О древнейшей истории Фракии эпохи Бронзы и раннего Железа у нас практически нет никаких данных, кроме смутных археологических находок. Исключение составляет лишь легендарная, мифо-эпическая традиция древних греков. Разумеется, к сведениям мифов нужно относится очень критически, но, как показывается практика, дыма без огня не бывает. Историческое в «Нибелунгах» - «нибелунгово» в истории, все такое…
Сразу надо отметить, что фракийцы, фракийские герои и цари - фигуры в греческой мифологии очень популярные.
По численности персонажи фракийского происхождения далеко превосходят всех остальных негреков в мифах. Уже одно это указывает на ту роль, какую этот регион играл в жизни греков микенской эпохи. Есть такая закономерность, выявленная археологами: чем более развитым, был тот или иной регион Греции в микенскую эпоху - тем больше мифов нам об этом регионе рассказывает, тем они более проработанные и тем больше там персонажей. Лидером является регион Микен-Аргоса, с ним конкурирует область Фив. Далее идут Фессалия, Аттика, Крит, области Спарты и Пилоса, а за ними уже все прочие регионы. Из «ближнего зарубежья», как я уже отмечал, на первом месте стоит Фракия, потом Малая Азия (Троада, фригийцы, лидийцы, ликийцы). Остальные регионы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки очень отстают.
Главным нашим источником о мифической истории Фракии являются разнообразные литературные переложения мифических сюжетов, нашедшие воплощение в трагедиях. Отдельные эпизоды находят отражение в поэмах (в первую очередь, в «Илиаде» и «Одиссее») и исторических трактатах. Все это, напомню, является именно греческой традицией. То есть, совсем не верно, как это делают часто исследователи, представлять эти мифы как фракийские. ЭТО МИФЫ ГРЕКОВ О ФРАКИЙЦАХ. Соответственно, имена у персонажей чаще всего греческие. Но, бывают исключения. Такие случаи особенно ценные, так как намекают, что прототипы таких персонажей могут быть реальными. Это первая проблема, которую должен учитывать исследователь, берущийся за мифы о фракийцах.
Вторая проблема - историческая география. Большинство источников, из которых мы черпаем информацию о мифической истории Фракии довольно поздние, восходят к V-IV вв. до н.э. Это период резкого всплеска интереса Афин к Фракии. Колонии греков на фракийском побережье вошли в состав Первого, а потом и Второго Афинского морского союза, афиняне активно боролись за контроль над богатым природными богатствами регионом Нижнего Стримона и горы Пангей, сами выводили сюда свои колонии, самая знаменитая из которых - Амфиполь. Именно этим логично объяснить популярность фракийских сюжетов в многочисленных афинских трагедиях классической эпохи. Фракийцы в поздних адаптациях мифов частенько меняли «прописку» и «национальность». К примеру, самый знаменитый герой - фракиец Орфей побывал представителем племени пиеров, киконом, одрисом и это не весь список. Другой пример - особая категория фракийцев, выступающая союзниками Афин в мифах. Причем, судя по всему, это не поздняя выдумка афинян, а действительно отражение каких-то древних связей двух народов. К этой категории относятся, во-первых, царь Терей из древнегреческого триллера о Прокне и Филомеле. Терей, сын бога Ареса, пришел на помощь афинскому царю Пандиону, разгромив каких-то его врагов. За это он получил в жены афинскую царевну Прокну. Но куда больше ему нравилась ее сестра - красотка Филомела. Заманил ее в свои владения фракийский царь под предлогом смерти Прокны. Заточил в пещере, отрезал язык, чтобы не рассказала никому о насилии. Филомела нашла возможность сообщить весточку сестре, выткав свою историю на одежде. Прокна освободила сестру, убила своего сына от Терея Итиса, приготовила из него кушанье и скормила любвеобильному папочке. Узнав, Терей пришел в бешенство и бросился за сестрами. В итоге боги всех превратили в птиц. Так вот, изначально, как указывает Фукидид, речь шла о фракийцах в греческой области Давлиде. Но, в трагедиях и других поздних адаптациях Терей перемешается во Фракию - он оказывается царем бистонов, потом одрисов. По всей видимости, другие мифические союзники Афин - фракийцы (пророк Деметры Эвмолп, его сын Иммарад, музыкант Мусей), также были представителями этого фракийского анклава в Давлиде.
Чаще всего в мифах встречаются фракийцы из племени эдонов. В эпоху Великой Греческой колонизации именно с ними приходилось эллинам встречаться чаще всего. Эдоны были могущественным племенным союзом, который контролировал о. Фасос, область Пангея и Нижнего Стримона, область Мигдонию, полуостров Халкидику (в будущем вошедшие в состав Македонии). Эдонами в мифах выступают царь Дриант (Дриас) и его сын Ликург, на свою голову выступивший против Диониса, царь Ситон (эпоним одного из трех эдонийских племен) и его дочь Филида (это название носила одна из областей эдонов на Стримоне), героиня романтической истории, примыкающей к циклу о Троянской войне, разбойники Гарпалик и его дочь Гарпалика (их история тоже примыкает к циклу о Троянской войне, но она совсем не романтическая, ахейцы тут выступают в роли пиратов). Знаменитый царь Рес, один из персонажей «Илиады», был сыном Эйонея, эпонима эдонского поселения на Стримоне, а бог этой реки был его дедом. Это только то, что я вспомнил, не заглядывая в литературу. Эдонская «национальность» этих героев практически не подлежит сомнению в справочной литературе, однако не все так просто. Во всяком случае, с некоторыми из этих персонажей.
Начнем с Реса. Безусловно, гора Пангей и прилегающие земли на Стримоне были центром культа этого героя. Но, в мифо-эпических генеалогиях он оказывается тесным образом связан с предками малоазийских фракийцев - вифинов. По одной версии, у Реса была сестра Сета. От Ареса она родила Вифия - эпонима вифинов. Другая версия рассказывает о том, что Рес был женат на Аргантоне. Ранее она была замужем за Финеем, которому родила эпонимов малоазийских племен Пафлагона и Мариандина или Мариандина и Фина, от Одриса - эпонимов фракийских племен, переселившихся в Малую Азию - Фина и Вифина, а от Зевса - эпонима малоазийских мисийцев - Миса. Самому Ресу, вроде бы никого не родила, но он приходился отчимом всем этим патриархам. (Есть еще версия, по которой эпоним Вифин приходился сыном титаниде Фраке от Зевса). О.Л. Габелко, проанализировав данные мифо-эпической традиции о Ресе, пришел к выводу, что история его появления под Троей в последний год Троянской войны отражает память о миграции племени стримониев. В последствии они слились с фракийскими племенами вифинов и финов, перебравшихся в Малую Азию позднее. Память об этих событиях сохранило предание, которое приводит Геродот, смешивая вифинов и стримониев: стримонии были изгнаны с реки Стримона троянцами - тевкрами и мисийцами, ставшими предками пеонов. Часть стримониев, судя по всему, осталась на родине, так как позднее, эдоны и другие фракийские племена, поселившиеся на Стримоне, унаследовали от аборигенов культ Реса (об этом пишет довольно туманно Страбон). Соответственно, по крайней мере некоторые мифические «эдоны» могли быть унаследованы от этих самых стримониев. В первую очередь это относится к героям - эпонимам местностей, таким как Ситон и Филира.
Не все так просто и с царями Дриантом и Ликургом. Несмотря на то, что они прочно связывались в поздней греческой традиции ассоциировались с эдонами (это самые «эдонские» герои мифов, я бы сказал), сицилийский историк Диодор приводит совершенно неожиданную версию мифа о них, причем связывая с ними также историю Орфея. Она настолько интересная, что я приведу цитату целиком: «миф рассказывает, что когда Дионис собирался вести свое войско из Азии в Европу, он заключил договор о дружбе с Ликургом, который был царем той части Фракии, который лежит на Геллеспонте. Тогда, когда он переправил первую группу вакханок в дружественную страну, как он думал, Ликург приказал своим солдатам напасть на них ночью и убить как Диониса, и так всех менад, и Дионис, узнав об заговоре от жителя страны, которого звали Харопс, был поражен тревогой, потому что его армия была на другой стороне Геллеспонта, и лишь горстка друзей перешли с ним. (5) В результате, он отплыл тайно через пролив к своей армии, а затем Ликург, говорят, напал на менад в город, известном как Нисиум (Nysium), убив их всех, но Дионис, переправил свое войско, одолел фракийцев в битве, и захватив Ликурга живым, выколол ему глаза и, надругавшись над ним, потом распял его. (6) В этой связи, из благодарности к Харопсу за оказанную помощь, Дионис отдал ему царство фракийцев и обучил его тайным обрядам, связанным с посвящениями; и Эагр (Oeagrus), сын Харопса, затем забрал себе как царство, так и посвятительные обряды, которые были перенесены в мистерии, обряды, которым впоследствии Орфей, сын Эагра, превосходивший всех людей природными дарованиями и образованностью, научился от своего отца; Орфей также внес многие изменения в практику и по этой причине обряды, которые были установлены Дионисом, называют также "орфическими"» (Diod. III. 65, 4-6).
Как мы видим, Диодор (а он опирался на более ранних древнегреческих историков, изучавших мифо-эпическую традицию своих предков) помещает некое Фракийское царство на берегах Геллеспонта (в данном случае, речь идет о Пропонтиде, Мраморном море). Эта информация привлекает особое внимание потому, что находится в полном соответствии с традицией «Илиады»: Гомер выделяет три группы союзников Трои из Фракии - пеонов, киконов (крупное племенное объединение на северном побережье Эгейского моря) и «фракийцев Геллеспонта» (история о появлении и гибели Реса, изложенная в Х песни «Илиады» была вставлена в поэму гораздо позднее по практически единогласному мнению гомероведов). Эти группы приводятся в «Перечне троянцев», следующем за знаменитым «Списком кораблей», перечисляющем вождей ахейских дружин под Троей. Историки (как иностранные, так и отечественные) не один раз отмечали большую древность «Списка кораблей», возможно восходящего еще к концу Бронзового века. А это позволяет внимательнее относится и к «Перечню троянцев». Тем более, его данные находят подтверждение в других источниках (к примеру, в пеонийском предании о происхождении пеонов от тевкров). На аутентичность сведений «Илиады» о фракийцах указывает также полное отсутствие в ней самых знаменитых в греческой мифологии племен - эдонов и бистонов (эпонимы этих племен называются братьями в одной из версий). Это косвенно указывает на то, что фракийцы появились в области Стримона гораздо позднее, а отдельные племена исторической Фракии, такие как киконы когда-то не считались фракийцами в узком смысле слова.
Воспоминания о том, что изначальный племенной союз фракийцев располагался на юго-востоке Фракии и включал в свой состав далеко не все фракийские племена, известные позднее, сохранились также в мифо-эпических генеалогиях, часть которых приводилась уже выше. Центральным персонажем их является титанида Фрака. От титана Кроноса она имела сына Долонка (долонки - племя на п-ве Херсонесе Фракийском), от Зевса - Вифина. Еще одним ее сыном называется Трер (фракийское племя, вторгшееся в Малую Азию одновременно с киммерийцами в VII в. до н.э., а в V в. до н.э. известное в районе совр. Софии, столицы Болгарии). Как мы видели, в других версиях братом Вифина называется Фин, эпоним племени, часть которого перебралась с вифинами в Азию, а часть жила между Византием (Стамбул), Аполлонией Понтийской (Созопол) и Перинфом (Мармара Эреглиси). Поскольку другим отцом Вифина и Фина называется Одрис, одрисов (сильнейшее фракийское племя, обитавшее в долине верхнего и среднего течения реки Марицы) также можно включить в число «изначальных фракийцев».
Традиция, сохраненная Диодором, раскрывает перед нами некое важное событие в древнейшей фракийской истории. Воинственных вождей (династия Дрианта - Ликурга) сменяют цари нового типа, цари - пророки (Харопс - Эагр - Орфей, его брат Лин, также сыном Орфея по одной из версий был Мусей). Все эти персонажи, как и ряд других мифических фракийцев (Фамирис, Эвмолп и другие) тесно связаны с музыкой, богинями Музами (они выступают матерями очень многих фракийцев, в том числе царя Реса) и учреждением культов мистериального характера. Эвмолп устанавливает Элевсинские мистерии, его потомки - афинские аристократы, имевшие потомственные жреческие права этого культа. Орфею приписывалось основание целого ряда мистериальных культов по всей Греции и Фракии. Это очень устойчивая традиция.
Как следует из мифов, Орфей и его брат Лин (его убил Геракл в приступе ярости), покинули родину и ушли в Грецию. Но, «Геллеспонтийская Фракия» не осталась без царей. В то время, когда Орфей принимает участие в походе аргонавтов, здесь правит царь - провидец Финей (традиция связывает его с Салмидессом, побережьем между Стамбулом и Созополом, принадлежавшем в исторические времена финам), якобы родственник Кадма (одна из версий, как мы помним, называет его отцом Фина). Как показал болгарский историк К. Порожанов, в античной традиции ярко отразился образ фракийского царя - первосвященника. Наконец, накануне Троянской войны в этом регионе (насколько можно судить) правит царь Киссей. Он был женат на дочери троянского царя Ила (Приам приходился ему внуком). Дочь Киссея Фино стала женой Антенора, фактически соправителя царя Приама. По одной из версий, жена Приама Гекуба также была дочерью Киссея (по Гомеру она дочь фригийского царя). У Киссея воспитывался сын Антенора Ифидамант. Фракийский царь женил его на своей младшей дочери, но сразу после свадьбы герой отправился на войну и погиб. О каких-то пророческих или магических способностях Киссея нам не известно, но его имя (греч. «плющ») указывает на тесную связь с культом Диониса, а как мы видели, фракийские цари Харопс, Эагр и Орфей были по сути наследственными жрецами этого бога.
Под Троей фракийцами с Геллеспонта предводительствовали вожди Акамант сын Евсора и Пейрос (Пирос) сын Имбраса (позднее упоминается Ригм, сын Пирея, очевидно, того же Пейроса). Они, что показательно, ни разу не называются царями в «Илиады». Ранее, вслед за Т.Д. Златковской, я полагал, что это свидетельствует о том, что на том этапе политического развития, царской власти как института к фракийским племенам просто не было. Но, если царем был Киссей, то все становится на свои места.
Киссей, судя по его родственным связям, относился к числу мифических долгожителей, будучи гораздо старше таких эпических «старичков» как Нестор и Приам. В силу этого, логично предположить, что Киссей умер еще до окончания Троянской войны. После падения Трои среди фракийских царей упоминается Полиместор, зять Приама, у которого троянский царь укрыл своего младшего сына Полидора и большие богатства. Полиместор убил царевича, за что был убит Гекубой, попавшей во Фракию. Разные источники называют Полиместора либо царем Херсонеса Фракийского, либо царем одрисов, но более-менее уверенно можно предполагать, что в оригинальной версии он был связан все с тем же регионом Геллеспонтийской Фракии. География, родственные связи с Троей - все это позволяет предполагать, что Полиместор в мифах представлялся как преемник Киссея.
Таким образом, выстраивается следующая синхронистическая система:
1. Дриант
2. Ликург и сменивший его царь-жрец Харопс - современники Диониса - человека, а значит Персея и Пелопса.
3. Царь-жрец Эагр - современник сыновей и внуков Персея (Электриона, Алкея, Сфенела, Амфитриона) и сыновей Пелопса.
4. Ушедший в Грецию царь-жрец Орфей и сменивший его царь-пророк Финей - современники аргонавтов (среди них - Геракл, сын Амфитриона), Атрея и Фиеста (младших сыновей или внуков Пелопса)
5. Киссей - зять Ила, современник Лаомедонта, тесть Антенора и его сына Ифидаманта, возможно тесть Приама.
6. Полиместор - сразу после Троянской войны