Племенной союз франков сложился в III-IV вв. Определить первоначальный состав союза затруднительно. Он сформировался к северу от Майна из племён ампсивариев, бруктеров, хамавов, хаттуариев, усипетов, тенктеров, тубантов. Возможно, в союз вошли бродячие дружины иных германских племён. В дальнейшем образовалось два центра консолидации франков: устье Рейна с областью Токсандрии и правобережье Рейна между Липпе, Руром и Зигом. В 259-260 гг. франкские удары пришлись главным образом по районам между Рейном и Ланом. Однако основным участком прорыва стали южные районы Декуматских полей, граничащие с Рецией. Важно отметить, что вторжения III в. в пределы Империи осуществлялись всё-таки не с целью массового переселения племён, а представляли собой преимущественно набеги дружин знати или организованных по типу дружин групп разнородных племён с целью захвата добычи. Зачастую они действовали обособленно, не всегда согласовывая свои действия. Но эти набеги дружин постепенно выявляли районы наименьшего сопротивления Империи варварам. И именно эти районы в первую очередь попадали в сферу военного прорыва германцев, или становились объектом переселения .
Письменные и иные источники V века называют франками всех, кто принадлежал к народностям, образовавшим обширный племенной союз и большей частью происходившим с правого берега нижнего и среднего Рейна. Это были хамавы, сикамбры, бруктеры, ампсиварии, хаттуарии, объединившиеся первоначально в целях защиты от внешних врагов и получившие общее наименование франков. Изначально значение этого слова трактуется специалистами по-разному: “смелые”, “свободные”; со временем этот термин вобрал в себя и объединил оба эти понятия. Несомненно, некоторые из этих народностей совершали сокрушительные набеги на владения Римской империи во второй половине III века, но было среди них немало и таких, которые постепенно расселились в течение следующего века в самых северных областях Галлии, поначалу рассеиваясь в этих местах мелкими группами, чему способствовал прогрессировавший развал римских военных структур, а затем - крупными организованными массами на основе заключенного с Римом соглашения. Надо сказать, что имперские власти высоко ценили военные качества франков, подкрепленные великолепным вооружением (длинные копья, метательные топоры, франкские ангоны и дротики); многие из них стали служить Риму в составе вспомогательных военных формирований. В конце IV века кое-кто из франков - например, Рикомер, Бото, Меробод, Арбогаст - сыграли решающую роль в деятельности высших эшелонов римской государственности .
В V веке среди франков четко определяются две группы, разделенные, словно стеной, Шарбоньерскими лесами, протянувшимися от Северного Брабанта к Верхнему Камбрезису. Это группа северных племен, составлявшая несомненное большинство в южной части нынешней территории Нидерландов, в северной половине Бельгии и в северной Франции, где с этих пор и для большей части перечисленных областей навсегда их язык стал господствующим, и группа восточных племен, которая на долгое время обосновалась на берегах Рейна против Кёльна и предпринимала разрушительные набеги по течению Мозеля в направлении Трира и его несметных богатств. В результате восточные племена осели на левобережных плато - в некоторых случаях на основе заключенного с Римом соглашения, а в других - путем вооруженного захвата. К середине века эти “рейнские” франки объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. В отличие от них, северные франки, которые с IV века получили название “салических” (возможно, потому, что среди них господствовала семейная группа выходцев из Салланда - местности между Вехтом и Исселем к юго-западу от Зюйдерзее), в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам, структуры которых выполняли главным образом военные функции. Эти малые королевства были связаны между собой рядом матримониальных союзов, распространявших лишь на несколько родов право ношения длинной шевелюры и возможность передачи от отца к сыну атрибутов власти вождя. У них, как и у рейнских франков, один из сыновей короля, имя которого, как и полагается тотему, подбиралось при рождении из числа принятых в данном роду и звучащих как обещание предстоящих побед мужественному воину, наследует своему отцу в день, когда дружинники поднимают его на щите и провозглашают королем. Видимо, в результате такой процедуры Хлодвиг стал в 481 году наследником Хильдерика во главе турнейских франков .
Очевидно, что к этому времени та ветвь рода, к которой принадлежал Хлодвиг (а в середине века - это наиболее известные ее члены - Клодион, владевший Камбрезисом и южным Артуа, и Меровей, давший свое имя династии и, может быть, гораздо более реальная фигура, чем это представлялось ранее) пользовалась ощутимым влиянием на все салические княжества-королевства. Хильдерик - сын одного из этих двух членов рода, сейчас спорят, которого из них, стал союзным Риму королем, возглавил своих воинов и обеспечил их верность благодаря военной добыче, взятой в походах, которые привели его к берегам Луары, где он в 460-470 годах успешно сражался с вестготами и саксонцами. Достоверно подтверждены его связи с ннжнерейнскими тюрингами, из рода которых его жена - Базина, ставшая матерью Хлодвига. Предметы меблировки, найденные в его захоронении, заставляют предположить, что область его влияния распространилась далеко за пределы собственно Галлии. Все он оставил своему сыну вместе с приверженностью к системе ценностей, основывавшейся на традиционном германском политеизме и родовой солидарности. Так как мы знаем, к чему привела эта солидарность через два или три поколения, можно с уверенностью сказать, что Хлодвиг сделал политеизм, которым он отличался от вестготов и бургундов-ариан, решающим козырем в борьбе за власть в Галлии .
После смерти императора Майориана в 461 году Галлия была предоставлена самой себе. Власть последних императоров Западной Римской империи сошла на нет, и, как уже были отмечено выше, влияние Восточной империи стало чисто поминальным. В Южной Галлии, где возделываемые земли занимали обширные пространства, а воздействие Рима сказывалось более всего, где имелась густая дорожная сеть, а городов было больше, чем в других областях, варвары определенно составляли лить меньшинство населения. Зоны наиболее плотного их оседания расположены по линии вдоль Гаронны до Лораге (вестготы) и от Женевы до Лиона, где обосновались бургунды, которым римские власти предоставили казенные земли, а также реквизированные участки частных владений. Упадок императорской власти, непопулярность сената и его правления создавали благоприятные условия для союзных Риму королей в их стремлении к расширению своих полномочий. Теперь они претендовали, иногда со ссылкой на императорское поручение, на всю полноту власти на территории целых провинций. Они стали посылать своих чиновников и вооруженные отряды во все концы подвластных им земель, начали сами взимать налоги, а кое-где - бургунды последовали в этом примеру вестготов - приступили к созданию собственного законодательства. Однако численность их соплеменников была настолько незначительной, что успеха они могли добиться лишь с помощью примкнувших к ним галло-римлян. Сопротивление. оказанное бургундам епископами, было продиктовано не столько политическими соображениями (многие из них считали - как и преподобный отец Сальвиан - что Рим заслужил кару Божию и что варвары - наказание, ниспосланное Господом), сколько причинами религиозною характера: и Эрих, и Гундевех, и Гундобад были арианами .
На территориях, простиравшихся от устья Соммы до верховьев Рейна, варвары в этот период уже составляли большинство в двух бывших германских провинциях, где интересы безопасности империи определили наличие густой дорожной сети и многочисленных городов на высоких лесных плоскогорьях. Пожалуй, только в областях, прилегающих к Триру, в бельгийском анклаве, им было оказано продолжительное, длившееся несколько веков сопротивление со стороны латино-язычного населения, сдерживавшего постоянно возобновлявшиеся набеги рейнских франков даже после окончательного захвата ими города около 480 года. Напротив, в самых северных областях Галлии латинизация никогда не была очень глубокой, если не брать прибрежные полосы, где портовая инфраструктура и ее центральная часть, тяготевшая к Булони - морским дорогам Бретани - была в IV веке подкреплена линией оборонительных сооружений. Весь этот регион, где преобладали непроходимые дикие пространства, попал в руки салических франков, принявшихся строить свои деревянные селения вокруг бывших вилл, оставленных владельцами, а их вожди стали присваивать казенные земли, делая первые шаги к захвату полноты власти. Между Соммой, Миасом, Луарой и далекой Арморикой варваров было немного, если не считать тех, кто находился в составе боевых армий, в которых варвары составляли большинство. Одной из этих армий командовали Эгидий и Сиагрий - военачальники из ополчения. После смерти императора Майориана оба они не признавали императорскую власть. Но могли ли они считаться более законными властителями, чем короли, заключившие с Римом надлежаще оформленные союзные договоры? Экспансионистские устремления последних должны были с неизбежностью столкнуться с сопротивлением первых, обеспечивших себе надежные позиции. Когда Хлодвиг, знавший по опыту своего отца о нетронутых богатствах городов и сел Парижского бассейна и о шаткости властей, оставшихся наследниками Римской империи, двинул своих воинов по дорогам, ведущим на юг, он встретил Сиагрия на своем пути. Исход встречи решило оружие, и духовный авторитет епископов довершил остальное.
Хлодвиг - место и роль личности в истории
Основатель Франкского государства Хлодвиг I из рода Меровингов был одним из крупнейших политиков своего времени. Наряду с королем вандалов и королем остготов Теодорихом Великим, его можно назвать одним из величайших варварских правителей эпохи Великих Переселений. Никто из его приемников на франкском престоле вплоть до Карла Великого, основавшего новую династию Каролингов, не мог сравниться с этим единственным великим королем династии Меровингов. Хлодвиг был сыном короля салических франков Хильдерика и приходился внуком Меровею, полулегендарному основателю династии франкских королей, имя которого дало название целой эпохе. Он правил в 481 - 511 гг. и за эти тридцать лет создал одно из самых успешных варварских королевств на развалинах Западной Римской империи, которое единственное пережило эпоху Великих Переселений и положило начало многим современным государствам Европы, в том числе Франции, Германии, Бельгии, Голландии.
Основным источником, из которого мы черпаем информацию о деяниях Хлодвига и вообще о Галлии VI века, является «История Франков» епископа Григория Турского, который писал свой труд при ближайших приемниках Хлодвига и лично знавал как родичей основателя Франкского государства, так и других людей, которые еще помнили Хлодвига и знали его лично. Хронист VII в. Фредегар и анонимный автор VIII в., написавший «Книгу истории франков», в основном следуют за Григорием Турским в изложении событий. Кроме того, до наших дней дошли фрагменты переписки того времени и более поздние записи, основанные на источниках, которые не сохранились до нашего времени .
Повествование Григория Турского представляет собой переплетение легенд, в том числе и церковного происхождения, и реальных фактов. «История франков» задумывалась ее автором как поучение, поэтому значительное место в ней занимают наставления епископа. В этом отношении она весьма напоминает «Повесть временных лет». Хронология правления Хлодвига весьма туманна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами - за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более-менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, - это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет , можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.
Хлодвиг наследовал Хильдерику Меровингу в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. В то время франки делились на два крупных объединения - салических и рипуарских франков, которые в свою очередь состояли из более мелких «королевств», которые в источниках назывались латинским термином regna. Во главе каждого такого «королевства» стояли военные вожди - «короли» (лат. Rex). Одним из таких «королей» и стал Хлодвиг, унаследовавший власть лишь над одной из групп салических франков с центром в Турне . В 486 году он, заключив союз со своим родичем Рагнахаром, правителем салических франков, центром которых был Камбре, и правителем рипуарских франков Сигибертом, пошел войной на Сиагрия, правителя римских территорий в Галлии с центрами в Париже и Суассоне. Эта часть Галлии оказалась отрезана от оставшихся под непосредственным управлением западно-римской администрации провинций, владениями вестготов и бургундов, и находилась под управлением знатного галло-римского рода Сиагриев, представители которого носили потомственное звание командиров ополчения. После отречения последнего западно-римского императора в 476 г. Владения рода Сиагриев стали по сути независимым государством. Григорий Турский называет Сиагрия «королем римлян». В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига. Отдельные группы войска Сиагрия кое-где ещё сопротивлялись и после сражения под Суассоном, но их сопротивление было сломлено. Хлодвиг сначала содержал Сиагрия под стражей, а после того, как захватил его владения, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. Всё ещё оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с владыками городов - христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания .
В 491 году, выполняя союзнические обязательства перед Сигибертом, королем рипуарских франков, Хлодвиг выступил в поход против тюрингов (мать Хлодвига принадлежала к роду правителей тюрингов), разорявших рипуарские земли и совершавших, если верить преданиям, записанным Григорием, чудовищные жестокости. Сигиберт запросил помощи у салических франков и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. В последующие годы Хлодвиг несомненно был наиболее влиятельным и могущественным из вождей франков. В 494-495 гг. к нему обратился Теодорих Великий, самый авторитетный из варварских королей, правитель остготов, только что одержавший победу над Одоакром, правителем Италии, который сверг последнего западно-римского императора. Теодорих просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной, и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. Этот брак также, как и многие деяния Хлодвига, был овеян легендами .
В 496, на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и алеманнами , причиной которой стало вторжение алеманнов в область рипуарских франков. В битве при Тольбиаке (совр. Цюльпих) франки под руководством Хлодвига и Сигиберта победили. Король алеманнов пал в сражении и Хлодвиг захватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого. С этой войной традиция связывает одно из важнейших событий франкской истории - принятие христианства Хлодвигом.
Крещение Хлодвига так же окружено всевозможными необычными легендами . Клотильда, христианка католического толка, в отличии от своих родичей - ариан, сыграла важную роль в принятии крещения язычником Хлодвигом и крещением франков. После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили он также начал болеть и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещенный во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и в конце концов Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы».
Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. Якобы когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует сыном бога живого, к тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на тебя, со смирением взываю проявить славу могущества твоего. Если ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу твою, которую испытал, как он утверждает, освященный твоим именем народ, уверую в тебя и крещусь во имя твоё», - и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство. Вернувшись домой, он рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий» . Так было принято решение креститься. Позднее, крещение Хлодвига обрастало новыми легендарными подробностями. Святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миррой (фр. sainte ampoule или «Святая Сткляница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миррой из этого флакона. По преданию, Святая Стекляница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар (фр. Hincmar, около 806-882 гг.). Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.
Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии правления Хлодвига. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они также не приводят никаких дат. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года, хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Примеру Хлодвига последовало три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, также обратилась в ортодоксально-никейскую веру .
В течении последующих лет Хлодвиг укреплял свои позиции в Галлии и продолжал наступательную политику по всем направлениям. Главной целью франков был выход к Средиземному морю, который находился в руках вестготов, владеющих Южной Галлией . Столкновение франков и вестготов было неизбежным. Уже события времен войны Хлодвига с Сиагрием ясно показали, что вестготы опасались франков. 490е гг. были ознаменованы вестготско-франкскими столкновениями, заканчивающимися с переменным успехом: Хлодвиг смог предпринять ряд победоносных набегов, которые привели его сначала в 494 году в Сент, однако, в 496 году Сент вновь был возвращён вестготами. Затем в 498 году Хлодвиг проник в Бордо, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Вестготов поддержали бургунды, также опасавшиеся усиления франков и желавшие закрепиться на побережье Прованса . Война закончилась около 502 года переговорами Алариха II и Хлодвига на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура, где, вероятно, проходила граница между вестготами и франками. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.
Кризис в Бургундии, где два короля бургундов, братья Гундобад и Годегизель начали борьбу друг с другом, позволили Хлодвигу вмешаться в их междоусобицу по приглашению Годегизеля, который в обмен на поддержку в борьбе с братом обещал признать себя данником Хлодвига. Борьба, в которой Хлодвиг и Годегизель поначалу одерживали верх, из-за вмешательства вестготов в итоге закончилась победой Гундобада. В 503 году Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксера и заключили союзный договор . В 506 году восстали алеманны, и Хлодвигу пришлось вновь заставить их признать его власть. Однако, часть алеманнов бежала и нашла защиту у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. Теодорих Великий дал им вместе с баварами статус «федерированных союзников», по римскому образцу, и поручил охрану альпийских горных проходов.
В 507-508 гг. разразилась новая война с вестготами. Хлодвиг выступил в поход под знаменем ортодоксального христианства против вестготов - ариан, надеясь на поддержку галло-римского населения Южной Галлии, однако часть галло-римской знати из Оверни все же сохранила верность вестготским королям. Кроме того, Хлодвиг строжайше запретил грабить местное население. Объединенное войско салических и рипуарских франков, к которым примкнули также бургунды поздним летом 507 года нанесло поражение вестготам в битве на равнине Вуйе, приблизительно в 15 км северо-западнее Пуатье. После ожесточенной битвы франки победили, причём сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении. Это поражение полностью деморализовало вестготов. Дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений. Этому способствовало то, что силы Теодориха Великого, который с самого начала дипломатическими средствами стремился установить мир между франками и вестготами, в этот период были связаны вторжением византийской армии в итальянском Таренте. Вслед за Аквитанией, войска франков и бургундов вторглись в Прованс. Весной 508 года франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. В руки франков попала часть королевской казны. Были взяты и ряд других городов. Затем Хлодвиг вернулся в Тур, доверив завершить покорение Прованса своему сыну Теодориху. Теодорих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургундский король Гундобад захватил Нарбонну, и осадил Арль, мечтая получить выход к Средиземному морю. Завершить изгнание вестготов из Галлии не удалось из-за вмешательства остготов. Теодорих Великий вытеснил из Нарбонна, а затем и из Прованса бургундов, заставил франков снять осаду с Каркасона. Война продолжалась ещё до 512 или 514 года, однако подробности о ходе отдельных сражений нам неизвестны. Благодаря вмешательству остготов, вестготы сохранили часть южной и юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании, с городами: Ним, Магалона, Лодев, Агд, Безье, Нарбонна, Каркассон. Прованс к югу от реки Дюрансы был присоединён к государству остготов. Хотя в результате войны с готами франки значительно расширили свою территорию в Галлии, и теперь владели землями от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны, выход к Средиземному морю был для них ещё закрыт .
В 508 году к Хлодвигу в Туре прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий I возвёл его в достоинство почётного консула. Анастасий прислал ему также, в знак формального признания, королевские инсигнии - хламиду, пурпурную тунику и диадему. Этим актом Византия выразила своё одобрение антиготской политике Хлодвига и его переходу в христианство ортодоксально-никейского толка. Для христианского населения Галлии это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти. Однако нужно отметить, что Хлодвигу вовсе не был присвоен титул консула, на него только надели консульские знаки отличия, часто раздаваемые императорским двором при Византии. Настоящее консульство всегда вписывалось в так называемые Консульские Фасты и служило обозначением года. Имя Хлодвига в Фастах не упоминается . После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж, который сделал своей резиденцией. На вершине своего могущества он, стремясь окончательно сломить сопротивление полунезависимых франкских «королевств» его объединительной политики, начал методично уничтожать своих родичей, возглавляющих эти «королевства». К сожалению, не совсем понятно, происходили эти расправы до или после готских войн. Эти события описывает в своей «Истории фраков» Григорий Турский . Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков, владеющего частью территорий в низовьях Рейна, некого Харариха. Еще в годы войны с Сиагрием, Харарих отказал Хлодвигу в помощи. Хлодвиг захватил в плен Харарика с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его сын лишались права королевского наследования. Узнав о заговоре свергнутых родичей против него, Хлодвиг приказал их обезглавить. Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара, сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, подкупленные фальшивыми позолоченными браслетами, захватили и Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу, которые были казнены. Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига также был убит в городе Ле-Мане. Таким образом земли салических франков с центром в Камбре также были присоеденены к владениям Хлодвига. Григорий Турский относит завоевание Хлодвигом территории салических франков к концу его правления, согласно другому мнению эти события имели место быть в период победы Хлодвига над Сиагрием.В 509 г. на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшем. Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь.
К концу своего правления, Хлодвиг подчинил мелкие германские владения, граничащие с его королевством. Тем самым, на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий помимо государства Хлодвига. При Хлодвиге была записана «Салическая правда» - первый сборник законов франков, а также был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви». Свои владения он разделил по франкским обычаям между четырьмя сыновьями: старший сын от первой жены Теодорих стал королем в Реймсе, сыновья Клотильды Хлодомер - королем Орлеана, Хильдеберт - королем в Париже, Хлотарь - королем в Суассоне. Кроме того, у Хлодвига были еще две дочери, одна из которых - Клотильда, в последствии стала женой короля вестготов Амалариха. Умер Хлодвиг на 46-ом году жизни 27 ноября 511 года, по-видимому, в Париже. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил.
Из всех исторических деятелей эпохи Великих Переселений, без сомнения, мало найдется персонажей, сравнимых своим масштабом с создателем Франкской державы и никого не найдется среди них, кто сравнился бы с Хлодвигом по тому, какое наследие они оставили потомкам. Беспощадный и ловкий политик, мудрый стратег и превосходный тактик, Хлодвиг сумел создать самое успешное из «варварских королевств», определив тем самым будущее Европы на много столетий вперед. Несмотря на то, что среди его потомков и наследников не нашлось ни одного короля, сравнимого с Хлодвигом талантами правителя, Франкское государство продолжало расти и его не смогли поколебать ни междоусобия свирепых Меровингов 6 века, для которых проливать кровь родичей не стоило ничего, ни «ленивые короли» 7 века. В том, что при сменившей Меровингов династии Каролингов именно франкам предстояло возродить Западную Римскую империю, во многом была заслуга Хлодвига. Не удивительно, что имя его (латинизированное Людовик) пользовалось и продолжает пользоваться таким почетом у европейских монархов и простых людей. Без зазрения совести менявший Богов и друзей, истреблявший родичей и не щадивший врагов, Хлодвиг обессмертил свое имя, оставив после себя наследие, простоявшее века.
Список использованной литературы
1. Томпсон Э. А. Римляне и варвары. Падение Римской империи. СПб. 2003.
2. Буданова В, Горский А., Ермолова И. Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. СПб, 2011.
3. Пирен А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира. М., 2011.
4. Лебек С. Происхождение франков. М. 1993.
5. Грот К. Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала Х века. СПб, 1881.
6. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.
7. Григорий Турский. История франков//
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Greg_Tour/frametext4.htm P.S. Сегодня появилось много новой и интересной литературы, например переведены на русский язык книги П. Хизера, издана скучноватая, но полезная для изучения монография Старостина. В Сети можно найти еще много всего по теме. Но, этот текст был написан еще в 2013 или 2014 году. Многое было тогда не доступно. Хотя, никаких серьезных противоречий я в прочитанном после этого не обнаружил.