О Правилах Православной Церкви и соборном Суде (часть I)

Jun 23, 2007 02:48

Для утверждения о нарушении любого из Правил Православной Церкви, естественно, требуется обоснование, без которого трудно, а в большинстве случаев невозможно, убедиться в справедливости самого утверждения. Однако, при наличии непреложного обоснования вывод о нарушении правила становится неизбежным. Вне зависимости от того, состоялся ли соборный Суд и какое решение он принял, если состоялся.
А теперь - несколько цитат (выделения сделаны мной).

Патриарх Никон: «Божественные каноны не имеют принудительной санкции для их исполнения, но за нарушение оных карает Сам Бог, карает неумолимо и неотвратимо, ибо непослушание им есть непослушание апостолам и их преемникам, а отвергший их отвергает Сына Божия, а отвергающий Его отвергает и Пославшего Его».
Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный Христианский Катехизис (п. 267 раздела «О девятом члене Символа веры»): «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мёртвые члены отсекаются от тела Церкви».
Из толкования епископа Никодима на 10-е Апостольское Правило: «Отлучение, о котором мы говорили в нашем толковании 5-го Ап. Правила… происходит само собою…».
Изложенiе христiанской православной веры. Протоиерея Петра Смирнова. Изданiе двадцать пятое, дополненное, согласно новой, утвержденной определенiемъ Св. Синода отъ 15 iюля - 18 августа 1910 г. за № 5414, программе преподаванiя Закона Божiя в VII и VIII классахъ гимназiй, магистромъ богословiя М. Сменцовскимъ. С.-Петербургъ. Типографiя И. В. Леонтьева, Басковъ пер., д. 4. 1914, стр. 228:
«Отсеченiе нераскаянныхъ грешниковъ от тела Церкви совершается силою Iисуса Христа, Который, какъ Женихъ, блюдетъ чистоту и святость Своей Церкви. Отсеченiе это совершается иногда и видимою властiю Церкви».
Из присяги епископа перед хиротонией: «Обещаюся блюсти каноны святых Апостол и седми вселенских, и благочестивых поместных соборов, иже на сохранение правых велений суть узаконены, и елико по разным временом и летом от истинно поборствующих по святей кафоличестей восточней православней вере, каноны и святые уставы суть изображены, и та вся хранити крепце и ненарушне до кончины моея жизни с сим моим обещанием свидетельствую; и вся, яже они прияша, и аз приемлю, и ихже они отвратишася, и аз отвращаюся... Аще же обещанное зде мною что преступлю, или божественным правилом явлюся противен,.. тогда абие да лишен буду всего сана своего и власти, без всякаго извета и слова, и чужде да явлюся дара небеснаго, при посвящении возложением рук даннаго мне Духом Святым».
Григорий Великий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. Беседа 17: «…хотя Он преступления подчиненных наказывает через пастырей, но преступления пастырей наказывает лично Сам. Вот этому только люди не могут поверить, потому что оно совершается сокровенно».

Все эти источники единомысленно указывают на то, что наказания, предусмотренные Правилами за их нарушение, приводятся в исполнение независимо от человеческих (в том числе, соборного Суда) рассуждений и решений. Да, и станет ли Дух Святый, которым написаны Правила, ожидать, когда соборный Суд Московской патриархии накажет, наконец, себя в полном составе. К сожалению, ожидать соборного Суда РПЦЗ в нынешнем ее состоянии также не приходится. Поэтому, не вернее ли в случае установления факта нарушения какого-либо правила любым членом Церкви, будь то клирик или мирянин, ориентироваться на Правила Православной Церкви - ведь они и есть мнение Церкви. Непререкаемое и неизменяемое. Они и есть - Высший Церковный Суд. Но неверно вершить свой суд. Можно сделать лишь собственную оценку ситуации, не навязывая ее окружающим.

Предостережение.
При вынесении даже собственной оценки являются безусловно необходимыми и имеют исключительную важность:
- добросовестность и безэмоциональность;
- безукоризненное знание Правил;
- отказ от оценки в случае малейших сомнений или недостаточности Правил;
- отказ от оценки «по аналогии».
При невозможности соблюдения всех этих условий или неуверенности в возможности их соблюдения следует отказаться от оценки. Лучше обратиться к более знающим и опытным братьям. В противном случае можно впасть в осуждение.

каноны, Правила Православной Церкви

Previous post Next post
Up