личным. В какой-то момент режиссер даже целиком попадает в кадр (не постановочное интервью, а случайное отражение в зеркале - тоже своего рода полиэкран).
Третья тема, которую автор выражает именно посредством полиэкрана - это противостояние (и сочетание) старого и нового. А именно, съемки на пленку и на видеокамеру. В кадрах с двойным изображением одно из них - видео материал, другое - снято на пленку. Как классика и самый писк моды, как что-то, что никогда не устаревает, и новая популярная тенденция. Их соседство, постоянное соперничество на экране тоже отображает авторскую позицию: он никак не может выбрать что-то одно.
Полиэкран как соединения разных мест и времени. Место действия в фильме постоянно перекидывается между Парижем и Токио. Это даже косвенно заявлено в названии. И вот с помощью полиэкрана режиссер может монтировать эти города в стык и объединять одним и тем же интервью. Это важный момент для раскрытия героя фильма. Также мы видим, как соединяются день и ночь (чаще можно видеть, как такие склейки объединяют закадровым голосом).
Внутрикадровый монтаж как полиэкран. И под конец, возвращаясь к внутреннему монтажу, можно выделить короткие моменты интервью с Йоджи, где сама локация работает как полиэкран.
На переднем плане, как и во всех вышеописанных примерах, мы видим и слышим рассказчика, а на заднем происходит какая-то другая жизнь. Создается эффект наложения планов и смыслов.
Все приведенные примеры интересно рассматривать как творческий подход к документальному фильму. Ведь так часто мы сталкиваемся с говорящими головами и монотонным закадровым голосом диктора. Столько разных применений одного простого приема действительно выявляет руку мастера. И если учитывать, что в самом начале режиссер говорит, что брался за этот фильм с неохотой и пренебрежением к теме моды, тем удивительнее наблюдать, насколько интересный фильм получился в результате.