Казалось бы более уместно поинтересоваться, в чем сходство между этими грехами. Различие-то очевидно. Но не будем спешить.
Всякий грех есть желание - отрицание какой-либо добродетели. И уже один этот факт свидетельствует о принадлежности всех грехов к одному классу явлений. Но на этом сходство грехов не заканчивается.
Всем известно, что пьяница испытывает страдания при невозможности принять дозу алкоголя; курильщик - при невозможности покурить, чревоугодник - при отсутствии пищи либо в избыточном количестве, либо не устраивающей его по вкусу, либо во внеурочное время.
Но и завистливый страдает при отсутствии объекта зависти, обидчивый - при невозможности обидеться, хвастливый - при невозможности выставить перед людьми свои действительные или мнимые достоинства.
Поэтому пьяница ищет возможности выпить, курильщик - возможности покурить, чревоугодник - возможности побольше, повкуснее или почаще поесть.
А завистливый, обидчивый и хвастливый испытывают страдания из-за невозможности реализации зависти, обидчивости и хвастовства соответственно и поэтому изыскивают любую возможность для их практического осуществления.
Вот и получается, что качества всех упомянутых категорий людей не только относятся к одной группе явлений, но испытывают обусловленные этими качествами негативные ощущения и стремятся их нейтрализовать.
А в чем же различие между пьянством, курением и чревоугодием, с одной стороны, и завистью, обидчивостью и хвастовством, с другой стороны? - Только в том, что качества первой группы вызывают страдания физические, а второй - душевные.
Но разве так уж важна конкретика этих ощущений? Принципиальных различий между желаниями нет вообще. Действуют они одинаково: доставляют страдания в этой жизни и преграждают движение к вечному блаженству.
Потому-то и говорили святые отцы, что малых грехов не бывает.
Да и выделение в особую группу неких смертных грехов вряд ли имеет под собой какие-либо основания. Смертный грех - нераскаянный грех.