История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 12. Северные соседи скифов

Jul 30, 2023 09:48

Вокруг перечисленных ранее скифских групп ("царские", "кочевники", "пахари" и "земледельцы", ализоны и каллипиды) проживали другие народы, родственные и не родственные скифам. Геродот упоминает их в разных контекстах, останавливаясь частенько на этнографических особенностях этих экзотических для его читателей племен. Кажется, в предыдущих частях мы так или иначе упоминали уже практически всех скифских соседей, но следует еще раз остановится на этом вопросе. Итак, Геродот называет нам агафирсов, тавров, савроматов, меланхленов, будинов и гелонов, «особых скифов», андрофагов («людоедов», значит) и невров в качестве ближайших соседей скифов. Некоторые из этих народов, благодаря весьма точным указаниям «Отца истории» и археологическим исследованиям, мы можем локализовать весьма точно. С другими ситуация спорная. К первой группе относятся в первую очередь невры, тавры и савроматы. Их размещение и отождествление с археологическими культурами не вызывает споров практически ни у кого (хотя, в Сети есть весьма экзотические версии, всерьез мы их рассматривать не будем).


Невры
Невры давно и уверенно отождествляются с памятниками милоградской культуры, распространных вдоль Припяти в Южной Белорусии (примерно между Минском, Гомелем и Могилевым) и Северной Украине (примерно от водораздела Стыря и Горыни до Днепра), в общем в Полесье. Частично милоградские памятники распространены на Левобережье, в частности, в Подесенье, что соответствует данными Геродота о расселении невров в землях будинов. Невры особенно интересны потому, что вполне могут быть древнейшими упомянутыми в письменных источниках предками славян, хотя не меньше оснований видеть в них предков балтов. В любом случае, милоградцы явно служили субстратом одной из групп праславян. Нам невероятно повезло, поскольку Геродот даже приводит некоторые данные о культуре и истории этого народа. Они настолько специфические, что не могут не вдохновлять на сочинение фантастических романов о неврах.
Геродот: «У невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало их из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди будинов71. Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. Меня эти россказни, конечно, не могут убедить; тем не менее, так говорят и даже клятвенно утверждают это». Исходя из этого рассказа можно сделать вывод, что примерно в первой половине VI в. до н.э. (ближе к середине, думаю) невры подверглись некоему нападению или природному катаклизму (обычно считается, что под «змеями» надо понимать некий народ, возможно иллирийцев, но это вполне могло быть природное явление - резкое увеличение змей в районе проживания невров), что заставило их переселиться. Я всегда понимал этот рассказ, как переселение невров откуда-то из Прикарпатья на их новую родину в Полесье, «змеи» - иллирийцы прекрасно в эту картину укладывались. Но, прочитав книгу С.Е. Рассадина «Северные соседи Великой Скифии», узнал, что нет никаких оснований для этого. Речь идет о том, что часть невров из своей страны Невриды (область распространения милоградской культуры) перешла Днепр и поселилась на Левобережье. Это очень точно соответствует тому, что говорит археология, включая датировки. Рыбаков также подметил, что левобережные поселения милоградцев укрепленные, что указывает на столкновения, сопровождающие переселение части невров в будинские земли.
Будины и гелоны
О будинах, которых куда только не пытались запихнуть археологи, мы уже весьма подробно говорили в предыдущих частях. Вслед за Рыбаковым следует отождествлять этот народ с памятниками юхновской культурой (Черниговская, Брянская, Курская, Орловская области). Геродот отмечает их рыжие волосы, проживание в лесах, кочевой образ жизни (видимо связанный с подсечным земледелием, поскольку иначе в лесах сложновато кочевать) и даже приводит какой-то анекдот, где будины называются поедателями сосновых шишек. Анекдот этот был придуман, очевидно, более зажиточными и культурными соседями - гелонами. Они занимали лесостепные районы к юго-востоку от будинов (Полтавская область с окрестностями). Их центром было гигантское Бельское городище - античный «деревянный город» Гелон.


(Схема оборонительных сооружений Бельского городища)
Тавры
Тавры, славящиеся жертвоприношениями своей Богине-Деве иноземцев, занимали Горный Крым. Они уверенно отождествляются с памятниками кизил-кобинской культуры. Вместе с предками «скифов-пахарей» и будинов они относились к числу самых древних обитателей «Геродотовой Скифии».


Савроматы
Савроматы также весьма неплохо изученный археологами народ. Геродот помещает их сразу за Танаисом, то есть им принадлежала культура волго-донских степей. Возникла она примерно в одно время со скифской культурой Cев. Причерноморья, в VII в. до н.э. Далее на восток савроматская культура охватывала степи до Южного Приуралья и часть Западного Казахстана, однако кочевали ли там именно савроматы или уже другие кочевые объединения, что кажется более вероятным, мы точно не знаем. Я склонен ограничивать земли геродотовых савроматов Волгой. Согласно Геродоту, выше савроматов (очевидно, по течению Танаиса - Северского Донца) жили будины.


Андрофаги
За неврами и будинами простирались пустынные или почти пустынные земли. Археологи здесь в общем-то согласны с Геродотом. Единственное в чем ошибся Геродот, это то, что после пустыней, ограничивающей Невриду, по его мнению, уже не было никаких людей, тогда как дальше начинались земли, населенные разнообразными племенами на территории Прибалтики и Польши: лужицкой культуры, штрихованной керамики, западно-балтских курганов. Андрофагов Геродот помещает в Верхнем Поднепровье, за пустыней, ограничивающей по словам Геродота земли левобережных «скифов-земледельцев». Хотя, по идее, выше их еще должны были жить группы будинов и левобережных невров. Единственная культура, которую можно отождествить с андрофагами - днепро-двинская. Археология подтверждает относительно примитивный характер местного населения. Они продолжали использовать каменное оружие, например. Поселения свои огораживали земляными валами и/или частоколами, что намекает на воинственный характер местных жителей, так как с другими народами они не соседствовали. Исключение составляет лишь родственная культура штрихованной керамики. В общем, андрофаги, судя по всему, были предками восточных балтов, а в будущем - кривичей. Весьма любопытно, что в ареале культуры не найдено погребальных памятников - только городища и селища. Не отсюда ли растут корни «людоедства» андрофагов?

археология, античное, арии, скифы, сарматы

Previous post Next post
Up