Балканские корни Зарубинецкой культуры, как подтверждение моей гипотезы

May 25, 2013 02:46

Неожиданно для самого себя только что нашел подтверждение одной из своих гипотез! Уже давно я предположил, что Зарубинецкая археологическая культура своим происхождением связана с миграцией племени трибаллов их северо-западной Фракии и их соперников автариатов - иллирийского племени с территории Черногории. О переселении этих племен сообщает нам римский географ и компилятор Страбон. С этой миграцией я связываю возникновение дунайско-карпатской племенной группы словенов или склавинов, которые отличались в 6 веке от родственных племен венедов и антов. На мысль о тождестве зарубинцев с предками словен - носителей Пражско-Корчакской культуры 6-7 вв. меня натолкнули два обстоятельства:
1.     Тот факт, что именно на территории распространения Зарубинецкой культуры в конце 1 в. н.э. географ Птолемей помещает ставанов, в которых соблазнительно увидеть искаженное «ст(л)аваны» - «славяне»;
2.     Вторым обстоятельством, убедившим меня в собственной правоте, стала работа Максима Жиха, в которой он говорит, в сущности, о том же самом, доказывая, что носители Именьковской культуры на Средней Волге называли себя славянами.
Возникновение этой культуры связано с миграцией пшеворцев и зарубинцев в 4 веке н.э. Если именьковцы называли себя славянами (а сомневаться в этом нет достаточных оснований) уже тогда, то логично предположить, что имя славян носил кто-то из их предков. И этим предком могут быть только зарубинцы! Миграцией поздних зарубинцев вместе с черняховским населением и гуннами на Дунай в 4-5 веке можно объяснить первую фиксацию славян письменными источниками именно  в этом регионе.
В своем исследовании «Зарубинецкая культура и латенизированные культуры Европы», изданной Национальной академией наук Украины в 2006 году, С.П. Пачкова приходит к выводу, что культура формировалась на местных началах, но испытала существенное влияние неких мигрантов, которое как правило связывают с миграцией скиров и бастарнов в Поднестровье. С походами бастарнов на Балканы (179-169 гг. до н.э.) и участием в них зарубинцев связывают так же проникновение в Зарубинецкую культуру латенского влияния в его юго-восточном варианте. «В проникновении кельтской вуали в Зарубинецкую культуру и в ее характере четко прослеживается два пути. Первый - это северо-западный, ассоциируемый с мигрантами из Северной и Средней Европы, прежде всего, с представителями Ясторфской культуры и присоединившимися к ним по пути следования представителями других культур. Этот путь и принесенный стиль латенизации можно назвать ясторфским или, вернее, бастарнским. Второй - это юго-западный, заимствованный из различных латенских
и латенско-иллирийских культур в Карпато-Днестровско-Дунайском регионе. Этот стиль можно назвать южным или латенским. Но принесли его сами зарубинцы - выходцы из Полесья и Поднепровья, которые участвовали в нашествии бастарнов в Подунавье, начиная с первой волны в
конце 3 в. до н. э.» - пишет в Заключении автор. В числе особых черт юго-восточного происхождения у зарубинцев госпожа Пачкова выделяет:
- появление треугольных фибул, ставших этнографическим маркером зарубинцев;
- детали юго-восточного латенского обряда;
-  проникновение к зарубинцам родосских амфор с клеймами 220-180 гг. до н.э.;
- другие элементы Латенской культуры, которые не зафиксированы у ясторфцев.
Даже появление этнонима «венед» автор связывает с этими походами! Сложно конечно спорить с таким научным авторитетом, но возьму на себя смелость  возразить. Сложно представить, что в условиях племенного общества, свято хранящего древние обычаи, воины, совершившие набеги на Балканы могли позаимствовать оттуда какие бы то ни было обряды. Более вероятно предположить, что эти и другие новые черты принесли в Восточную Европу мигранты с Балкан! Это согласуется с мнением тех археологов, которые считали зарубинцев пришельцами, завоевавшими или мирно занявшими земли местных племен, потомков милоградцев, продолжавших занимать свои земли. Именно в 3 в. до н.э. могущественные некогда балканские племена трибаллов и автариатов покинули Балканы под натиском галатов, основавших во Фракии и Иллирии царства Тилы и Скордисков. Следы их теряются за Дунаем. Характерно, что эти племена, носители общей с кельтами гальштатской культуры, некоторое время уже жили по соседству с галатами - латенцами и закономерно испытывали на себе влияние родственной более продвинутой культуры. Это влияние они могли принести с собой на Север.
Трибаллов относят, как правило, к фракийцам, на том железобетонном основании, что проживали они во Фракии. Однако, сами трибаллы видимо были иного мнения и с лютой яростью сражались со своими «родичами» одрисами. Трибаллы оказались единственным из фракийских племен, кто сумел остановить натиск свирепых одрисских аристократов, объединивших силой или дипломатией почти всю Фракию. Подтверждает эту догадку Полибий, который прямо относит трибаллов и соседние с ними племена Западной Фракии к числу потомков патриарха Иллира. Следовательно трибаллы были гораздо ближе к иллирийцам автариатам, нежели к фракийцам - одрисам. С трибаллами и другими «потомками Иллира» во Фракии, я склонен связывать описанный Геродотом погребальный обряд «фракийцев, живущих выше крестонеев» (Крестония - одна из восточных областей Македонии), который чуть не дословно повторяет славянский обряд погребения, описанный полторы тысячи лет спустя арабом ибн-Русте!    
Языки фракийской и иллирийской группы племен остается предметом дискуссии, но следует отметить, что как минимум они были близки славянским и балтским наречиям. В частности, в соседней с трибаллами Паннонии, которую населяли родственные им и автариатам иллирийские племена, римские источники отмечают племя с понятным для нас именем «озериаты»! Озериаты исчезают с завоеванием Паннонии римлянами. В отличии от их соседей анартов и таврисков, которых Птолемей отметил в Дакии, озериаты исчезают навсегда из источников, но вероятно они двинулись в том же направлении,  что и их боевые товарищи, только ушли дальше Дакии и поменяли имя. Славянские по звучанию гидронимы римские источники отмечают в соседних с трибаллами и Паннонией районах Дакии.  Все это как нельзя более согласуется с летописным преданием о происхождении славян!
В совокупности, все эти факты подтверждают мою гипотезу о том, что именно трибаллы и автариаты были создателями Зарубинецкой культуры и как следствие, они являются предками словенских племен Пражско-Корчакской и Именьковской культур.

археология, Фракия, славяне, иллирийцы, Зарубинецкая культура, фракийцы, зарубинцы

Previous post Next post
Up