Кандидат богословия преподаватель кафедры библеистики и филологии Московской духовной академии «священник» Дмитрий Барицкий, комментируя сегодня на радио «Вера» стихи 29-34 главы 20 Евангелия от Матфея, произнес:
«Для Него нет тех, кто мозолит Ему глаза. А потому вопить к Нему с назойливой настойчивостью имеет право каждый».
И добавил:
«Проявим настойчивость. Каждый раз будем просить Его так, будто это наш последний шанс получить просимое. Только в этом случае, мы получим то, что нам полезно и чего мы так желаем».
Подчеркну: это сказал преподаватель библеистики и филологии духовной академии.
Оценка этих высказываний именно с точки зрения экзегетики (как части библеистики) и с точки зрения филологии напрашивается сама собой.
Вот как толкует евангельские стихи, прокомментированные «православным ученым», Иоанн Златоуст:
«Самый крик и усердное желание подойти к Нему уже очень ясно всем показывали их веру. Отсюда-то научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были ничтожны, отвержены, но, с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется. Посмотри, как и эти слепцы, не имея даже ни одного из апостолов на своей стороне, и еще от многих слыша запрещение, победили все препятствия, пришли к самому Иисусу; и хотя евангелист не свидетельствует, чтобы их жизнь сколько-нибудь ручалась за их дерзновение, но вместо всего для них достаточно было одного усердия. Поревнуем и мы этим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои, пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, - будем продолжать свою молитву: этим самым мы особенно и умилостивим Бога. Посмотри и здесь, как ни нищета, ни слепота, ни мысль слепцов, что они не будут услышаны, ни запрещение народа, - ничто не остановило их. Такова-то душа пламенная и терпеливая!» (Толкование на святого Матфея евангелиста. Глава 66: 1).
Так кто же тут и кому мозолил глаза, дав повод говорить об этом «православному ученому»? Не назойливая настойчивость, но вера, усердие и терпение слепцов умилостивили Христа.
Но ученый-экзегет имеет свою точку зрения, базирующуюся в его собственной душе и более не основанную ни на чем, а ученый-филолог не имеет ровным счетом никакого действительного представления о таких, безусловно греховных, качествах, как назойливость (желание вступать в общение с не хотящим этого общения: вести себя, как назойливая муха; липнуть к другому, как банный лист) и настойчивость (желание настоять на своем), не отличая их ни от веры, ни от усердия, ни от терпения.
Не понимает этот ученый и того, что полезное и желаемое - совершенно разные вещи. Иоанн Златоуст прямо говорил: «пожелание есть обман и ложь» (Толкование на послание к Евреям. Беседа 5: 5), то есть грех, а потому получить желаемое от Бога невозможно: Он не потворствует грехам. В том числе назойливости и настойчивости.
(Да не смутится читающий эти строки словосочетанием «усердное желание» в приведенной выше выдержке из перевода толкования Иоанна Златоуста: назвав желание обманом и ложью, святой не противоречит сам себе. Не виноват он в неумении переводчика отличить хотение от желания.)
Если же человек к тому же просто бессмысленно вопит, то не может рассчитывать на милость Божию: прося о милости, надо не вопить, а вопиять. Это не одно и то же.
Разница между этими понятиями отчетливо видна из толковых словарей русского языка разных времен.
Воплiвый - плачливый, склонный къ плаканiю.
Завопить - начать вопить, заплакать съ крикомъ.
Вопiю, вопiяю - 1) Кричу, голос возвышаю, сильный крик поднимаю. 2) Воззываю съ плачемъ, простираю жалобный гласъ, испускаю вопль.
Вопiенiе - плачъ, вопль, жалоба съ плачемъ соединенная.
(Словарь Академiи Россiйской въ Санктъ-Петербурге, при Императорской Академiи Наукъ. Часть I. 1789).
Вопить - 1) Громко, неистово кричать. 2) Причитать, голосить по кому-л., над кем-л.
Вопиять - Громко кричать, взывать о чем-л.
(Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Том I. - М., 1957.
В общем, ученое богословие на поверку оказалось вульгарным пустословием (
по-славянски - блядословием). Впрочем, нынче этим трудно удивить.