Христианские катехизисы утверждают, что Бог сотворил мiр из ничего.
«Он будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мiр» (Митрополит Петр Могила. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, вопрос 8).
«Св. Писание открыло нам о сотворении мiра то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю» (Митрополит Филарет Дроздов.
Пространный Христианский Катехизис, 111).Однако катехизисы не подкрепляют утверждение о сотворении мiра из ничего ссылками на текст Священного Писания. Иначе и быть не должно: ни Господь, ни пророки, ни апостолы этого не говорили. Сказано просто: «Въ начáлѣ сотвори́ Бóгъ нéбо и зéмлю» (Быт 1:1).
«И создá Бóгъ человѣ́ка, пéрсть [взéмъ] отъ земли́, и вдýну въ лицé егó дыхáнiе жи́зни» (Быт 2:7), - сказано. А как сотворил небо и землю - не сказано.
Апостол же Павел пишет: «изъ тогó и тѣ́мъ и въ нéмъ вся́ческая» (Рим 11:36). (В синодальном переводе: «все из Него, Им и к Нему».)
Уже отсюда видно, что все сотворено не из ничего, а из Самого Бога. Не в том смысле, разумеется, что взято из Его неизменяемой сущности, но как сказал апостол: «Вѣ́рою разумѣвáемъ соверши́тися вѣкóмъ глагóломъ Бóжiимъ, во éже отъ неявля́емыхъ ви́димымъ бы́ти» (Евр 11:3). (В синодальном переводе: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».)
Словом Божиим не явленное (невидимое), но существующее, стало видимым.
Так что же это за невидимое, из которого Слово явило видимый мiр? Это ясно из слов Григория Паламы:
«Видишь, что многое из того, что окрест Бога безначально и нетварно, и что выше и превосходнее их Божество? И по чему же Оно выше всего этого, если не по преименной (υπερωνυμον), неименуемой, непостижимой, непричаствуемой и не имеющей причины природе и сущности. <…> Так что Он выше и Своих нетварных энергий» (О божественных энергиях и их причастии, 29, 30).
Безначальные нетварные божественные энергии - не Сам Бог, но то, что окрест Него. А все прочее, бытующее окрест единственного абсолютного Духа, имеет иную сущность. Это отлично понимал святой Григорий.
Современной же науке известно, что энергия материальна. Но этого не знали ни авторы упомянутых катехизисов, ни, тем более, святые отцы. Для них невидимая энергия была этим самым «ничего».
Напрашивается мысль: именно из Своих невидимых энергий Бог и сотворил Своим Словом видимый мiр.
Эта мысль находится в полном согласии с мыслью Григория Паламы:
«Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы (προνοιαι) и благости Бога, <…> по которым Он является причиной всех сущих, ибо благодаря тому, что они есть, произошло сотворение и существование всего (подчеркивание мое - Д.П.)» (О Божественном соединении и разделении,15).