Важнейшим «инструментом» Священного Писания при рассмотрении состояния души и духа человека является понятие «сердце».
Священные тексты и святые отцы не оставили нам четкого определения этого понятия, однако анализ содержания соответствующих стихов даже только книг Нового Завета дает достаточно оснований для формулирования сути, вложенной Творцом в слово «сердце».
Для уяснения того - что есть сердце и какие функции оно выполняет, обратимся к книгам Нового Завета.
«Блажéни чи́стiи сéрдцемъ: я́ко тíи бóга ýзрятъ» (Мф 5:8).
Уже отсюда ясно, что речь идет о сердце не как анатомическом органе, обеспечивающем циркуляцию крови в организме человека. Сама мысли об отмывании какого-либо органа с целью узреть Бога совершенно нелепа. Все прочие цитируемые стихи в этом отношении не изменяют представления о сердце.
А коли так, то выражение «чи́стiи сéрдцемъ» следует понимать не иначе как состояние очищенности от душевной скверны. Ведь человек, как свидетельствует книга Бытия, состоит из души тела.
«Не скрывáйте себѣ́ сокрóвищъ на земли́, идѣ́же чéрвь и тля́ тли́тъ, и идѣ́же тáтiе подкóпываютъ и крáдутъ: скрывáйте же себѣ́ сокрóвище на небеси́, идѣ́же ни чéрвь, ни тля́ тли́тъ, и идѣ́же тáтiе не подкóпываютъ, ни крáдутъ: идѣ́же бо éсть сокрóвище вáше, тý бýдетъ и сéрдце вáше» (Мф 6:19-21).
В сердце сокрыто расположение души человека, отражающее его стремление к Богу или к мiру.
«приближáются мнѣ́ лю́дiе сíи усты́ свои́ми и устнáми чтýтъ мя́: сéрдце же и́хъ далéче отстои́тъ от менé: всýе же чтýтъ мя́, учáще учéниемъ, зáповѣдемъ человѣ́ческимъ» (Мф 15:8-9).
Сказано: «Сé бо цáрствiе бóжiе внýтрь вáсъ éсть» (Лк 17:21). Не нуждаясь в Царстве Небесном, не имея в сердце Христа, человек самоуверенно подменяет дух Его учения буквой закона.
Состояние сердца прямо указывает на «место» его стояния: со-стояние с Богом или же со-стояние с лежащим во зле мiром (1Ин 5:19), отражая дух человека.
«от сéрдца бо исхóдятъ помышлéнiя злáя, уби́йства, прелюбодѣя́нiя, любодѣя́нiя, татьбы́, лжесвидѣ́телства, хулы́: сiя́ сýть скверня́щая человѣ́ка» (Мф 15:19).
Естественно, помышления исходят оттуда, где хранятся.
«негодовáхъ рóда тогó и рѣ́хъ: при́сно заблуждáютъ сéрдцемъ» (Евр 3:10).
Сердцем человек заблуждается.
«осуети́шася помышлéнiи свóими, и омрачи́ся неразýмное и́хъ сéрдце» (Рим 1:21).
Сердце омрачается суетными помышлениями.
«А́зъ же глагóлю вáмъ, я́ко вся́къ, и́же воззри́тъ на женý ко éже вожделѣ́ти ея́, ужé любодѣ́йствова съ нéю въ сéрдцы своéмъ» (Мф 5:28).
Любодеяние есть хранимая в сердце душевная скверна, «помещенная» туда по злому произволению самого человека.
«А́ще же зáвисть гóрьку и́мате и рвéнiе въ сердцáхъ вáшихъ, не хвали́теся, ни лжи́те на и́стину» (Иак 3:14).
Сердце человека хранит зависть, рвение.
«óчи имýще испóлнь блудодѣя́нiя и непрестáемаго грѣхá, прельщáюще дýшы неутверждéны, сéрдце научéно лихои́мству имýще, кля́твы чáда» (2Пет 2:14).
В сердце человек содержит лихоимство.
«А́ще ктó мни́тся вѣ́ренъ бы́ти въ вáсъ, и не обуздовáетъ язы́ка своегó, но льсти́тъ сéрдце своé, сегó сýетна [éсть] вѣ́ра» (Иак 1:26).
Сердцем человек прельщается.
«Да не смущáется сéрдце вáше, ни устрашáетъ» (Ин 14:27).
Сердцем ощущает человек смущение и страх.
«скóрби испóлнихъ сердцá вáша» (Ин 16:6).
Сердце человека наполняется скорбью.
«отолстѣ́ бо сéрдце людíй си́хъ, и уши́ма тя́жко слы́шаша, и óчи свои́ смежи́ша, да не когдá ýзрятъ очи́ма, и уши́ма услы́шатъ, и сéрдцемъ уразумѣ́ютъ, и обратя́тся, и исцѣлю́ и́хъ» (Мф 13:15).
Порочное состояние сердца не лишает, разумеется, человека органов чувств (хотя они могут повреждаться вследствие грехов), но омрачает его ум, не давая возможности разумно обратиться к Богу за исцелением. Ум же, помраченный грехами, оказывается неспособным к противостоянию укрепившимся в сердце греховным помыслам, спрятанным в подсознании человека.
«вся́кому слы́шащему слóво цáрствiя и не разумѣвáющу, прихóдитъ лукáвый и восхищáетъ всѣ́янное въ сéрдцы егó» (Мф 13:19).
Помрачение ума препятствует сохранности в сердце добродетели, обращая ее в свое отрицание - грех.
«научи́теся от менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ» (Мф 11:29).
Душевный покой есть следствие смирения сердцем. Состояние души определяется состоянием сердца.
«пáки же узрю́ вы, и возрáдуется сéрдце вáше» (Ин 16:22).
Сердцем человек радуется.
«Марiáмь же соблюдáше вся́ глагóлы сiя́, слагáющи въ сéрдцы своéмъ» (Лк 2:19).
В сердце хранила Мария полученную от ангела благую весть.
«Не бó и́же я́вѣ, иудéй éсть, ни éже я́вѣ во плóти, обрѣ́занiе: но и́же въ тáйнѣ иудéй, и обрѣ́занiе сéрдца дýхомъ, [а] не писáнiемъ: емýже похвалá не от человѣ́къ, но от бóга» (Рим 2:28-29).
Сердце обладает духом лжи или духом правды.
«Но дáже до днéсь, внегдá чтéтся моисéй, покрывáло на сéрдцѣ и́хъ лежи́тъ: внегдá же обратя́тся ко гóсподу, взимáется покрывáло» (2Кор 3:15-16).
Сердцем стремится человек к Богу или отгораживается от Него.
«áще сéрдце нáше не зáзритъ нáмъ, дерзновéнiе и́мамы къ бóгу» (1Ин 3:21).
Если сердце не упрекает человека, значит он имеет дерзновение к Богу, с чистой совестью следует за Ним.
«да приступáемъ со и́стиннымъ сéрдцемъ во извѣщéнiи вѣ́ры, окроплéни сердцы́ от сóвѣсти лукáвыя и измовéни тѣлесы́ водóю чи́стою» (Евр 10:22).
Искреннее сердце очищено от порочной совести.
«сéрдцемъ бо вѣ́руется въ прáвду» (Рим 10:10).
Сердцем верует человек.
«бóгъ бо дáлъ éсть въ сердцá и́хъ, сотвори́ти вóлю егó» (Откр 17:17).
Бог вкладывает в сердце потребность исполнения Его воли: стремление к добру - к исполнению Его заповедей.
«возлю́биши Гóспода бóга твоегó всѣ́мъ сéрдцемъ твои́мъ, и всéю душéю твоéю, и всéю мы́слiю твоéю (Мф 22:37).
Как же можно любить Господа, не имея Его в сердце своем, не содержа Его в своей душе? Ведь сердце, хранящее все помыслы - добрые и злые - неотделимо от души человеческой.
Суммируя сказанное, приходим к выводу: сердце есть «отдел» человеческой души, представляющий собой вместилище помыслов и совести и, в конечном счете, формируемого ими духа человека. Вместилище, из которого черпаются все потребности, желания и хотения человека, управляющие его деятельностью.