Ну, вот и пришло время поговорить о том, ради кого все это затевалось. О происхождении скифов мы знаем относительно мало. Они пришли откуда-то из глубин Центральной Азии. Дальше начинаются сплошные вопросы. В 1-й части мы вспоминали предания о происхождении скифов, часть из которых была собственно скифские, часть - греческие. Одно из преданий подкупает своей историчностью. Геродот рассказывает, что скифы были беглецами, которых потеснили другие, более сильные племена. О том, кто именно изгнал скифов, «Отец истории» приводит противоречивые данные.
В упомянутом «историческом» предании это приписывается массагетам. Последние, согласно тому же Геродоту, прославились своей победой над самим Киром Великим. В другом месте, чуть ниже, Геродот говорит уже, что скифов вытеснили исседоны: полулегендарные аримаспы (в легендах, которые легли в основу недошедшей до нас поэмы Аристея, которой пользовался Геродот, они представлены в виде одноглазых существ вроде циклопов) вытеснили исседонов, которые в свою очередь потеснили скифов. Об исседонах известно очень мало. Геродот рассказывает об их оригинальных погребальных обычаях (покойника разделывают и его мясо смешивают с мясом барана, а потом коллективно поедают, череп отделывают золотом и хранят, как «священный кумир»). Исседоны являются крайним «историческим» народом, известным грекам. За ними живут «циклопы» - аримаспы, далее грифоны и гипербореи, о которых скифы и греки знают только от исседонов. Также о них говорится, что исседоны живут рядом с массагетами («напротив») у реки Аракс. Под последней понимается одна из великих среднеазиатских рек. Возможно, тут нет противоречий. Исседоны вытеснили скифов, те двинули на массагетов, но потерпев поражение, отправились геройствовать на Запад. Любопытно, что киммерийцы, ставшие жертвой этого натиска, в данном случае помещаются на берегу какого-то «Южного моря», которым никак не может быть Черное.
Вообще, локализация перечисленных и других кочевников Центральной Азии (саков, дахов, дербиков и других), их соотношение друг с другом, с племенами саков из ахеменидских надписей (саки - тиграхауда, саки - хаумаварга, «саки за морем») - отдельная большая проблема, в которую мы погружаться не будем. Там много мнений, теорий и в контексте нашей темы это не особенно важно. Важно то, что описанные события имели место в VIII в. до н.э.
Последующая история скифов уже прослеживается на базе письменных источников и археологических. Тут самое время вспомнить
предание, записанное Диодором Сицилийским: скифы были незначительным племенем на берегах «Аракса», но затем усилились, приобретя себе страну на Северном Кавказе до реки Танаис (т.е. Дона). Это полностью соответствует нашим археологическим данным. Причины этого переселения могли быть связаны с передвижками племен, а может быть просто обычным явлением в жизни кочевых сообществ, известным как «пульсация степи». Периоды высыхания и увлажнения степей приводят к вытеснению кочевников, вместе с их стадами в более подходящие земли и занятия покинутых территорий новыми племенами. «Скифские» племена были заменены «сарматскими», «сарматские» - гуннами, гуннов сменили тюрки, а тюрок на восточных окраинах Евразии - монголы. Этот многовековой процесс прервало освоение Евразии Россией в 18-20 вв.
Среди исследователей нет единого мнения о том, как двигались скифы в Предкавказье - вдоль северного побережья Каспия или с юга, через Иранское нагорье. Но произошло это примерно во 2-й пол. VIII в. до н.э. Здесь наши источники, как правило позднего происхождения, фиксируют, по словам А.Ю. Алексеева, «неоднородность» скифов. Диодор, развивая одну из «легенд Геродота» о прародителе Скифе, рожденном змеедевой (в этой версии она не дочь речного бога Борисфена, а жительница новой кавказской Скифии). Потомками Скифы были братья Пал и Нап, давшие начало двум племенам - палеям и напеям. Потомкам Пала и Напа Диодор приписывает покорение Сев. Причерноморья и Ближнего Востока. Но, тут же Диодор объявляет саков, массагетов, исседонов, аримаспов скифскими племенами, которые получили свои имена от различных скифских царей. То есть, тут Диодор явно смешивает очень многое в одну большую кучу. Диодор приписывает к скифской истории даже мифы об амазонках.
Неожиданное продолжение версия Диодора получает у Плиния Старшего. Описывая племена Северного Кавказа и прилегающих к нему степей, он сообщает «по другим авторам, сюда вторглись скифские племена авхетов, атарнеев, асампатов и истребили поголовно танаитов и инапеев», а в другом месте говорит, что палеи уничтожили напеев на Яксарте, в Средней Азии, упоминая при этом многие известные нам уже племена. Плиний также смешивает в одну кучу множество источников самого разного времени, в основном эллинистического. Помимо этого, Яксарт смешивается с Танаисом (было время, когда греки, придя в Среднюю Азию вместе с македонянами, решили, что дошли до Танаиса-Дона, а Гималаи путали с Кавказом). В общем, все очень запутано. Какие сведения Диодора и Плиния куда нужно относить? Особенно интересно, что тут упоминаются авхеты, которые у Геродота называются в числе одного из пяти подразделений скифов в той легенде, где про сыновей Таргитая и небесное золото: «Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами» (Hdt. IV, 6). Авхеты - авхаты, котиары - катиары тоже у Плиния упоминаются. Одни вопросы. Все еще больше усложняется, учитывая, что имена палов и напов всплывают в поздней Крымской Скифии - царь Палак, крепость Палакий, крепость Напит. В общем, создается впечатление, что эту часть истории скифов Диодор и Плиний перенесли из более поздней эпохи в далекое прошлое. Однако, А.Ю. Алексеев, напротив, считает, что данные Плиния как раз отражают какие-то события из ранней истории скифов, еще в Средней Азии. Соответственно, список потомков Таргитая у Геродота нужно относить к очень давним временам.
Но, в любом случае, на Кавказ скифы явно пришли не одни, на что как бы намекает участие киммерийцев в событиях в Передней Азии. Уже в последней четверти VIII в. до н.э. ассирийские хроники времен Саргона II (722-704 гг. до н.э.) отметили присутствие киммерийцев в Закавказье. Мы уже упоминали об этом в 3-й части. Более широко второй половиной восьмого столетия археологией датируется разгром царства Кулха (Колхиды), а также появление следов раннескифской культуры в этом регионе. Урартийцы перестают упоминать о колхах, а ассирийцы начинают упоминать «страну Гамир» к северу от Урарту. 714 годом до н.э. датируется поход против киммерийцев урартийского царя Русы I. Поражение Русы привело к мятежам и ослаблению Урарту, чем воспользовались ассирийцы.
Скифы появились на Ближнем Востоке лишь через примерно 40 лет, что вновь ставит под сомнение концепцию изгнания ими киммерийцев и дальнейшего преследования.
Продолжение следует...