Преображеніе Господне, которое мы нынѣ воспоминаемъ, происходило такимъ образомъ: Іисусъ Христосъ, взявъ съ Собою трехъ Своихъ учениковъ - Петра, Іакова и Іоанна, взошелъ съ ними на высокую гору, на Ѳаворъ и тамъ, во время молитвы, преобразился предъ ними, т. е. явился въ прославленномъ видѣ: лицо Его просіяло, какъ солнце, ризы сдѣлались бѣлы, какъ снѣгъ, и явились Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. Апостолъ Петръ, восхищенный такимъ чудеснымъ зрѣлищемъ, сказалъ Іисусу Христу: «Господи! хорошо намъ здѣсь; если хочешь, построимъ здѣсь три сѣни: одну Тебѣ, другую Моисею, третью Иліи».
Слушатели христіане! Отчего Апостолу Петру вдругъ такъ стало хорошо на горѣ, что онъ желалъ тамъ остаться навсегда? Святый Петръ, вѣроятно, и прежде бывалъ на этой горѣ; отчего же именно теперь стало ему такъ хорошо? Это оттого, что во время Преображенія отъ Іисуса Христа сіялъ необыкновенный свѣтъ, свѣтъ божественный, и Апостолы, сколько вмѣстить могли, наслаждались симъ свѣтомъ. При свѣтѣ божественномъ вездѣ хорошо: и во мракѣ свѣтло, и въ пустынѣ весело.
Желаете ли вы, слушатели, чтобы и вамъ на землѣ было хорошо и весело, чтобы и васъ осіявалъ свѣтъ божественный? Живите между собою въ любви и согласіи, и вамъ будетъ хорошо и весело, и вы будете жить во свѣтѣ божественномъ; кто любитъ брата своего (1 Іоан. 2, 10), говоритъ возлюбленный ученикъ Христовъ, тотъ во свѣтѣ пребываетъ. Какъ свѣтъ божественный сіялъ на горѣ Ѳаворѣ, гдѣ Апостолъ Петръ хотѣлъ построить три сѣни, такъ онъ всегда сіяетъ въ томъ семействѣ, гдѣ живутъ всѣ согласно. Какъ роса на Эрмонѣ, какъ роса, сходящая на горы сюнскія, такъ нисходитъ отъ Бога благословеніе на тѣхъ людей, которые живутъ между собою въ любви. И со стороны сердце радуется, какъ смотришь на людей, живущихъ между собою согласно: какою же радостію они наслаждаются сами!.. Къ несчастію, рѣдки такія семейства и немного такихъ людей.
Что дѣлать! говоримъ мы иногда, и радъ бы я жить со всѣми въ мирѣ, но не отъ меня зависитъ; и готовъ бы я забывать всѣ оскорбленія, но меня не только оскорбляютъ, но и примириться со мною не хотятъ. Нѣтъ, слушатели, отъ насъ главнымъ образомъ зависитъ жить въ мирѣ со всѣми: отъ насъ зависитъ мирно жить даже и съ тѣми, которые не хотятъ мирно жить и мириться. Выслушайте слѣдующее происшествіе, и вы убѣдитесь въ истинѣ словъ моихъ (См. Прологъ на 17-е сентября). Одинъ инокъ, оскорбленный братомъ, пришелъ къ нему, чтобы помириться съ нимъ, но тотъ не принялъ его и дверей ему не отворилъ. Отвергнутый инокъ пошелъ послѣ того къ одному опытному старцу и сказалъ ему объ этомъ. „Знаешь ли, сказалъ ему старецъ, отчего обидѣвшій тебя братъ не захотѣлъ съ тобою примириться? Ты, идя къ нему мириться, себя самого въ душѣ оправдывалъ, а его мысленно обвинялъ. Совѣтую тебѣ такъ поступить: хотя и братъ твой согрѣшилъ противъ тебя, но ты утверди въ душѣ твоей ту мысль, что ты согрѣшилъ противъ него, а не онъ противъ тебя; себя обвини, а его оправдай". Инокъ сдѣлалъ по совѣту старца, пошелъ къ своему брату, и что же? не успѣлъ толкнуть въ двери, какъ тотъ отворилъ ихъ тотчасъ и встрѣтилъ его съ распростертыми объятіями.
Итакъ, слушатель благочестивый, если ты хочешь мирно жить или помириться съ кѣмъ-нибудь, а тотъ не хочетъ, то ты въ душѣ твоей старайся оправдывать его, хотя бы онъ былъ дѣйствительно виноватъ предъ тобою, а себя самого обвиняй, хотя бы ты былъ предъ нимъ по всему правъ. Души наши какъ-то понимаютъ другъ друга, и сердечныя наши расположенія сильно дѣйствуютъ на сердце другого. Въ ту минуту какъ ты будешь оправдывать и извинять другого, тотъ съ своей стороны будетъ тебя оправдывать и извинять; такимъ образомъ между вами всегда будетъ миръ и согласіе.
На горѣ преобразивыйся Христе Боже нашъ! Соедини любовію наши сердца такъ, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имѣли нужды мириться. Аминь.