Происхождение группы племен, которых в историографии принято называть «северофракийскими», «гето-дакийскими» или «дако-гетскими» (можно просто гетами или даками) теряется в глубине веков. Территория совр. Болгарии, Румынии и Молдовы и прилегающих территорий Украины, которые служили главной сценой их истории, с энеолита (медно-каменной эпохи, отделявшей Каменный век от эпохи Бронзы) была населенная развитыми в культурном и, судя по всему, политическом отношении племенами и общинами, создавшими яркие и самобытные культуры - трипольскую, культуру Варны и другие, связанные в единую систему (прямо как у Валлерстайна) от Карпат до Северного Кавказа, основанную на международной торговле медью. Карпатские, балканские и «украинские» культуры возникли в результате расселения неолитических групп балкано-карпатского населения. Это были оседлые земледельцы, едва ли не первыми в мире освоившими обработку золота и других металлов. Живи они в более благоприятных климатических условиях и в другом окружении, кто знает, может быть, создали бы что-то сравнимое с цивилизациями долины Нила и Месопотамии. Но, им не повезло.
Около 4200 г. до н.э. земли, на которых в будущем будут проживать гето-даки, подверглись страшному опустошению, которое охватило огромный регион, включающий Мунтению, Добруджу, северо-восток Болгарии. Поселения подверглись сожжению. Примерно в течении следующей 1000 лет население здесь практически не фиксируется археологически. Раньше разгром позднемедных протоцивилизаций связывали с натиском индоевропейцев, но теперь ключевым фактором признается климатический. В раннебронзовый период в Добруджу начинают проникать первые индоевропейцы, ведущие скотоводческий образ жизни. Для них новый климат, уничтоживший хозяйство энеолитических общин, был вполне подходящим. Волны кочевников из Северного Причерноморья будут сменять друг друга не единожды в период Бронзовой эпохи.
Лично я разделяю мнение, что именно индоевропейские кочевники были изобретателями таких знаковых технологий, как колесо, приручение лошади и колесницы. Подробности их взаимоотношений с трипольцами и их западными соседями нам не известны, но результатом их было исчезновение энеолитических протоцивилизаций около 2650 г. до н.э. и распространение индоевропейских племен почти по всей Европе и значительной части Евразии. Неразрешимой загадкой является язык этих протоцивилизаций. Численность их должна была быть куда большей, чем индоевропейских кочевников. Однако, насколько мне известно, генетическое влияние их на современное население Европы почти никакое, да и лингвисты не могут выделить никаких следов этого населения. Возможно, что индоевропеизация их началась задолго до индоевропейского расселения, но археологически это тоже не просматривается. На Балканах, например, выделяют следы более раннего индоевропейского языка, нежели того, на котором говорили исторические фракийцы, в районе Варны. Очевидно, можно предполагать также несколько волн индоевропейских племен на Балканы, в результате которых сложилась та этническая карта Фракии, которая известна нам по Гомеру, Гекатею и Геродоту.
Уровень культурного и политического развития тех индоевропейских племен, которые стали предками исторических фракийцев, в эпоху Бронзы был очень разным. Южные племена, занимавшие бассейн реки Марицы и побережье Эгейского и Мраморного морей, по уровню развития превосходили своих северных родичей. Это была окраина микенского культурного влияния. Родственное население на северо-западе Малой Азии, населявшее Трою, также оказывало влияние. Но, после краха цивилизаций Бронзового века в начале XII в. до н.э. уровень всех племен Фракии примерно сравнялся. В последующие темные века окончательно складываются фракийские племенные общности. Как предполагают, определенное участие в этом процессе принимали носители белогрудовской и/или сабатиновской археологических культур, мигрировавшие на Балканы с территории современной Украины.
В последующий период XI-VII вв. до н.э., как мне представляется, можно уже более-менее определенно говорить о формировании двух основных лингвистических групп фракийских племен - южной (фракийцы, живущие к югу от Стара-Планина и на северо-западе Малой Азии) и северной (геты или гето-даки, населяющие Добруджу и оба берега Нижнего Дуная). В Добрудже этот период маркируется памятниками культуры Бабадаг, возникшей примерно одновременно с Троей VIIb (1050-1040 гг. до н.э.). В этот период гетские племена испытывают сильное культурное влияние со стороны киммерийцев и затем скифов. Приблизительно с VIII в. до н.э. складываются экономические связи с карийскими, финикийскими и греческими морскими торговцами (уже Гесиоду было известно о реке Истре - Дунае). С VII в. до н.э. на побережье возникают греческие колонии - ионийская Истрия (ок. 657-630 гг.до н.э.), позднее, в первой половине VI в. - Одесс (совр. Варна), Томы (совр. Констанца), а во 2й пол. VI в. - дорийский Каллатис (совр. Мангалия). К этому времени относятся также наши первые исторические сведения о гетах.
Само название появляется в письменных источниках, как определение всех племен, населяющих северо-восток Фракии. Использует его в таком качестве Геродот, рассказывая о походе персидского царя Дария I на скифов Северного Причерноморья. Предшественник Геродота, милетский логограф Гекатей оставил, судя по всему, подробное описание Фракии, но в сохранившихся отрывках «геты» не упоминаются, хотя есть названия племен, которых к «гетам» относил, видимо, Геродот - кробизы (крупное племенное объединение, занимавшее юго-восточную и южную Добруджу, и теризы (или тризы, теридзы, проживали в окрестностях Варны). Болгарские коллеги относят к «гетским» также упоминаемых Гекатеем миргетов и матукетов, которых логограф определяет в качестве «народов скифских». Я скептически отношусь к мнению болгарских исследователей.
О том, что «геты» Геродота были уже довольно широким понятием, охватывающим несколько крупных племен, свидетельствует сравнение его известий о северо-восточной Фракии. Персы, перевалив около 513 г. до н.э. через Гемские горы (Стара-Планина), встречают здесь упорное сопротивление именно гетов (Hdt. IV, 93), хотя на пути персов должны были оказаться в первую очередь кробизы и теризы. Ни те, ни другие не упоминаются в связи с походом персов, хотя сам Геродот был знаком с кробизами - он перечисляет реки, текущие в их землях (Hdt. IV, 49).
«Отец истории» сообщает о гето-персидской войне очень мало: «93. Не доходя еще до Истра, Дарий сперва покорил гетов, которые считают себя бессмертными. Фракийцы же из Сальмидесса и живущие севернее Аполлонии и города Месамбрии, называемые скирмиадами и нипсеями, подчинились Дарию без боя. Однако геты, самые храбрые и честные среди фракийцев, оказали царю вооруженное сопротивление, но тотчас же были покорены». Сразу же привлекают внимание две характеристики, которыми удостоил гетов греческий историк: геты верят в то, что они бессмертны (встречаются переводы, где говорится, что они верят в «бессмертие души», но Геродот писал именно о вере в собственное бессмертие) и прославлены как «самые храбрые и честные» среди фракийских племен. Последнее можно объяснить тем, что геты, в отличие от южных фракийцев, либо сохранивших нейтралитет (как одрисы), либо добровольно покорившихся персам (как упомянутые выше скирмиады, нипсеи и фракийцы Сальмидесса), попытались отстоять свободу, не испугались могущества персов. Но, племена пеонов, также выступивших против завоевателей, такой характеристики не удостоились. Вероятно, в данном случае Геродот отразил мнение жителей греческих колоний на фракийском побережье о местных жителях. Можно предположить, что к моменту появления Дария во Фракии, геты успели заслужить такую славу, создав довольно мощный племенной союз. К сожалению, подробностей этого процесса мы не знаем. Более-менее уверенно можно говорить лишь о том, что изначально гетами назывались жители северной (румынской) Добруджи, так как в отличии от кробизов и теризов, их северные соседи всегда именуются только гетами. Не все современники Геродота разделяли такое мнение о гетах. Софокл упоминает их в трагедии «Триптолем»: любимец Деметры, получивший миссию приобщить человечество к земледелию, прибыл к гетам на летающей колеснице, запряженной драконами, но царь гетов Карнабон замыслил святотатство - убил одну из рептилий; Триптолем получил от Деметры нового дракона и успел спастись, в то время как злодей получил воздаяние - жизнь его стала невыносимой, а после смерти он был превращен в созвездие Змееносца. Геты в этой трагедии оказываются в паре со скифами, царь которых Линк также не оценил даров Деметры и попытался убить ее пророка, за что был обращен в рысь. Вероятно, тут отразился образ жизни гетов, предпочитавших войну и скотоводство более мирным формам хозяйства. Есть мнение, что Карнабон - реальный вождь гетов VI или V в. до н.э. Это все, что нам известно о ранней истории гетских племен.
Гораздо больше внимания античных авторов удостоилась религия гетов. А точнее, знаменитый культ бога Салмоксиса (Залмоксиса, Замоксиса). О нем подробно пишет Геродот, позднее - Страбон, упоминает в своих богохульных диалогах Лукиан из Самосаты. Итак, Геродот: «94. Что касается веры гетов в бессмертие, то она состоит вот в чем. По их мнению, они не умирают, но покойник отходит к богу Салмоксису (иные зовут его также Гебелейзисом). Каждые пять лет геты посылают к Салмоксису вестника, выбранного по жребию, с поручением передать богу все, в чем они нуждаются в данное время. Посылают же вестника они так. Выстроившись в ряд, одни держат наготове три метательных копья, другие же хватают вестника к Салмоксису за руки и за ноги и затем подбрасывают в воздух, так что он падает на копья. Если он умирает, пронзенный копьями, то это считается знаком божьей милости, если же нет, то обвиняют самого вестника. Его объявляют злодеем, а к богу отправляют затем другого человека. Тем не менее поручения ему дают еще при жизни. Эти же самые фракийские племена во время грозы, когда сверкает молния, пускают стрелы в небо и угрожают богу, так как вовсе не признают иного бога, кроме своего.
95. Впрочем, как я слышал от эллинов, живущих на Геллеспонте и на Понте, этот Салмоксис был человеком, рабом на Самосе, а именно рабом Пифагора, сына Мнесарха. Потом, став свободным, приобрел великое богатство и с ним возвратился на родину. Фракийцы влачили тогда жалкое существование и были несколько глуповаты. Салмоксис познакомился с ионийским образом жизни и обычаями, более утонченными, чем фракийские, так как ему пришлось общаться с величайшим эллинским мудрецом Пифагором. Салмоксис велел устроить обеденный покой для мужчин, куда приглашал на угощение знатнейших горожан. При этом он доказывал друзьям, что ни сам он, ни они - его гости и даже их отдаленные потомки никогда не умрут, но перейдут в такую обитель, где их ожидает вечная жизнь и блаженство. Между тем, устраивая упомянутые угощения с такими речами, Салмоксис велел соорудить для себя подземный покой. Когда этот покой был готов, Салмоксис исчез из среды фракийцев, спустился в подземелье и там жил три года. Фракийцы же страстно тосковали по нем и оплакивали как умершего. На четвертый год, однако, Салмоксис вновь явился фракийцам, и те, таким образом, уверовали в его учение.
96. Вот что совершил Салмоксис, по словам фракийцев. Что до меня, то я и не отвергаю рассказа о нем и о подземелье, но и не слишком-то в это верю. Все же я полагаю, что этот Салмоксис жил за много лет до Пифагора. Впрочем, был ли вообще Салмоксис человеком или каким-либо местным божеством гетов, не будем больше говорить о нем».
Эвгемерическое толкование Салмоксиса как обожествленного пророка получило широкое распространение. С новыми подробностями (кроме Пифагора, пророк обучался тайным знаниям в Египте, ему оказывал покровительство местный царь, обитель его находилась на священной горе Когеон) мы находим это предание у Страбона, причем он безальтернативно считает гетского бога обожествленным пророком (Strabo. VII. III, 5). Это мнение отразилось даже в «Происхождении и деяниях гетов» готского историка Иордана: «Когда вышеназванные племена, о которых мы сейчас ведем речь, жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели, как известно, королем Филимера; на втором месте, т. е. в Дакии, Фракии и Мизии, - Залмоксеса, о котором свидетельствуют многие летописцы, что он обладал замечательными познаниями в философии». Причем, Иордан считал, что этот «король-философ» жил уже после царя Буребисты и жреца Дикинея, живших в I в. до н.э. (Дикиней и был жрецом Салмоксиса!). Я полагаю, что никакого обожествленного пророка не было. Образ скрывающегося в пещере бога, затем являющего себя, широко распространен в Евразии от Британии до Японии. Как мне кажется, очень близок Салмоксису образ малоазийского Телепинуса, бога оживающей природы, сына Бога Грозы, а также переосмысленный кельтский Мабон (бог Мапонус), сын Мелта (Молнии) и Модрон (Матери), которого спасают рыцари короля Артура. Салмоксис - бог, дарующий бессмертие, связанный с медициной. Мапонус, отождествляемый в римскую эпоху с Аполлоном, связан с молодостью, медициной и, возможно, вечной жизнью. Гебелейзиса, который по мнению Геродота, был вторым именем Салмоксиса, исследователи считают особым богом, возможно Громовержцем. Я полагаю, что Салмоксис мог быть солнечным божеством.
Итак, можно уверенно говорить о том, что к концу VI в. до н.э. в Добрудже сложился мощный племенной союз, возглавляемый гетами, который прославился своими военными свершениями. Южной границей этого объединения служили склоны Гемских гор. Вероятно, важную роль в консолидации гетских племен сыграл культ бога Салмоксиса и вера в бессмертие, даруемое этим богом.
Продолжение следует...