ВЫкладываю продолжение моей "Фракийской истории". Лично на мой взгляд первые главы получились самыми сырыми и слабыми, но это вообще темная-притемная тема, которой почти никто не занимался в России. Только Цымбурский разве что, так как изучал Трою и индеврпейские переселения, приведшие к ее появлению и разрушению.
Древнейшие сведения по истории фракийцев мы находим в преданиях древних греков, фригийцев, вифинов и других народов Малой Азии, подтверждение которым находятся в дошедших до нас хеттских хрониках.
Эти источники повествуют о переселении многочисленных племен из Фракии в Малую Азию в XIII - XI вв. до н.э. Древнейшими переселенцами были праармянские племена. За ними последовали бриги, на новой родине получившие имя фригийцев, дарданы, тевкры, мисийцы, мигдоны, бебрики, мариандины, может быть пафлагонские племена, среди которых наиболее известными в то время были энеты - венеты, и мосхи - месхи. В переселении участвовали главным образом западно-фракийские племена, населяющие восточную Македонию, берега Стримона, современную Сербию и Косово. Вероятно основными участниками переселений были племена мезов - мисийцев - месхов, имя которых - «мушки» - закрепилось в хеттской традиции за всеми выходцами из Фракии, в частности за фригийцами. В современной науке есть весьма аргументированная теория, что все эти «мезийские племена» составляли единую прафракийскую группу, вытесненную в Азию собственно гето-фракийскими племенами, о которых и пойдет речь в этой работе.
Племена, которые хетты называли мушками собственно и стали основной причиной падения Хеттского царства. Однако, не все из них и не всегда были враждебны хеттам. Осевшие на северо-западе полуострова дарданы, тевкры и собственно мисийцы были, судя по хеттским и египетским источникам лояльны хеттам. Так дарданы участвовали на стороне хеттов в знаменитой битве при Кадеше. Легендарное Троянское царство, объединявшее под властью дарданской династии дарданов, тевкров и мисийцев, было вассалом хеттов и вероятно служило буферной зоной, препятствуя новым вторжениям из Фракии. Это объясняет преданность хеттскому Дому царя Вилусы - Илиона Алаксанду, который судя по приблизительной хронологии должен соотвествовать либо гомеровскому Приаму, либо, что более вероятно, его отцу Лаомедонту, которого согласно мифу убил Геракл, разрушив стены Трои (Троя времен Алаксанду разрушена землетрясением!), и походы «народов моря», среди которых мы находим все тех же дарданов, тевкров и мисийцев, на Египет, и описываемые Геродотом походы Приама во главе тевкро-мисийского войска против европейских фракийцев, в результате которых были покорены «все земли вплоть до реки Пеней». Геродот сообщает две легенды, относящиеся к этому времени - вифинскую и пеонскую. Согласно первой, тевкры изгнали со Стримона племя стримониев, которые переселившись в Вифинию приняли имя вифинов. Пеоны рассказывали, что они потомки тех самых тевкров, которые изгнали стримониев.
Этот этап переселений закончился Троянской войной и падением Хеттского царства. Разрушив Трою, ахейские полупиратские дружины обрушились на фракийское побережье, население которой было союзниками Трои. Геродот выделяет среди них киконов, пеонов и фракийцев Геллеспонта, то есть всего побережья Пропонтского моря, и фракийского царя Реса, связанного либо со стримониями, либо с эдонами. Один из таких набегов на киконский город город Исмару описан в «Одиссеи», другой - в мифе о разбойнице - эдонянке Гарпалике.
Новыми переселенцами в Азии стали уже собственно фракийские племена вифинов и финийцев. Из всех азиатов только их греческие писатели именуют фракийцами, а их страну Вифинской или Азиатской Фракией. Вероятно, это связано с тем, что переселение произошло достаточно поздно, уже на глазах новых хозяев Эллады - дорийцев и ионян, а значит было достоянием их истории, а не легендарной ахейской древности.
Вифинские предания называют предка вифинского народа Вифина братом Долонка, прародителя фракийцев - долонков, проживающих на Херсонесе Фракийском. Отцом Вифина был Зевс, а Долонка - Кронос, а их матерью - титанида Фрака. Согласно другому преданию отцом (иногда приемным) Вифина был фракиец Одрис.
Во Фракии, на противоположном Вифинии берегу проживали племена медовифинов и финнов, несомненно родственные азиатским племенам. Кроме того на Среднем Дунае проживали мезы, в Македонии - бриги, а в Иллирии - дарданы.
Помимо связанных с троянским циклом, Эллада сохранила множество мифов о столкновениях древних греков с фракийцами. Одним из подвигов Геракла было убийство царя бистонов Диомеда, чудовищных коней - людоедов которого желал получить царь Эврисфей. Кони убили слугу Геракла Абдера, в честь которого герой основал одноименный город. Миф об основании Византия рассказывает о войнах основателя города Бзанта с фракийским царем Гемосом и скифским (!) царем Одрисом. Не всегда греки вторгались во Фракию. Существовал круг мифов, связанных с племенем давлиев, завоевавших в глубокой древности область Фокиду. Первым царем давлиев в Фокиде был сын Ареса Пиреней, который покушался на честь Муз, то есть видимо захватил дары, предназначавшиеся Дельфийскому оракулу. Царь Флегий, прародитель флегиев, которых тоже считают фракийским племенем, также совершил нападение на Дельфы. Другой давлийский царь, тоже сын Ареса, Терей стал зятем афинского царя Пандиона, которому помогал в войне с соседним городов Элевсином. Элевсинский царь Келей в ответ пригласил другого фракийского царя Эвмолпа и его сына Имморада. Эвмолпиды стали царями Элевсина, а позднее, уже в классическую эпоху, самым влиятельным аристократическим родом в Афинах, так как являлись потомственными жрецами Элевсинских мистерий в честь Деметры и Персефоны, самого важного религиозного праздника в Афинском государстве, основателем которого традиция называет фракийца Эвмолпа.
Вообще многие тайные культы, в которых могли принимать участие лишь избранные посвященные - мисты, мистерии, были связаны своим происхождением с легендарными фракийцами. Самым знаменитым из них был певец Орфей, учеником которого был сам Эвмолп. Фракийское происхождение имели учение орфиков и культ Бога Диониса. С Фракией греки связывали также происхождение астрономии и астрологии. Так что фракийцы внесли немалый вклад в создание эллинской культуры, особенно в ее духовной области.
В отличии от мифологии в античной историографии сведений о фракийцах на удивление мало. До нас не дошло подробного описания Фракии, подобного IV книги «Истории» Геродота, посвященной скифам, «Германии» Тацита или «Запискам о Галльской войне» Цезаря. Судя по дошедшим до нас фрагментам, лишь Феопомп, описавший в IV веке до н.э. правление Филиппа Македонского, уделил значительное внимание истории Одрисского царства и его династии, к сожалению труд его не сохранился и дошел до нас лишь в передаче более поздних авторов. Краткое описание религии и обычаев фракийцев все же оставил Геродот, опиравшийся на труд своего предшественника Гекатея Милетского. Кроме того Фукидид оставил краткое описание одрисского государства времен Севта I, а Ксенофонт в «Анабазисе» описал деятельность Севта II, которому некоторое время служил в качестве наемника. Как ни странно, но создается впечатление, что, несмотря на многовековое совместное проживание, фракийцы оставались для эллинов более загадочным и неизвестным народом, чем далекие скифы. Фракия оставалась для древних греков страной свирепых воинов, поклоняющихся Аресу, страной мифов, где живет Северный Ветер - Борей и правят сыны Бога Войны, страной волшебников - поэтов. Страной , которую описал Гомер…
Сведения Гомера о фракийцах XIII - XII вв. до н.э. подтверждает археология. В начале 2го тысячелетия до н.э. анатолийскими золотых и медных дел мастерами были проложены торговые пути через Балканы, вдоль Среднего Дуная к золотоносным притокам Тиссы и к Трансильвании, где находились богатые месторождения меди. На всем прохождении этого торгового пути возникали очаги своеобразных культур, которые стали основой, на которой сформировались цивилизации фракийцев, иллирийцев и кельтов.
Очевидно, ключевым постом этой торговли была как раз Троя или [В]Илусса - Илион, на развалинах которой было найдено множество предметов фракийского происхождения, что доказывает теснейшие связи города с Фракией. Скорее всего именно это господствующее положение Трои на пересечении торговых путей из Азии в Европу послужило истенной причиной похода ахейских вождей. Тогда становится понятным, почему даже пеоны и киконы, получавшие большую выгоду от торговли, прислали в далекую Трою свои дружины.
Это время совпало с началом так называемым Эгейским переселением народов. Иллирийские племена с территории Венгрии дошли до Адриатики, покорив местные прафракийские племена, затем проникли в Эпир, вытеснив племена дорийцев, фессалийцев и беотов, которые в свою очередь обрушились на древние центры ахейской Микенской культуры, проникли в Италию. Часть иллирийцев вместе с греческими племенами заселили Фессалию, Этолию и Акарнанию. Греки тогда же проникли в Македонию, положив начало Македонскому царству. Смешавшись с покоренными прафракийцами иллирийцы положили начало племенам далматов, либурнов, дарданов и ардиэев (царем этого племени был Бардилис, основатель Иллирийского царства) на землях которых археологи выявили существование покоренного иллирийцами населения, культура которых однако стала основой иллирийской, о чем свидетельствует приемственность археологических культур, начиная с энеолита. Вероятно в родстве с иллирийцами находились и западно-фракийские племена трибаллов, мезов, пеонов и дентелетов, которые вели свой род от патриарха Иллира, что подтверждается отчасти археологией. Одновременно кельты осваивали обширные пространства Галлии и Германии.
Новый этап фракийской экспансии относится уже к VIII -VII вв. до н.э. и связан с вторжением на Ближний Восток киммерийцев из Северного Причерноморья. Как и в XII веке до н.э. в новом переселении в Малую Азию участвовали западные племена. Страбон называет в числе союзников киммерийцев племя треров, осаждавших Сарды. Помимо этого прослеживается участие в киммерийских походах эдонов и вероятно траллов.
Ассирийские хроники, римский географ Страбон, бережно собравший сведения о древнейшей истории Средиземноморья, а также Библия, зафиксировавшей контакты иудеев с северными племенами, позволяют нам составить представление о деятельности фракийцев в Азии.
Сведения эти относятся главным образом к киммерийцам. Самих киммерийцев многие исследователи считают фракийским или по крайней мере родственным им народом. Начиная с IX - VIII вв. до н.э. киммерийцы начинают регулярно совершать походы в Переднюю Азию. Восточной группе племен из районов Прикубанья удалось закрепиться в Закавказье, где возникло Киммерийское царство. В конце VIII - начале VII века до н.э. основная часть киммерийцев покидает Северное Причерноморье, оставив степи идущим с востока скифам. Лишь в Горном Крыму (тавры), на берегах Керченского пролива (Боспор Киммерийский) и Кубани сохранилось киммерийское население. При этом прикубанско-донская группа племен двигалась по черноморскому побережью Кавказа, идя очевидно на соединение с закавказскими сородичами, а западная, днестровско-днепровская группа двигалась через Балканы, переправляясь через Проливы в Малую Азию. Именно с этой группой связана знаменитая легенда о киммерийских царях рассказанная Геродотом: узнав о приближении скифов, киммерийский народ решил бежать, но этому воспротивились их цари. Когда они поняли, что киммерийцы не желают слушать их, цари разделились на две группы и сошлись в битве, пока не перебили друг друга. Киммерийцы похоронили их на берегах Днестра, насыпав в их честь курганы, стоящие еще во времена «отца истории».
На Балканах к киммерийцам присоединились некоторые фракийские племена. Исходя из того, что присоединились только западные племена и совершенно не отмечено участие восточных, можно заключить, что передвижение киммерийцев через Фракию было мирным и вероятно санкционированным . С другой стороны мы видим, что западные племена испытывали давление. Агрессором могли быть иллирийцы, стремящиеся к новым землям македонцы или какое-то набирающее силу фракийское племя, вероятнее всего пеоны.
Судьбы двух групп киммерийцев в Азии сложились по-разному, но конец их ждал один. Кавказские киммерийцы сыграли важную роль в противостоянии Ассирии и Урарту, воюя то на одной стороне, то на другой, то против всех. В конце концов они выбрали сторону урартов и потерпели поражение от ассирийских союзников мидийцев - ариев и скифов и были истреблены.
Не менее активно проявили себя и малоазийские киммерийцы. Страбон сообщает, что они «в гомеровские времена или немного раньше опустошили набегами целую область от Боспора вплоть до Ионии». У него же находим сведения о походах в Пафлагонию и Фригию. Фригийское царство, бывшее со времен падения хеттов гегемоном в Малой Азии, пало под ударами киммерийских всадников, а фригийский царь Мидас покончил с собой. Затем настала очередь соседних земель. Киммерийцы обрушились на Лидию и взяли ее столицу Сарды, в связи с осадой которой впервые упоминаются треры. Скоро однако киммерийцы и их союзники получили серьезный отпор. Царь Лидии Аллиат собрал войско и разбил киммерийцев, положив конец их бесчинствам.победа была достигнута благодаря тому, что Аллиат использовал конницу, созданную по примеру киммерийской. После победы над последними, лидийцы быстро набрали силу, объединив при внуке Аллиата Крезе всю Западную Анатолию, в том числе азиатских фракийцев - вифинов и финийцев.
После поражения киммерийцы, согласно Геродоту, осели на полуострове, где «находится теперь город Синоп», очень скоро остатки их были поглощены местными племенами, а их имя исчезает из истории.
Однако нас здесь больше интересует судьба треров. Итак, они были союзниками киммерийцев в Лидии и Фригии. В связи с этим любопытно будет вспомнить Библию. В так называемой «Таблице народов», рассказывающей о сыновьях Ноя и заселении Земли после Потопа их потомками, упоминаются семь сыновей Иафета, которые получили по жребию северные земли: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Тубал, Мешех и Тирас. Гомер (ассирийские гиммирай) - это киммерийцы, Мадай - мидийцы, Иаван - по мнению историков греки - ионийцы, Мешех - месхи, Тубал - древнее хеттское княжество в Киликии, Магог - неизвстное кочевое племя, живущее по соседству с тубалцами и месхами, а вот Тирас - это фракийцы - треры.
«Таблица народов» - это документ зафиксировавший контакты израильтян с окружавшими их в VIII - VII вв. до н.э. народами. Отсюда можно сделать несколько интересных для нас выводов:
1. киммерийцы в своих походах добирались до Палестины;
2. это были малоазийские киммерийцы, так как рядом упоминаются треры;
3. треры сопутствовали киммерийцам не только в Малой Азии, но и в более отдаленных местах;
4. треры были именно союзниками, равноправным партнером, а не подвластным киммерийцам племенем, так как в противном случае история вряд ли сохранила бы их имя;
5. последнее в свою очередь свидетельствует о многочисленности и силе треров , так как киммерийцам, сильнейшему народу той эпохи, победителям могучих армий ближневосточных держав, не составило бы труда подчинить небольшое племя и распространить на них свое имя.
Самостоятельность треров от киммерийцев подтверждается их дальнейшей судьбой. После победы Аллиата треры осели в завоеванной ими Фригии, возродив ненадолго древнее царство, но быстро ассимилировались среди родственного народа. Некие фракийцы осели также в области лидийских Сард. Историк VI века до н.э. Ксанф Лидийский утверждал, что название «Сарды» дали городу переселенцы - фракийцы и означает на их языке «год» или «солнце». Это сообщение возвращает нас к вопросу об этнической принадлежности сардов - шардонаев из числа египетских «народов моря», а также к соседнему с трерами фракийскому племени сердов. Спустя три столетия треры упоминаются Фукидидом, как небольшое пограничное с трибаллами племя, подвластное одрисам. Очевидно это остатки грозного племени, чье имя гремело некогда во Фракии. Можно предположить, что их уход в Азию был связан с противостоянием с воинственным соседом, в котором треры потерпели поражение и большая их часть была вынуждена бежать, а остатки укрылись в горах.
В то самое время, когда треры вместе с киммерийцами наводили ужас своими грабежами на всю Азию от Трои до Иерусалима, на их Родине активно действовали эллины, захватившие лучшие земли и гавани на побережье и оттеснившие фракийцев от моря. С другой стороны скифы, занявшие после ухода киммерийцев степи Северного Причерноморья стали совершать частые грабительские набеги на Фракию. А на юго-западе набирало мощь Македонское царство. Ситуацию усугубляли постоянные междоусобные войны, терзавшие страну, в которых несомненно враждующие стороны искали поддержки у соседей - эллинов, македонян и скифов.
Особенно тесными стали контакты Эллады и Фракии в VI в. до н.э.при афинском тиране Писистрате, который наладил тесные связи с племенами Юго-Западной Фракии, в том числе с эдонами, получив доступ к золотым рудникам горы Пангея. Тогда же, на другом, юго-восточном конце Фракии хозяева Херсонеса Фракийского долонки страдали от постоянных набегов соседнего воинственного племени апсинтиев. По совету Дельфийского оракула они пригласили к себе знатного афинянина Мильтиада, сына Кипсела, которому вручили тиранскую власть. Мильтиад привел с собой множество колонистов и отделил Херсонес от материка стеной, воспрепятствовав набегам апсинтиев. Ему наследовал его племянник Стесагор, погибший в войне с лампсакийцами. Писистратиды послали на Херсонес брата Стесагора Мильтиада II, который значительно укрепил свою власть, взяв в жены дочь царя фракийцев Олора Гегесепилу. Потомком этого рода был историк Фукидид, унаследовавший от предков долю с пангейских рудников, что делало его одним из богатейших людей в Европе того времени.
В Олоре часто видят царя долонков, но правителей долонков Геродот, повествующий о призвании Мильтиада, характеризует, как мелких правителей, правящи землей долонков совместно и именно отсутствие твердой власти единого царя мешало долонкам дать отпор апсинтиям и привело к призванию афинян. Олор же, как отмечала Т. Златковская, был могущественным правителем, о чем говорит его титул «царя фракийцев». В ранней греческой историографии этим титулом награждали царей, стоящих во главе нескольких племен. В частности таким титулом наделялся Ситалк Великий, а также Рес, герой «Илиады», в отличии от других вождей, сражавшихся под Троей. То, что потомок царя Олора Фукидид был наследником доли в пангейских рудниках, которыми владели цари окрестных племен, говорит о том, что владения Олора находились в этой области.
Именно здесь были найдены многочисленные монеты фракийских племен, символика которых свидетельствует о том, что племена эти были очень тесно связаны друг с другом. Существование сильного союза фракийских племен Юго-Запада убедительно доказала Т. Златковская. Монеты позволяют определить, что в союз входили 10 племен: оррески, эдоны, ихны, зеелии, дионисии, летайи, дерроны, бисальты и еще одно неизвестное по имени племя. Кроме того монетная символика, во-первых, свидетельствует о том, что федерацию возглавляли оррески, а во-вторых, что союз представлял собой скорее амфиктионию вокруг культа Бога Диониса. Не всегда эти племена входили в «Священный союз», так бисальты позднее входили в объединение с крестонами и управлялись одним царем - фракийцем. Самостоятельным племенем позднее выступают также эдоны. Т. Златковская предположила, что именно этот союз стоит за уничтожением афинских колонистов, захвативших эдонское поселение «Девять путей» объединенными силами фракийцев у Добера в Эдонии. Также Златковская разделяла мнение, что книга «Долония» являлась в «Илиаде» поздней вставкой времен Писистратидов. Согласно этой гипотезе, царь Рес был реальным правителем того самого «Священного союза», о чем говорит его титул «царя фракийцев», предшественником Олора, что его деятельность произвела на греков такое большое впечатление, что они внесли его в число героев своего священного сказания!
Главная загадка этого фракийского объединения заключается в том, что нам не известно его имя! Оррески не упоминаются ни в одном древнегреческом произведении. Поэтому возникла гипотеза, что этот союз племен скрывается под другим именем. В данном регионе и в данное время существовал лишь один могущественный племенной союз - сатры.
Сатры занимали обширные области в Родопах и на горе Пангей (совр. Крушница) до реки Стримон, к северу от эдонов и одомантов. Геродот сообщает о сатрах, что это единственное фракийское племя, которое вплоть до его дней сохранило свободу, имея в виду, что их не удалось покорить ни персам, ни одрисам, ни македонцам. Кроме того «отец истории» говорит, что сатрам принадлежит знаменитый оракул Диониса, находящийся высоко в горах, которому служат Бессы - один из родов сатров! Все это, при том, что кроме эдонов и бисальтов ни одно из вышеперечисленных племен не упоминается в других источниках не упоминаются, позволяет согласиться с тем, что они скрываются под именем сатров. Наконец на карте просто нет места для этих племен, если предположить, что все без исключения источники просто не заметили сильный и высокоразвитый племенной союз с собственной монетной системой! Другая странность заключается в том, что и сатры после Геродота нигде более не упоминаются! Уже младший современник его Фукидид не знает сатров, хотя служил, а потом долгие годы изгнания прожил в области, соседней землям сатров. Однако, он упоминает могущественных и независимых от одрисов родопских горцев диев. Уместно предположить, что именно сатры снова выступают перед нами под новым именем… чтобы снова исчезнуть и появиться через несколько веков под именем Бессов, под именем жреческого рода сатров, упомянутого еще Геродотом! Ни одна другая фракийская народность не вызывает столько вопросительных и восклицательных знаков, как оррески - сатры - дии - Бессы.
В отличии от остальных племен Сатрейского союза, эдоны и бисальты не входили постоянно в него. Даже когда они входили в союз, то пользовались зачительной автономией. Это отраженно и в монетах. Собственно положение этих племен можно выразить так: эдоны и бисальты входили в амфиктионию оракула Диониса и в экономическую систему сатров, но не входили в племенной союз сатров.
Эдоны пожалуй самое известное в Элладе фракийское племя. Мифология знает множество эдонийских царей. Это Ликург, Дриант, Сифон, правивший во время Троянской войны, царь Рес назван в «Илиаде» сыном Эионея, эпонима города Эион на Стримоне. С эдонами была тесно связана мифология Бога Диониса. На рубеже VI -V вв. до н.э. известен царь эдонов Гета. Эдоны долгое время самостоятельно вели борьбу с афинянами за обладанием поселением Девять путей. Лишь, когда десять тысяч афинских колонистов захватило эдонское поселение начали совершать походы вглубь страны , эдоны объединились с соседями и общими усилиями истребили захватчиков. Афинянам удалось захватить Девять путей, на месте которого был основан город Амфиполь, лишь в результате междоусобицы, охватившей эдонский правящий род, о чем сообщает Фукидид.
Во Фракии бушевали войны, оставшиеся нам не известными, но мы можем судить о них по косвенным данным. Гекатей Милетский, предшественник Геродота, называет в своем труде 12 фракийских племен: бантии, дарсии, дасилы, дисоры, евтрибы, киконы, ксанты, сатры, сатрокенты, синдоны, синдоны и трисплы. Большинство этих племен не известно уже Геродоту. При этом он сообщает, что во владениях киконов находились области Бриантика и Ксантия, из чего следует вывод, что киконы подчинили соседние племена ксантов и бриантов. Возможно сатрокенты стали жертвой сатров. О сапеях известно, что они покорили племя дерсеев, область апсинтиев была переименована в область корпилов и т.д.
К приходу персов во Фракии шла война всех против всех, не удивительно, что для эллинов, тоже весьма воинственного народа, северная страна казалась уделом Бога Войны. Наибольших успехов добились пеоны. Именно с них начинает свой рассказ о Фракии Геродот. Точнее с рассказа об их походе на Перинф - город на побережье Пропонтиды. Уже одно это обстоятельство говорит силе пеонов в конце VI в. до н.э. Страбон добавляет: «В древности пеоны владели большей частью Македонии, подчинили Крестонию, Мигдонию и земли агрианов до Пангея». Геродот называет многочисленные пеонийские племена: сириопеоны, пеоплы, доберы, агрианы, одоманты и многие другие, не названные по имени, живущие на озере Прасиада и вокруг него. Уместно предположить, что именно их агрессия привела к переселению треров в Азию.
Не менее активно вела наступление на соседей Македония. Рост Македонского государства ярко описал Фукидид (II, 99, 2): «Ведь к Македонии относятся также линкесты, элимеоты и другие племена в верхней области, союзные и подвластные македонянам, но управляемые своими царями. Приморскую область (которую мы называем Македонией) впервые завоевали Александр, отец Пердикки, и его предки Тимениды, в древности прибывшие из Аргоса, и воцарились там. Они силой изгнали из Пиерии пиеров, которые впоследствии поселились за Стримоному подошвы Пангея в Фагрете и других местах (еще и поныне обращенная к морю область у подошвы Пангея называется Пиерийским приморьем). Из области же под названием Боттиея они изгнали ее жителей боттиеев, живущих ныне по соседству с халкидянами. В Пеонии македоняне владели узкой полосой земли вниз по реке Аксий до Пеллы и моря. Затем они изгнали эордов из земли еще и теперь называемой Эодией. При этом большинство эордов погибли, а оставшаяся часть поселилась около Фиски. Из Алмопии же были вытеснены алмопы. Македоняне подчинили себе и владеют доныне разными местностями, принадлежавшими прежде другим племенам, таким как Анфемунт, Грестония, Бисальтия и большая часть собственно македонской земли». Большая часть этих завоеваний была сделана уже после изгнания персов из Европы. На кануне персидского вторжения эти земли главным образом принадлежали пеонам.
Итак, мы приближаемся к событию, которое изменило всю историю Средиземноморья - к греко - персидским войнам.