О том, к какому племени принадлежал Бардил мы не знаем. Есть две основные точки зрения. Английский исследователь греческой, македонской и иллирийской истории Н. Хаммонд, на основании малопонятной фразы Юстина, как я понимаю, предположил, что Бардил был царем дарданов, объединивших юго-западных иллирийцев под своей властью. Югославская исследовательница Ф. Папазоглу, чей взгляд мне кажется более обоснованным, связывает Бардила с юго-западными племенами. Возможно, что Бардил был вождем собственно иллиров.
Более-менее уверенно можно утверждать, что он не был предводителем таких известных и крупных племенных групп иллирийцев как тавлантии и ардиэи. Также можно вполне обосновано предполагать, что он не имел отношения к ранним иллирийским династиям, которые оставили свои некрополи к северо-западу от Охридского озера (Радолиште; Н. Хаммонд отождествляет их с энхелеями) и более богатый к северу от озера Преспа (Требениште; по Н. Хаммонду - принадлежал атинтанам). Последним также принадлежали знаменитые в древности рудники Дамастии. Между двумя некрополями всего 10 км. На основании одного испорченного фрагмента у Страбона, который использовал, судя по всему, информацию Гекатея (рубеж VI-V вв. до н.э.), можно предполагать, что оба правящих клана в конечном итоге объединились. Причем, логично предположить, что первенство принадлежало более богатым вождям из Требениште. Этот род Страбон называет «Перисадиестами». Имя «Перисад/Берисад» встречается у фракийских правителей в районе Пангея, имевших вероятно одрисское происхождение. Фракийское происхождение династии Требениште подтверждает также погребальная маска из золотой фольги, характерная для фракийских погребений. О том, что «Дом Энхелеев» приходит в упадок свидетельствует также то, что их могильник прекращает функционировать уже в начале V в. до н.э. Однако, «Перисадиесты» недолго переживали расцвет. Приблизительно после 475 г. до н.э. на Требениште исчезают богатые захоронения, а к концу века, когда активизируются иллирийцы Бардила, это кладбище перестают использовать.
Также у нас нет никаких надежных данных о том, к какой социальной группе принадлежал Бардил. Судя по всему, единственным из древних авторов, кто достаточно подробно писал об этом правителе, был историк Феопомп, посвятивший свою «Историю» деяниям Филиппа. Цицерон писал: «Так благодаря справедливому дележу добычи и иллирийский разбойник Бардилис, о котором пишет Феопомп, имел большие богатства» (Cic. de off. II 11). Это единственное свидетельство о раннем периоде жизни Бардила. Из него следует, что этот человек сделал головокружительную карьеру. В различных книгах и интернет-ресурсах часто можно встретить информацию, что он начинал как угольщик. Источник этой информации мне найти не удается. Однако, судя по всему, кроме справедливости и щедрости, возвышение Бардила было связано также с религиозно-мистическим фактором. Тертуллиан, скорее всего также опираясь на Феопомпа, сообщает, что во сне будущий создатель «Иллирийской империи» увидел предзнаменование своих будущих побед. Наконец, Лукиан Самосатский называет Бардила в числе знаменитых долгожителей античной эпохи. Царь иллирийцев сражался против Филиппа II в 358 г. до н.э. в возрасте около 90 лет.
Бардил не был просто удачливым вождем, который умудрился долго прожить, грабя соседей. Н. Хаммонд сравнивает Бардила с одрисским царем Ситалком и Филиппом II Македонским. Он был созидателем, стремясь придать своей империи прочное основание. Предыдущий период, на который должна была приходится и молодость Бардила (р. около 450-448 гг.), примерно с 475 г. по конец V в. до н.э., Иллирия переживала экономический упадок. Прерываются связи с Элладой и Ионией, чем собственно и объясняется упадок «Перисадиестов». При Бардиле ситуация меняется в лучшую сторону. В Дамастии и Дапарии, нахождение которой не известно, но предположительно где-то в Косово-Метохии, начинают чеканить полновесную серебряную монету по стандарту Халкидского союза. Дамастийцы экспортируют серебро также в слитках. В частности, из дамастийского серебра чеканят свою монеты жители греческой колонии Эмидамна. На основании находок монет, Н. Хаммонд заключает, что Бардилу удалось создать единое экономическое пространство, включавшее кроме Центральных Балкан Северное Подунавье. Эта экономическая зона была обособлена от традиционных зон греческой торговли. Бардил заключил союз с Дионисием Сиракузским, который стремился получить выход на этот новый перспективный рынок, основав ряд колоний на побережье Адриатики. Судя по всему, именно Бардил был также основателем крепостей Пелей и Лихнид в Озерном краю, которые потом будут захвачены Македонией.
Империя Бардила пала после разгрома Филиппом его десятитысячного войска в 358 г. Потерпев поражение, иллирийский царь был вынужден принять условия молодого македонского царя. Договор был скреплен браком последнего с иллирийской царевной Аудатой. Ее дочь Кинана и внучка Эвридика, царевны-воительницы, будут бороться за власть над Македонией после смерти Александра Великого. Иллирийцы теряли контроль над линкестами и Озерным краем. Теперь этот стратегический регион из ворот в Македонию для иллирийских набегов превратился в плацдарм Македонии для походов на иллирийские племена. Примерно в тоже время 90-летний старец, державший в страхе Македонию и Эпир на протяжении почти полувека, умирает. Ему наследует сын или внук Клит, носящий греческое имя, популярное в Македонии. Судя по всему, он был вынужден признать господство Филиппа. Однако, племя Бардила похоже утратило свое положение лидера иллирийского мира. Во всяком случае, главным противником Филиппа в 357/356 г. до н.э. выступает уже царь Граб. Его связывают с одноименным царем, заключившим союз с Афинами в 430-х гг. до н.э. и иллирийским племенем грабеев. В 356 г. он примкнул к антимакедонской коалиции, в которую также вошли халкидяне, Пеония, Афины и западнофракийский царь Кетрипор, сын Берисада. Союзники дейсвтовали разрозненно, что позволило Филиппу разбить их поодиночке. В это время начинают чеканить собственную монету пелагоны, занимавшие обширную область между пеонами, иллирийцами и Македонией. Ранее они скорее всего также входили в империю Бардила. Эпирские хаоны, подчинявшиеся царю Иллирии, теперь входят в состав Молосского царства. В последующие годы Филипп, используя свои базы в Озерном краю, окончательно присоединит к своему царству Верхнюю Македонию и будет совершать едва ли не ежегодные вторжения против различных иллирийских племен. Лишь в III в. до н.э. иллирийские племена тавлантиев на юге и ардиэев к северу от них вновь консолидируют иллирийские племена Северной Албании и Южной Югославии.
Столь мощное в военном отношении объединение как «Империя Бардила», окружавшее Пеонию с севера и запада, в сферу влияния которого входила Маккедония и Эпир, конечно не могло не сказываться на положении пеонов. О каких-либо конфликтах между иллирийцами и пеонами у нас нет данных, однако это лишь говорит о состоянии наших источников. В 360/359 г. до н.э. пеоны готовят нападение на Македонию, вероятно, не без некоего соглашения с Бардилом, но принимают дары от Филиппа и оставляют его в покое. С одной стороны, это позволило молодому царю восстановить военные силы Македонии и разгромить иллирийцев в 358-м, а с другой стороны - свидетельствует о натянутых отношениях с Бардилом пеонийского царя. Этим царем был Агис или Агид. Все что мы знаем о нем из письменных источников, это то, что вскоре после разгрома своего великого иллирийского соседа, царь пеонов скончался. Своим бездействием он породил угрозу для своего царства большую, чем когда-либо представлял Бардил.