Распространилось мнение о том, что божественные энергии есть Сам Бог. Обычно это мнение обосновывается ссылками на Григория Паламу, якобы употреблявшего такое выражение.
Однако бездумное цитирование даже действительных высказываний святых отцов далеко не всегда ведет к истине.
В данном случае:
1. Святой Григорий четко разделяет нетварную божественную сущность и нетварные же божественные энергии, называемые им тем, «что окрест Бога» (О божественных энергиях и их причастии, 29).
Но если божественные энергии окрест Бога, то как они могут быть Самим Богом?
2. Бог «несоздан,.. прост, несложен,.. един, т.е. одно Существо» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава 2).
Если Бог - несозданное, простое, несложное, единое Существо, то Его нетварная сущность и Его нетварные энергии есть единое целое. Вместе с тем (по Паламе) Его энергии существуют окрест Него.
Здесь нет никакого противоречия, поскольку божественные энергии - это не части, а свойства Бога.
Но как же могут быть Существом свойства?
Если теперь немного задуматься, то невозможно не понять, какой смысл вкладывал святой Григорий в слова «божественные энергии есть Сам Бог», если и говорил так. Божественные энергии могут быть названы Богом лишь в том смысле, что они являются Его - и только Его - свойствами. По этим энергиям узнаётся невидимый Бог. Его энергии идентифицируются с Его именем.
Таким же образом мы узнаём человека по его голосу, идентифицируя голос с именем говорящего.
Единый Бог - не сущность и не энергии, но их совокупность.