Сегодня будет много археологии.
Широко известен греческий миф о пяти поколениях людей. Сначала землю населяли счастливые люди Золотого века, его сменили неразумные люди Серебряного века. Затем пришли суровые люди Медного века, который сменило поколение героев. Наконец, пришло время несчастных людей Железного века, к которому принадлежим и мы. Этот образ смены поколений часто используется в литературе как схема деградации уровня культуры и уровня жизни. Если в упрощенном виде наложить эту модель на историю гето-дакийских племен, то «Золотым веком» можно назвать эпоху экспансии даков от Буребисты до Децебала. «Серебряный век» - краткий проблеск костобокской гегемонии. «Железным веком» будет в таком случае эпоха карпов. Они не оставили таких ярких памятников, как их предшественники, но громко заявили о себе в III в. Эта новая группа проявляется археологически где-то на исходе II века в Восточных Карпатах. Она не выделялась ничем особенным. Едва ли тогда кто-то мог подумать, что им суждено было сотрясти империю…
Происхождение карпов остается темным. Впервые некие «карпиды» приблизительно в Поднестровье упоминаются в IV в. до н.э. как «скифский народ». Хотя, возможно, это просто искаженное название «каллипиды», известное ранее Геродоту (с другой стороны, возможно Геродот неправильно воспроизвел название карпидов). Достоверные упоминания карпов появляются лишь во II в. н.э. мы не находим о карпах никаких известий. В это время их упоминает Клавдий Птолемей под именем «карпианы», он знает также гору Карпата на северо-западе Карпатского хребта и, возможно, называет «гарпиями» одну из групп карпов, поселившихся в нижнем течении Днестра, Прута и Сирета. До начала III в. н.э. карпы не принимали явного участия в борьбе племен Подунавья с Римом. Логично предположить, что карпы в годы Маркоманнских войн входили в состав объединения костобоков.
Археологические данные позволяют уточнить данные о границах карпов, их культуре и времени ее существования. Здесь мы будем опираться на работу Н.А. Чаплыгиной «Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в I-III вв. н.э.». Итак, культура Поянешты-Выртишкой относимая к карпам, является как бы развитием памятников латенского периода уже в новых условиях присутствия сарматских племен и близости римских границ. Датировка находок на поселениях Пояна-Дулгешт, Силиште, Варницэ позволила определить время появления культуры карпов, совпавшее с окончанием Дакийских войн Траяна. Особенности этой культуры позволили археологам сделать вывод о фракийском (гето-дакийском) происхождении карпов. Первоначально они занимали области в Восточных Карпатах, в районе, ограниченном на юге реками Путна и Тротуш, притоками Сирета, а на севере - р. Молдова.
Север Молдовы был зоной взаимодействия карпской и липицкой культур, о чем говорят материалы из Шейи-Сучавы, Меделень, Хородиштя, Эвориштя (р. Сучава). Вероятно, после разгрома костобоков часть их земель была занята карпами. Передвижение карпов можно также связывать с войнами, которые велись со «свободными даками» при императоре Коммоде. С этими событиями связывают следы разрушений на поселениях Пояна-дуггешт, Пятра-Нямц-Зутэрие, Тырнешт и Мэгура, а также на западе от Сирета массовое (26) зарытие кладов, включающих монеты императора Коммода. Бегство к ним костобоков могло способствовать дальнейшему усилению карпов.
Вплоть до конца II в. н.э. у нас нет сведений о продвижении этого племени в земли на восток от Сирета. На протяжении II-III в. карпы постепенно продвинулись в юго-восточном направлении и заняли районы между Сиретом и Прутом. Большинство поселений и могильников находятся в центральной Молдове и предкарпатской зоне. Поселения расположены среди пахотных черноземных земель и лугов, на довольно значительном расстоянии друг от друга, большей частью на мелких и мельчайших притоках Сирета и других рек. Реже они размещались на первой и второй надпойменных террасах рек, как, например, Мындриска на Сирете, Слободзия и Подолень на Бистрице, Пояна-дулчешт на Молдове. Ниже поселений находились обычно заливные луга, выше и на одном уровне с ними - пахотная черноземная земля, а еще выше - лиственный лес. Например, поселение в Пояна-Дулчешт было защищено высоким и крутым склоном террасы р. Молдова и буковым лесом, который и сегодня с трех сторон окружает деревню. Иногда поселения были как бы ограждены двумя балками, и располагались по мысу, образованном смешением двух ручьев. Часто они вытягивались вдоль берега ручья или же дна лощины, находясь под защитой естественных укрытий и укреплений. Судя по строительным остаткам, население обитало в углубленных землянках и наземных домах со стенами из обмазанного глиною плетня, которые принадлежали позднему периоду истории карпов и характерны для районов с повышенною влажностью. Число землянок превышало количество наземных домов.
Земледельческая практика подтверждается находками зернотерок с растиральниками, отпечатков зерен проса и соломы на обмазке, ножей от плуга и железных серпов. В среднем течении Сирета найдены, наряду с железными, серпы, сделанные из ребер животного. Это свидетельствует о том, что нужды населения не удовлетворялись полностью этим видом ремесленного производства. О занятиях земледелием на урожайных землях свидетельствуют находки хозяйственных ям для хранения зерна. Останки костей домашних животных - волов, свиней, коз, лошадей = указывают на наличие скотоводства на фракийских поселениях. Большое количество пряслиц, обнаруженных на селищах региона, было связано с переработкой овечьей шерсти и развитием таких домашних производств, как прядение и ткачество. Довольно большое количество железных орудий труда, бытовых предметов, наличие металлургического железного шлака на поселениях Бутнэрешть, Шифешть, Мындрешть и других подтверждает, что население владело выплавкой железа. Только в Пояна-Дулчешть было обнаружено более 9 кг железного шлака. На всей территории были распространены банкообразные сосуды с налепными валиками и вдавлениями, вазы на высокой ножке, большие корчаги, покрытые лощением чаши, найдены печи для обжига керамики. Традиционное керамическое производство первых веков н.э. впитало в себя определенные черты сарматской и римской провинциальной керамики.
В сфере социально-экономических отношений можно предположить, что у карпов шел процесс распада первобытнообщинных отношений. Организационной формой жизни стала территориальная община. Социальная структура общества несла на себе отпечаток определенной имущественной дифференциации. Выделение племенной верхушки и аристократии племени хорошо прослеживается в обряде погребения. Умерших кремировали и их прах в урне с крышкой вместе с различными бытовыми предметами хоронили в яме. Часто в погребениях встречаются зеркала с тамгообразными знаками из бронзы или белого металла, служившие в качестве амулетов. Эти зеркала, свойственные сарматской культуре, были восприняты карпами и вошли в употреблении аристократии настолько, что изготовлялись по ее заказу на карпских поселениях. Особо богатые захоронения (Пэдурень, Поянешть, Молдовень-Габэра) содержат разнообразный инвентарь, состоящий из бронзовых привозных вещей, фибул римского происхождения, тканей с золотой нитью, поясных пряжек, стеклянных кубков, золотых подвесок, серебряных серег, бус различной формы, железных ключей.
С середины II в. н.э. карпы, как сарматы, начали продвигаться на относительно незаселенную, но плодородную равнину Мунтении, юг Молдовы и даже в прикарпатские районы. Поселения карпов II-III вв. располагались вблизи дорог, около основных средств коммуникаций. На могильниках и поселениях найдены римские товары - керамика, фибулы бронзовые и стеклянные привозные вещи. На этих землях сконцентрировалось большое количество кладов, датированных II - началом III века.
Значительное количество кладов конца II в. в областях обитания карпов Г. Бикир обьясняет возможностью существования клиентских отношений Римской империи с карпами, которое она установила с ними, якобы для поддержания мира на нижнем Дунае, где в это время сарматы были довольно активны. По мнению Чаплыгиной, неупоминание в источниках и конфликтах карпов с Римом во II в. делает весьма сомнительным это предложение.
Возможно, уже в конце II в. по соседству с карпами поселились германцы - готы, перешедшие в степи Северного Причерноморья в годы Маркоманнских войн. Это мнение основывается на известии о том, что император Максимин Фракиец, родившийся в 173 г. во фракийском поселке на границе с варварами, был сыном гота и аланки. Это мнение разделяет В.П. Буданова, хотя у ряда болгарских, например, исследователей гото-аланское происхождение Максимина вызывает сомнение. Как бы там ни было, уже в 230-х гг. готы уже тесно взаимодействовали с римской администрацией в Мезии.
ПРОДОЛЖЕНЕИ СЛЕДУЕТ...