Вероятно, именно с иллирийским фактором следует связывать то, что пеоны никак не упоминаются в связи с кризисом в Македонии до 360 г. до н.э.
Историю иллирийцев писать крайне сложно. Этот древний народ занимал территории Северной Албании, Хорватии, Черногории, Словении, Боснии и Герцеговины, как минимум большей части Сербии. Ядром иллирийских племен всегда были земли Северной Албании и прилегающих к ней современных югославских государств. К иллирийцам многие историки относят также паннонские племена, занимавшие современную Венгрию и дарданов, занимавших территорию совр. Косово, к северу от Пеонии. Воинственные, разделенные на множество враждующих племен, они так и не сумели создать какого-то государственного объединения, сравнимого с Македонией, Пеонией или Одрисским царством во Фракии. Это не мешало им периодически становится доминирующей силой на западе Балканского полуострова. Ведущие достаточно примитивный образ жизни, иллирийцы в тоже время были своего рода законодателями моды на севере Балкан. Они также были носителями восточного варианта т.н. Гальштатской культуры. А.Г. Кузьмин связывал с "северными иллирийцами", к которым относил вандалов и ругов, происхождение "изначальной руси". С иллирийцами древнерусские летописцы связывали происхождение славян.
Во времена Геродота и вероятно несколько раньше на юго-востоке Адриатического моря, на границах Северной Греции и Македонии, доминировал племенной союз энхелеев, которые были настолько приобщены к греческой культуре, что считали своим прародителем героя Кадма и его супругу Гармонию. Во всяком случае, грекам была известна версия, что, натерпевшись бед на старости лет, эта полубожественная парочка покинула Семивратные Фивы и ушла в Иллирию, где превратилась в драконов. Энхелеи были настолько круты, что даже совершили набег на Элладу, но подробностей у нас нет. Ко времени их возвышения в греческом мире уже получил распространение термин «иллирийцы» в качестве общего наименования варварских скотоводческих племен Западных Балкан, что намекает, что в пограничных землях до энхелеев рулило племя иллирийцев или иллиров. В дальнейшем оно никуда не делось, проживая на побережье Адриатического моря, не привлекая особого внимания к себе. За исключением энхелеев только ардиэи, дерзнувшие бросить вызов римлянам, станут настолько заметными, что их имя будет как-то выделяться на фоне многочисленных племен, объединявшихся периодически в большой союз, который греки просто и без затей предпочитали наименовать «иллирийцами», так как им лень было разбираться какое племя теперь сумело подмять под себя прочих.
Традиционным объектом вторжений иллирийцев была Македония. Словно специально для этого природа создала коридоры для таких вторжений, ведущие вдоль больших рек, бегущих с гор к Фермейскому заливу. Археологические исследования Нижней Македонии позволяют предполагать, что иллирийцы в VIII веке до н.э. контролировали едва ли не всю страну, поделив ее между своими кланами, но были вытеснены вторгнувшимися аргеадами. Борьба с иллирийцами была главным содержанием легендарных царей македонской династии Теменидов/аргеадов. К примеру, Юстин в своей эпитоме труда Помпея Трога сообщает, что война с иллирийцами начинается уже при втором (у Юстина - при третьем) царей династии, Аргее, сыне Пердикки: «Аргей, правивший царством с умеренностью и пользовавшийся любовью народа, оставил Филиппа своим преемником, который перед своей безвременной смертью назначил своим наследником Аэропа, еще младенца. (6) Но в это время у македонян непрерывно шли войны с фракийцами и иллирийцами. Закалившись в этих боях, точно в ежедневных воинских упражнениях, македоняне внушали своим соседям страх славой о своих бранных подвигах. (7) И вот теперь иллирийцы решили использовать то обстоятельство, что в Македонии царем оказался младенец, и пошли на македонян войной. (8) Когда же македоняне были разбиты [в одной битве], они вынесли своего царя в колыбели, поставили ее сзади своей боевой линии и с ожесточением возобновили бой, (9) как бы считая, что они были побеждены потому, что сражались не пред лицом Своего царя, (10) а теперь победят, так как их вера укрепит их волю к победе. (11) В то же время владела ими и жалость к ребенку, который, как казалось им, по их вине превратится из царя в пленника, если они будут побеждены. (12) Итак, снова завязав сражение, они в жестоком бою рассеяли иллирийцев и этим доказали своим врагам, что и в предыдущем бою македонянам не мужества недоставало, а царя» (Just. VII, 2, 5-11).
В эпоху Аминты I и Александра I, расширявших границы Македонии за счет соседних племен, о конфликтах с иллирийцами ничего не известно. Начиная с эпохи Пелопонесской войны у нас появляется подробная летопись иллиро-македонских войн, существенно расширяющая наши знания о истории Западных Балкан. В 423 г. до н.э. против Пердикки II восстали линкесты во главе со своим царем Аррабеем в Верхней Македонии. Пердикка решил использовать против них иллирийских наемников и по договору о союзе к нему прибыл спартанский полководец Брасид, решавший на фракийском побережье важную задачу по защите халкидских полисов от Афин. Иллирийцы, прибыв в Македонию, предпочли встать на сторону линкестов, у которых с ними вообще были какие-то особые отношения, и вместе пограбить более богатые владения македонского царя. В конечном итоге македоняне бежали, бросив Брасида. Тот сумел вывести свои войска, вновь продемонстрировав превосходство греческой фаланги против нестройного войска варваров (Thuc. IV, 124-128). Четверть века спустя, около 393 г. до н.э., иллирийцы и линкесты, пользуясь смутой в Македонии, вновь вторглись в Нижнюю Македонию. Аминта III, отец Филиппа II, бежал в Фессалию. Иллирийцы посадили на трон Аргея. Через 2 года Аминта вернулся с помощью фессалийцев, заключил брачный союз с линкестами и договорился с иллирийцами, которым платил дань. Так начинается период иллирийской гегемонии, продолжавшийся вплоть до 358 г. до н.э.
В 385 г. до н.э. в сферу влияния иллирийцев попадает Эпир, населенный племенами, родственными более культурным эллинам, но по образу жизни близкий скорее к своим северным соседям из Иллирии и Македонии. В начале IV в. до н.э. в этой стране господствовали молоссы, царем которых был Алкета. Его изгнали соплеменники и царь обратился за помощью к могущественному сицилийскому тирану Дионисию Сиракузскому. Дионисий в союзе с иллирийцами возвращает на трон Эпира Алкету. Иллирийцы на этом не остановились и продолжили грабить страну, перебив более 10 000 эпирских воинов. От полного разорения Эпир спасло только вмешательство спартанцев.
По всей видимости, Аминта Македонский продолжал выплачивать дань иллирийцам до самой своей смерти. Во всяком случае, после его смерти это продолжал делать его сын и наследник Александр II, а потом, судя по дальнейшим событиям, Птолемей и Пердикка III. Молодой и горячий Пердикка, видимо, решил отказаться от этой позорной и обременительной обязанности. В ответ, около 360-359 г. до н.э. иллирийцы и их верные союзники линкесты вновь вторгаются в Македонию. Пердикка пал в бою, а с ним 4000 македонян.
Тут то на македонский престол и восходит Филипп II. Ему удалось собрать новое войско и в 358 г. до н.э. разгромить иллирийцев, потерявших в битве 7000 воинов (Diod. XVI, 4). В связи с этим мы узнаем имя человека, виновного в этом почти сорокалетнем периоде иллирийского величия. Его звали Бардил.