Это может показаться парадоксальным, но каждый из ныне живущих имеет потенциальную возможность стать выше святых отцов в богословском отношении.
Святые отцы, жившие в первые века христианства, были первопроходцами в формулировании догматов веры. Они совершили колоссальный труд, потребовавший не только истинной веры, но и досконального знания Священного Писания, напряженнейшей работы ума, безукоризненной логики, огромных затрат времени и энергии.
Они веками пробирались через иносказания священных текстов, извлекая из них жемчужины правды и истины, иногда ошибаясь, но систематически выкристаллизовывая самую суть христианства и отстаивая ее соборно.
Даже Символ веры был сформулирован лишь через 3 столетия после Христова Воскресения, а в окончательном виде принят еще полстолетия спустя. А впоследствии разъяснялся в течение 3-х столетий. Некоторые богословские проблемы потребовали своего соборного разрешения еще через 7 веков.
Богословские познания поздних отцов, воспользовавшихся трудами отцов первых веков христианства, были существенно глубже.
Теперь же, когда все богословские вопросы решены, все ереси (за исключением возникшего в начале XX века
языческого имяверия) осуждены соборно, возможно узнать православие без исследований, лишь усвоив результаты святоотеческих трудов.
И должно быть благодарными святым отцам, обеспечившим нам возможность с минимальными затратами получить то, что они приобрели самоотверженным трудом, а нередко и ценой своей жизни.