Если радио «Вера», говоря о христианской нравственности, не учит чему-то своему, то обычно цитирует не святоотеческие творения, а высказывания известных людей, нередко не имеющих отношения к христианству. Вот и сегодня были озвучены слова некоего Бориса Васильева: «Гордость - чаще всего - это форма презрения».
Услышав такое, любой добросовестный христианин не может не отметить следующих моментов.
1. Гордость - это не форма, а личное качество человека. И уже этого достаточно, чтобы не запускать в эфир откровенную ложь. Но задача «светлого» радио совсем иная: представить отрицательное качество в виде какой-то формы. От того, что это не просто форма, а форма чего-то, суть не меняется: форма есть форма. А форма не является нравственной категорией. Отсюда следует, что гордость и нравственность - понятия невзаимосвязанные. Но почему же тогда святые отцы единодушно называли гордость корнем греха?
2. Если гордость бывает какой-то чаще всего, то бывает и не таковой. Значит гордость - понятие неопределенное? Но тогда в чем смысл этого высказывания?
3. Книга Бытия говорит, что гордость - это желание быть «я́ко бóзи, вѣ́дяще дóброе и лукáвое» (Быт 3:5), то есть считать себя равным Богу, заранее знающему последствия любых дел и поступков; причиной всего доброго, что есть в тебе и тебя окружающем.
А презрение - это проявление презрительности - желания относиться к окружающим как к неспособным ни на что доброе и заслуживающим лишь уничижения.
Таким образом, гордость - греховное качество, а презрение - даже не качество, а проявление другого, отличного от гордости, греха. Так как же можно приравнивать одно качество к проявлению другого качества?
Но отметить все это может только христианин, а никак не «светлое» радио. «Светлому» радио важно то, что говорят «великие» люди. А христианство… христианство подождет.