Человек взаимодействует с духовным миром через мысли и воображение. Непроизвольно "приходящая на ум" мысль именуется помыслом. Такие мысли и образы, происхождение которых мы не можем себе объяснить, часто приходит извне. Логика "своей" мысли человеку более-менее понятна. Например, когда мы вспоминаем что-то, реально бывшее с нами в прошлом, у нас нет сомнения, будто бы это воспоминание пришло "извне": оно знакомо и понятно нам, нам известно его происхождение.
Приходящие извне помыслы играют в нашей жизни довольно большую роль. А в вопросах православной аскетики их роль - одна из определяющих. Всякому поступку, доброму или греховному, предшествует помысел, который когда-то был воспринят, выношен и наконец превратился в поступок. Говорят, что самый простой способ борьбы с грехом - это просто не принимать греховные помыслы. Пока помысел ещё не усвоен умом, пока он ощущается как внешний - его не так уж трудно отбросить, заняв ум чем-то другим. (Правда, спустя какое-то время помысел может прийти снова, сделать новую попытку занять наше внимание.) Иное дело - усвоенная умом мысль. Даже сознавая, что это неверная мысль, мы уже не можем с легкостью расстаться с нею.
Суть православной аскетики не в истязании тела подвигами, а в том, чтобы просто не принимать греховные помыслы. Казалось бы, это просто. Однако в действительности наша привычка принимать помыслы настолько велика, что мы как правило не фиксируем даже момент появления помысла. Очень часто пришедшая на ум мысль автоматически и почти сразу воспринимается как "своя", вскоре переходя и в поступок. Какая уж тут аскеза.
Помыслы имеют для нашей психической жизни такое большое значение, что на них давно обратили внимание люди, не имеющие отношения к Православию. Так называемый психоанализ - это целенаправленная работа с помыслами, особая психотехника, целью которой является на какое-то время освободить человека от власти помыслов. Плодом этой работы является изменение ума, осознание бессознательного, переоценка своих представлений о мире и о самом себе.
Суть техники очень проста. Человек должен не принимать приходящие на ум мысли и образы и не отвергать их, а просто фиксировать сам факт появления такой-то мысли или образа. Мы привыкли либо принимать пришедшую на ум мысль, либо отвергать её как негодную. Во время психоанализа мы не делаем ни того, ни другого. Мы просто наблюдаем за приходящими мыслями. И это простое действие удивительным образом меняет положение человека. Инструмент, при помощи которого духовный мир извне влиял на наше поведение, внезапно перестает работать! И духовный мир приходит в движение, чтобы снова подчинить нас своему контролю.
Опыт показывает, что обычному человеку очень недолгое время удается пребывать в таком состоянии. Казалось бы, это совсем нетрудно, да по сути это и действительно нетрудно, естественно... но уже очень скоро на ум приходит такая мысль, которую мы не можем не принять - настолько она важная или интересная. Или просто настолько "своя", что человек перестает наблюдать за помыслами, и начинает опять увлекаться ими. Сначала этой первой мыслью, которая выбила его из состояния наблюдения, а потом и всеми остальными мыслями. И возвращается в привычное состояние ума.
Каким бы сильным ни было наше сознательное намерение просто наблюдать за тем, что происходит в нашей душе, мы через достаточно короткое время обнаруживаем, что наш ум уже оккупирован какой-то мыслью и занимается ею как своей собственной, перестав следить за собой. Этот удивительный и всегда повторяющийся феномен вызывается действием некоей таинственной силы, которая называется "сопротивлением".
Чтобы в течение долгого времени удерживать свой ум в правильном состоянии, человеку оказывается необходим помощник, внешний наблюдатель, главная задача которого - замечать, что человек уклонился с курса, и вместо того, чтобы просто наблюдать за помыслами, увлекается ими. Процедура выглядит так: "клиент" рассказывает, какие мысли и образы приходят ему на ум, а "психоаналитик" просто спокойно слушает его. Фактически, от "психоаналитика" не требуется ничего кроме внимания. Его задача - снова и снова возвращать "пациента" на путь истинный, когда он уклоняется с него действием "сопротивления". Если бы какой-то человек был способен справиться с сопротивлением без посторонней помощи, то врач был бы по сути и не нужен. Это и есть процедура "психоанализа" в самом чистом, рафинированном виде.
Каждый из психоаналитиков привносил в эту процедуру какие-то изменения, дополнения и усовершенствования. Все они сводятся к тому, что психоаналитик старается как-то помочь человеку разобраться в себе, дает ему какие-то подсказки, анализирует то, что он слышит. Собственно, отсюда и происходит сам термин "психоанализ"! Не от сути дела, а от тех или иных дополнений, "усовершенствований" этой сути. Поэтому психоанализу люди учатся, бывают психоаналитики талантливые и не очень, вокруг этого возник целый мир, целое направление культуры. Между тем, самая-то суть дела проста и никакого обучения не требует. Надо просто помочь человеку увидеть, осознать, что происходит в его внутреннем мире и что наблюдается на границе с духовным миром, откуда приходят помыслы. Толкования бывают полезными, а бывают бесполезными. Но по сути они второстепенны и у каждого свои. А вот сама процедура такого самонаблюдения безусловно полезна.
Но когда мы таким образом помогаем человеку на какое-то достаточно длительное время обрести независимость от помыслов, духовный мир приходит в ещё более интенсивное движение, чтобы вернуть утраченный контроль. Сопротивление усиливается и становится все более утонченным. Человеку начинают приходить на ум такие помыслы, которые он по той или иной причине не решается высказать психоаналитику. Мало-помалу он замыкается в себе... и психоанализ прекращается. Чтобы преодолеть это препятствие, первый в мире психоаналитик, Зигмунд Фрейд, сформулировал "основное правило психоанализа": нужно сообщать абсолютно всё, что приходит на ум, даже если это кажется маловажным, случайным, неприличным или неуместным. Правило Фрейда кажется порой трудноисполнимым на деле, однако вековой опыт показывает, что оно весьма и весьма эффективно.
На этом этапе уже очень остро встает вопрос о доверии. "Пациенту" необходимо полностью довериться "психоаналитику", не опасаясь каких бы то ни было последствий. А такая степень доверия, даже если она достигнута, уже создает совершенно особые, по сути интимные отношения между двумя людьми.
Между тем, в духовном мире поднимается настоящая буря: контроль над человеком на какое-то время становится невозможным, а в другое время затрудняется. Ведь во время психоанализа человек мало-помалу привыкает к новому состоянию ума, начинает иначе относиться к помыслам, глубже понимать логику происходящего с ним по жизни. Но "сопротивление" не сдается - и вот на ум человеку начинают приходить такие помыслы, которые он уже не может не принять: помыслы, так или иначе относящиеся к личности самого психоаналитика. Теперь уже не принимать и не отвергать, а просто высказывать подобные помыслы в одном ряду с прочими не так-то легко. Да и самому психоаналитику лезут в голову всякие мысли, отвлекающие его от психоанализа и побуждающие под тем или иным благовидным предлогом прекратить его. И мне даже порой думается, что как таковой "анализ" мыслей в психоанализе - это не более чем способ прекратить саму процедуру как таковую или хотя бы прервать её на время.
Результатом этого противодействия являются сложные отношения, которые завязываются между пациентом и психоаналитиком. В психоанализе для обозначения этих отношений используются термины "перенос" и "контрперенос". Пациент начинает "переносить" на психоаналитика какие-то забытые отношения из своего прошлого, "проектировать" на него какие-то давние свои чувства.
Это было очень важным и интересным открытием Фрейда, на которое стоит обратить пристальное внимание: то, что мы не можем вспомнить, мы просто-напросто воспроизводим. Например, пациент начинает относиться к врачу так же, как он относился к своему отцу в глубоком детстве. Между тем, отцу в детстве мы не высказывали все, что приходит нам в голову. Пациент боится оскорбить психоаналитика или навлечь на себя его гнев. И вот, психоанализ опять останавливается!
Суть психоанализа в том, чтобы человек на некоторое время перестал автоматически следовать подсказкам своих помыслов и обрел внутреннюю независимость от них, а между тем эффект "воспроизведения" принципиально несовместим с "независимостью". Воспроизводящий человек действует "на автомате", не сознавая странности своего действия. Наблюдая этот эффект, врач осознает, что в дело опять вмешалось "сопротивление" духовного мира, которое приняло вот такую вот причудливую форму. На этом этапе, чтобы убедить пациента продолжать процедуру, психоаналитику приходится уже собственно "анализировать" происходящее с ним. А именно, надо постараться убедить пациента постараться превратить возникшее "воспроизведение" в воспоминание, обратив его внимание на те детали его поведения, которые невозможно объяснить реальными отношениями текущего момента. Таким способом порой удается реконструировать давно забытые эпизоды и отношения прошлого.
Если и эта трудность преодолена, то "сопротивление" дает психоанализу последний и решительный бой: теперь у самого психоаналитика начинается "воспроизведение", он переносит на пациента неразрешенные проблемы своего собственного прошлого. И вот на этом этапе всё действительно зависит уже от того, к какой школе относится данный психоаналитик, насколько эффективны приемы психотерапии, используемые в данной школе, и насколько хорошо данный конкретный психоаналитик их усвоил.
Безусловно, самый трудный и самый интересный аспект психоанализа (любой школы) - это именно возникающие эффекты переноса и контрпереноса, выводящие отношения врача и пациента на новый уровень. Между ними завязывается глубоко личный, индивидуальный контакт. Молодая пациентка порой влюбляется в врача, а молодой человек начинает считать его высшим авторитетом в вопросах жизни. Эти отношения могут и не мешать собственно процедуре психоанализа (пациент продолжает спокойно сообщать все, что ему приходит в голову), а могут какое-то время даже способствовать ей. Но время от времени "сопротивление" пытается использовать их для прекращения процедуры. Если врачу каждый раз удается обойти возникшее сопротивление и убедить пациента продолжать процедуру, то эмоциональная привязанность каждый раз углубляется и упрочивается. И наблюдая этот феномен, постепенно приходишь к выводу, что пациент де-факто воспроизводит в отношениях с психоаналитиком "родительский комплекс", найдя в нём новое и более удачное "воплощение" тех близких людей (матери, отца, воспитателей), от которых полностью зависела это жизнь в раннем детстве.
"Родительский комплекс" - это самый глубокий слой психики, обязательно обнаруживающийся у любого человека, так как никто из нас не мог бы выжить в младенчестве без помощи взрослых людей. Зависимость от этих людей и привязанность к ним была настолько сильна, что она становится первичным образцом и материалом для любого "воспроизведения". Она накладывает свой отпечаток на все последующие наши чувства и привязанности. И не удивительно, что успешный психоанализ рано или поздно приводит любого пациента к этой исходной точке.
И здесь тема психоанализа вдруг тесно переплетаются с темой брака.
В этом ЖЖурнале я все время буду исходить из этой основной темы и возвращаться к ней.
Происходящее в психоанализе нетрудно понять под таким углом зрения. Пациент в психоанализе символически "обнажает" перед психоаналитиком свои помышления, в том числе и самые тайные помышления (основное правило: "говорить всё, что приходит в голову"). Он доверяется этому человеку подобно тому, как доверялся в детстве родителям и воспитателям. И не удивительно, что мало-помалу у него возникает глубокая привязанность к этому человеку.
И подобно тому, как отношения с родителями в детстве должны были оставаться асексуальными, такими же асексуальными остаются и его отношения с психоаналитиком. Таким образом, психоаналитик оказывается идеальным объектом для переноса всех аспектов "родительского комплекса". Он как бы новый "родитель", который "донашивает" пациента, которому родители по той или иной причине недодали в детстве ласки или мудрости. Помогает ему по-настоящему разобраться в себе и решить те проблемы, которые не смогли или не захотели решить родители в детстве. Но вместе с тем он так же, как и когда-то родители, волей-неволей занимает в душе пациента место Бога.
А Бог дал нам сексуальность именно для того, чтобы мы имели возможность "оставить отца и мать", чтобы ничто более не отделяло нас от Него. Я подробно говорю об этом в заглавной статье своего ЖЖурнала (см.
Мистерия брака). Таким образом, с точки зрения религиозной психоанализ может быть по-настоящему полезен для души человека лишь в том случае, когда психоаналитик - святой человек. Свойство святости таково, что она не отделяет человека от Бога. Отделяет от Бога лишь грех.
И тут рождается странная на первый взгляд идея: а что если роль психоаналитика для каждого из супругов возьмет на себя его вторая половинка? С точки зрения классического психоанализа, это звучит как дикая ересь: ведь от психоаналитика требуется беспристрастность и объективность, иначе "контрперенос" моментально выведет его из строя. И вместо того чтобы спокойно выслушивать, что приходит на ум "пациенту", горе-аналитик займется чем-то другим: станет обсуждать, осуждать, "анализировать", делать выводы. Действительно, такая опасность имеется. Более того, она очевидна! Но именно в силу её очевидности она не является непреодолимой.
В профессиональном психоанализе от "врача" требуется профессионализм. Ведь там его задача не сводится к тому, чтобы просто слушать. Он должен анализировать, направлять пациента, фактически "обучать" его. Но перед профессиональным аналитиком и задача стоит профессиональная: к нему обращаются люди с серьезными проблемами: с неврозами, фобиями, с тяжелой психосоматикой, с настоящими болезнями.
А психоанализ в браке ставит перед собой более простую и достижимую задачу: углубить связь между супругами, построить более тесные, доверительные и интимные отношения между ними. Здесь не так важен "профессионализм" как просто любовь и доверие. Что касается профессионализма, вполне достаточно будет, если "психоаналитик" правильно поймет, в чем состоит его задача: не "анализировать", а просто слушать и побуждать к откровенности.
В браке отношения переноса и контрпереноса приобретают совсем другое наполнение. Собственно главную проблему любого брака, корень всех этих проблем, я исчерпывающе изложил в
Мистерии брака. Единственное, что мешает по-настоящему соединиться супругам - это "родительский комплекс" со всеми наросшими на нем осложнениями. Чтобы прилепиться друг ко другу и стать плотью единой, надо прежде "оставить отца своего и мать". Но ведь именно в этом направлении и движется любой успешно проводимый психоанализ!
Более того. В обычном психоанализе эротический перенос или контрперенос создают проблему. Это обычный прием "сопротивления" - подсунуть пациенту (и особенно пациентке) такие помыслы, которые заставят её ощутить плотское влечение к врачу. И это проблема. Но в семейном психоанализе подобный поворот дела совсем не плох - напротив, это очень даже хорошо и уместно! Супруги просто используют свое законное право и получат наслаждение и удовлетворение, что лишь укрепит их отношения. Пусть это помешает процедуре психоанализа на сей раз - но ничто не мешает вернуться к ней снова и снова.
Если контрперенос у "психоаналитика" усиливается настолько, что он/она перестает выполнять ту работу, которую должен делать (то есть, напомню: спокойно слушать, а также снова и снова убеждать "пациента" продолжать говорить все без исключения, что приходит в голову) - значит, для супругов просто-напросто пришло время поменяться ролями. Теперь бывшему "врачу" надлежит расслабиться и просто наблюдать за собой, а бывшему "пациенту" - помогать ей/ему в этом.
Подобно тому, как мы идем вперед, поочередно переставляя ноги, супруги должны время от времени меняться ролями. "Пациент/пациентка" движется вперед, познавая себя и свой внутренний мир. А "врач" играет для него роль точки опоры, опираясь на которую он продолжает движение. Это настолько естественная процедура, что мне порой думается, что сама идея психоанализа и изначально была предназначена именно для использования супругами.
С тех пор, как Фрейд первым в мире применил психоанализ, прошло уже более века. И за это время у людей накопился огромный опыт психоанализа людей с самыми разными проблемами, находящихся в самых разных ситуациях. Можно по-разному интерпретировать и оценивать тот факт, что приходящие в голову любому человеку мысли, с какой бы темы они ни начинались, рано или поздно приводят к теме секса. Фрейд это понимал так, что секс является центральной, определяющей темой всей человеческой жизни. Другие психоаналитики находили этому другие остроумные объяснения. Не вступая в споры по этому поводу, я лишь замечу, что в супружеских отношениях эта тема более чем уместна. При всей своей увлекательности, именно там-то только она и уместна, а в других отношениях часто бывает некстати. И это свойство психоанализа - регулярно наблюдаемый феномен! - тоже подталкивает меня к мысли, что брак и психоанализ просто-напросто созданы друг для друга.
Потому я рассматриваю данную статью, посвященную психоанализу в браке, как самое прямое, естественное и непосредственное продолжение темы
Мистерии брака. И считаю правильным закрепить её непосредственно под нею. Поскольку правила ЖЖ позволяют сделать это лишь играя с датами, я ставлю на ней фантастическую дату, перенося ровно на 10 лет будущее от того момента, когда она фактически была опубликована.
Дополнение (из
обсуждения):
medved_kuznets : Если честно, я так и не понял - как это осуществлять. Даже как подступиться - не понял.
palaman: Позвольте мне ответить на этот вопрос. Поскольку на мне лежала ответственность за литературную редакцию текста "Психоанализ в браке", то мне и отвечать в том случае, если этот текст вышел непонятным. Михаил Васильев изначально вообще считал, что об этих вещах бесполезно писать или обсуждать их публично. По его мнению, тут работает лишь индивидуальный подход. Но именно я убедил его попробовать.
Психоанализ в браке делается очень просто.
Прежде всего, Вам с супругой нужно уединиться. Далее, Вы начинаете сообщать ей, какие мысли спонтанно приходят Вам на ум. Просто наблюдаете за помыслами и фиксируете их в словах. Ваша задача - не увлекаться помыслами, не начинать рассуждать или анализировать, или рассказывать что-то преднамеренно и последовательно. Вы должны быть лишь пассивным наблюдателем того, что происходит в Вашем воображении. А её задача - помогать Вам в этом. Когда она замечает, что Вы уже не просто сообщаете, что Вам приходит на ум, но занимаетесь чем бы то ни было другим, она должна указать Вам на это и попросить, чтобы Вы вернулись к процедуре.
Вот и всё. Это очень простая процедура и никаких методологических премудростей тут нет. Вы наблюдаете за своими помыслами, а она наблюдает, как Вы наблюдаете за ними. Всё. Более ничего по сути и не требуется.
medved_kuznets : Спасибо. Вот значит как - просто наблюдать. Теперь намного понятнее.