Создание Фракийского государства Одрисов - державы по тем временам огромной - прошло в истории их соседей - эллинов незаметно. В греческих источниках о тех событиях мы находим лишь фрагментарные сообщения. Дело вероятно в том, что эллинские историки освещали в своих трудах важные для Эллады периоды: Геродот - историю греко-персидских войн, Фукидид - Пелопонесские войны. Деятельность создателя Фракийского царства Тереса I относится как раз к периоду между изгнанием персов из Европы в 480 г. до н.э. и началом войны между Афинами и Спартой в 431 г. до н.э. Этот отрезок времени остался вне поля зрения наших главных источников.
Установление дипломатических контактов между Афинским государством и Одрисами, у которых правил к тому времени уже сын Тереса Ситалк, произошло лишь в 431 г. до н. э. Одрисское царство в это время - уже огромное и сильное государство, влияние которого распространяется на многие соседние земли. Мнение фракийского царя должен учитывать в своей внешней политике царь Македонии. Спартанские полководцы начали активное наступление против афинян во Фракии только после того как наладили хорошие отношения с Одрисами.
О правителях Одрисского царства нам известно очень немного. Собственно фракийские источники, если таковые вообще были, до нас не дошли. Из греческих и римских авторов, насколько об этом можно судить, более или менее подробно занимался одрисской историей только Феопомп, придворный историк Филиппа II Македонского, описавший в связи с македонско-фракийской войной историю предков главного соперника своего покровителя одрисского царя Керсоблепта, начиная с Тереса I. При этом Феопомп мог использовать семейные предания Тересидов, представители которых признали власть македонского царя и входили в его ближайшее окружение.
Впервые мы встречаем имя Тереса в IV книге «Истории» Геродота, в рассказе о судьбе скифского царя Скила и его брата Октомасада, «сына дочери Тереса» и скифского царя Ариапифа. Имя первого царя Фракии упоминается без, каких бы то ни было пояснений, что говорит о том, что современникам «отца истории» оно было хорошо известно в связи с событиями, происходившими во Фракии после изгнания персов. Из этой короткой фразы нам становится понятным то политическое положение, которое занимал Терес и его наследники в международных отношениях V века до н.э.: великий царь Скифии занимал место, не уступающее по статусу персидскому «царю царей». Последнее подтверждается сообщениями Помпея Трога и Иордана Готского, согласно которым персидский царь Дарий I просил руки дочери скифского царя Иданфирса (Антир у Иордана, Иантир у Помпея Трога). Отказ последнего и стал причиной знаменитого похода Дария. Брак как средство международной политики был возможен только между равными и оговаривался множеством нюансов. Ариапиф, сын Иданфирса, женившись на дочери Тереса, признал Фракийское государство, а оно в свою очередь входило в тройку могущественнейших «варварских» держав того времени. Это подтверждает Фукидид, характеризуя царство Одрисов как «великое». Это первое.
Во-вторых, женитьба Ариапифа на одрисской царевне стала гарантом мира между скифами и Одрисами. Миру надо полагать предшествовала война. Это в свою очередь возвращает нас к событиям Ионийского восстания 499 г. до н.э., когда скифы, восстановившие свои силы после похода Дария, вторглись во Фракию, дойдя до Геллеспонта и Херсонеса Фракийского. По всей видимости, скифы разоряли северо-восточные территории вплоть до 480 г. до н.э. и возможно, что именно борьба с ними не позволила жившим здесь племенам, подвластным персам (гетам, нипсеям, скирмиадам, вероятно Одрисам), участвовать в походе Ксеркса на Элладу в 481 г. до н.э. После изгнания персов, главной противостоящей скифам силой стали Одрисы и их царь Терес. Война со скифами, в ходе которой было утверждено международное положение нового государства, закончилось, судя по тому, что скифы к югу от Дуная не закрепились, победой фракийцев.
Мирные отношения Одрисов с персами позволили им сохранить свои силы нерастраченными. Их основные соперники на востоке Геты были серьезно ослаблены поражением 512 г. до н. э. После распада Пеонийской гегемонии под ударами Мегабаза и ухода персов в 480 г. до н. э., Одрисы оказались единственным племенем во Фракии способным противостоять македонской и скифской угрозе и неизбежно должны были возглавить фракийцев.
Младший современник Геродота Фукидид, знакомя своих читателей с наследником Тереса Ситалком Великим, с которым во время Пелопонесской войны заключили союз афиняне, писал: «А этот Терес, отец Ситалка, был первым основателем великого Одрисского царства, включавшего большую часть Фракии (хотя многие фракийские племена оставались независимыми ). Впрочем, этот Терес не имеет никакого отношения к Терею, супругой которого была Прокна, дочь Пандиона из Афин». Этот любопытный пассаж свидетельствует о том, что в воображении афинян воинственный основатель «великого Одрисского царства» ассоциировался с мифическим царем фракийцев-давлиев Тереем, сыном бога войны Ареса.
Воинственность Тереса подтверждается Плутархом. Он приводит слова одрисского царя о том, что если он не воюет, то ему кажется, что он мало отличается от своих конюхов. В словах этих мы видим туже идеологию воинской фракийской знати, которая отражена Геродотом, сообщающим, что фракийская аристократия с презрением относится к земледелию и ремеслам, считая достойными занятиями лишь войну, охоту и разбой.
Продолжатель Фукидида Ксенофонт в своем «Анабазисе» добавляет некоторые факты из жизни Тереса: «Рассказывали, будто в прежние времена Тер, предок Севта (Севт II - праправнук Тереса, - А.К.), в этой самой стране, имея при себе большое войско, понес большие потери от тех же врагов, причем у него был даже отнят обоз. Враги эти были тины, по рассказом, самый опасный противник в ночном бою» (кн. VII, 11,22).
Из приведенного сообщения мы видим, что стремления Тереса объединить Фракию под властью Одрисов встречали серьезный отпор со стороны племен. С другой стороны, судя по приведенному рассказу, для фракийцев живущих через 100 лет после смерти основателя Фракийского государства, Терес - фигура почти легендарная, герой, поражение которого от какого-то племени является самой высокой оценкой их боеспособности и вызывает суеверный страх перед ним.
С деятельностью Тереса есть искушение связать два важных события, которые произошли в 467 г. до н. э. Во время войны афинян с Фасосом за обладание золотыми рудниками Пангейской горы, афиняне отправили на Стримон 10 000 военнопоселенцев. Их целью было захватить поселение «Девять Путей» в земле эдонян, важное в стратегическом и экономическом отношении. Афинянам удалось захватить «Девять Путей», но при дальнейшем продвижении их в глубь страны фракийцы разбили их объединенными силами в битве при Драбеске. В том же году фракийцы совершили крупный набег на Херсонес Фракийский, принадлежащий Афинам. Победу при Драбеске Т.Д. Златковская связывает с племенным союзом сатров, в который входили эдоны. О сатрах однако, Фукидид не сообщает вообще ни слова. Нападение на Херсонес могли совершить только фракийцы, подвластные Тересу. Если подчинение сатрейских племен Одрисам вызывает справедливую критику Т.Д. Златковской, то наличие связи между битвой при Драбеске и херсонесским набегом вероятнее всего имел место. В этом случае скоординировать действия фракийских отрядов на Стримоне и в Херсонесе мог только один человек - Терес. Учитывая, что эдоны и другие племена междуречья Неста и Стримона не входили в состав Одрисской державы и позднее, можно предположить, что в этот период сатры и эдоны поддерживали с Одрисами дружественные отношения. По всей видимости, и города Западного Понта, в особенности Аполлония и Мессембрия, с самого начала его правления вошли в сферу господства Одрисов.
Римский писатель Лукиан из Самосатты, опираясь на труды Феопомпа, сообщает, что Терес умер в возрасте 92 лет и относит его к числу долгожителей античной эпохи. Случилось это между 450 и 431 гг. до н. э. Этот без сомнения великий правитель и воитель сумел объединить многочисленные, воинственные и вольнолюбивые племена в единую державу, выдвинув ее сразу в первую тройку государств Средиземноморья. Более того этот человек имел достаточно мудрости, чтобы не притеснять покоренные племена, но создать условия, где все были равны, благодаря чему сам Терес и его ближайшие приемники по праву носили титул «царя фракийцев».
Вот собственно и все, что мы можем сказать о Тересе I, опираясь на на античные источники, однако дополнительные сведения о его деяниях обнаружились там, где казалось бы их быть не может!
Исландский писатель, историк и политик XIII века Снорри Стурлсон, опубликовавший в своих трудах «Младшая Эдда» и «Круг Земной» древнейшие мифы и предания скандинавов, приводит в числе прочих предание о происхождении правящих родов Швеции, Норвегии, Дании и англо-саксонских королевств Британии от древнего властителя Одина. Согласно преданию Один пришедшел со своими родичами и народом в Северную Европу из Фракии! С немного переработанным вариантом этой легенды мы встречаемся также в «Деяниях Данов» Саксона Грамматика и в других сагах, судя по всему, оно было знакомо и англо-саксонским генеалогиям, а «Сага о Хервер» добавляет к числу потомков Одина конунгов Гардарики - Руси.
Согласно Снорри, Один был конунгом Фракии и восемнадцатым потомком первого фракийского конунга Трора или Тора. Один оправился на север, получив предсказание, что там его имя будет превознесено выше имен всех конунгов. Снорри приводит родословную Одина, имена предков которого взяты из скандинавских мифов и англо-саксонского эпоса. Однако интерес для нас представляет имя основателя династии: «Трор» или «Тор».
Тор - в скандинавской дохристианской традиции верховный бог, громовержец и защитник людей от чудовищ. В мифологии «Эдды» Тор могучий бог - богатырь, сын Земли и верховного бога Одина. Вообще эддические мифы имеют мало общего с реальной скандинавской культовой практикой и близки скорее к иранской традиции. Впрочем, происхождение «Эдды» - это тема отдельного разговора.
В интересующем нас предании Тор - сын героя Троянской войны Мемнона и Троан, дочери «великого конунга» Трои Приама. Мемнон отдал сына на воспитание герцогу Фракии Лорикусу. Отличавшийся огромной силой Тор в возрасте 12 лет убил Лорикуса и его жену и стал первым конунгом Фракии (титул конунга выше герцогского). Далее он совершает множество подвигов: истребляет чудовищ, великанов и берсерков, убивает дракона, совершает путешествие на Север, откуда привозит себе жену - прорицательницу Сивиллу или Сив.
Аналогия несомненна: первый конунг Тор и первый царь Тер(ес). О том, кем мог быть «Один» и где он мог править, мы поговорим ниже. Сейчас же попробуем узнать, что может поведать о Тересе северное предание, предположив, что фракийцы действительно передали скандинавам часть своего эпоса о первом царе.
В северном предании Терес был назван сыном Мемнона и троянской царевны. Вероятно, одрисская династия действительно возводила свой род к троянским царям. Эта традиция была довольно распространена в Европе. К родичу царя Приама Энею возводили свой род цари латинского города Альба Лонги и их потомки Юлии, к роду которых принадлежал Гай Юлий Цезарь и императоры династии Юлиев-Клавдиев. Троянец Антенор, советник Приама, считался предком у италийских венетов. Франкские Меровинги возводили свой род к сыну царевича Гектора или его брата Елена. Во Фракии к троянцам возводили свой род также Пеоны. Геродот несколько раз приводит легенду о завоевании троянцами - тевкрами и мисийцами Фракии незадолго до Троянской войны, с чем вероятно и были связаны пеонская и одрисская генеалогическая традиция.
Согласно преданию Снорри, после истребления во Фракии чудовищ (символическое отображение борьбы Одрисов с независимыми племенами и захватчиками?), Терес отправляется на Север, где находит себе жену - провидицу Сивиллу. Не связано ли это путешествие с походом Дария на скифов, в котором молодой тогда Терес мог принимать участие как союзник персов или с войной самого Тереса со скифами?
«В V в. до н.э. скифы, фракийцы и греки находились в относительно мирных отношениях, экономически как бы дополняя друг друга. Это не замедлило сказаться на быстром социальном развитии "варваров". Напомним, что это был период расцвета скифского государства. Престижная экономика процветала, обеспечивая нужды скифской знати, которая, судя по всему, была связана какими-то, может быть, родственными отношениями с высшими слоями фракийского общества. Скифы время от времени совершали набеги на ахеменидские земли, вовлекая фракийцев в военные действия». Так характеризует эту эпоху во фракийской истории Л. Н. Корякова. У нас есть веские основания, чтобы считать создателем этого нового мира именно Тереса. Своему приемнику он оставил сильное и влиятельное государство, налаженные контакты с греческими городами и замиренную границу со скифами, с царем которых Терес породнился, выдав за него свою дочь. Вероятно, дружественные отношения царь Одрисов поддерживал и с персами, военная колония которых в Дориске (устье реки Марицы) находилась во владениях Тереса и могла выстоять только при хороших отношениях с фракийцами. А персов из Дориска афиняне не смогли выбить даже в начале Пелопонесской войны, притом, что афиняне полностью контролировали море.