Уже много лет я почти не подхожу к телевизору. - Зачем? Но моя жена включает телевизор, когда занимается хозяйственными делами.
И вот сегодня слышу такие слова (с точностью до смысла): «Мнение религии о том, что человек всегда виноват в своих грехах необоснованно. Ученые установили, что человек может разгневаться или убить не намеренно, а подсознательно - такова его физиология. И в этом случае он не совершил греха». Далее в том же духе: «не виновата я».
В общем «ученые» разобрались, наконец, с христианством и отправили его псу под хвост: вывод «подтвержден» научными данными.
Нет оснований подвергать сомнению возможность подсознательных действий человека: в этом смысле «ученые» ничего не открыли. Но любому человеку, хотя бы немного разбирающемуся в христианстве, известно: Бог не творит зла, а потому сотворил человека совершенным, и судить его будет не «по физиологии», а по грехам.
Православный человек в ежедневном утреннем правиле произносит: «остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами».
Но невозможно ни сделать дело, ни сказать слово, не помыслив. Недолжная мысль - есть грех, и только из мысли проистекают слова и дела. Если же недолжная мысль «засела» в подсознании, то это означает лишь одно: в результате многократного принятия этой мысли извне (согласия с ней) она стала человеку своей.
В подсознании человека хранится масса информации, которой он, как ему представляется, не помнит, но которая хранится в памяти и может извлекаться из нее при определенных обстоятельствах - по нужде. Накопление информации, отнюдь, не меняет физиологии: если содержащаяся в памяти информация о конкретных фактах или событиях физиологию не меняет, то какие могут быть основания для ее изменения при накоплении информации о понравившихся человеку стереотипах поведения?
Совсем другое дело, если речь идет о состоянии человеческой души. Информация нейтрального характера, разумеется, не оказывает на душу качественного влияния, но нравственно ориентированная информация может приводить к изменению душевных качеств. Изменения эти как раз и происходят при безусловном согласии человека с недолжными помыслами. Это согласие запечатлевается в памяти на уровне подсознания, представляясь человеку неопровержимой аксиомой, делая для него своими грехи (помыслы), возможными следствиями которых являются убийства, проявления гнева и прочих, вольно воспринятых, грехов.
Именно об этом сказал преподобный Иоанн Лествичник:
«По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное - сочетание, иное - сосложение, иное - пленение, иное - борьба, и иное, так называемая - страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением, пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится. Из всех сих первое безгрешно; второе же не совсем без греха; а третие судится по устроению подвизающегося; борьба бывает причиною венцов или мучений; пленение же иначе судится во время молитвы, иначе в другое время, иначе в отношении предметов безразличных, т.е. ни худых, ни добрых, и иначе в худых помышлениях. Страсть же без сомнения подлежит во всех, или соразмерному покаянию, или будущей муке; но кто первое, (т.е. прилог в мысли), помышляет бесстрастно, тот одним разом отсекает все последнее».
Преподобный Иоанн выразил обоснованную и подтвержденную опытом великого множества людей христианскую позицию: человек сам виновен в своих грехах, и нет никакого оправдания ни их формированию в душе, ни, следовательно, их проявлениям.
Противные же христианству выводы «ученых» происходят либо от «легкости» полета мысли, либо - гораздо вероятнее - по заказу строителей тысячелетнего царства божия на земле - хаоса, гарантированно обеспечивающего приход Антихриста.